Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 138
Скачиваний: 5
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
- крайне искаженная структура национальной экономики, где ведущую роль играл военно-промышленный комплекс, а роль отраслей, ориентированных на потребительский рынок, была принижена;
- неконкурентоспособность преобладающей части отраслей промышленности и сельского хозяйства.
Стратегическая цель переходного периода в России -- это формирование эффективной рыночной экономики с сильной социальной ориентацией. Условиями создания такой экономики являются:
а) преобладание частной собственности;
б) создание конкурентной среды;
в) эффективное государство, обеспечивающее надежную защиту прав собственности и создающее условия для экономического
роста;
г) эффективная система социальной защиты;
д) открытая конкурентоспособная на мировом рынке экономика.
Для перехода к рыночной экономике в стране необходимо было осуществить приватизацию, либерализацию цен, создать рыночную инфраструктуру и сделать экономику открытой. При этом стояла задача, каким образом проводить рыночные преобразования - эволюционным или революционным путем. [10, c. 273]
Руководством страны был избран радикальный путь преобразований, т.е. путь «шоковой терапии». В стране в кратчайшие сроки был осуществлен переход на рыночные принципы хозяйствования. В процессе перестройки, для замены планового управления из единого центра на рыночные методы хозяйствования, необходимо было установить частную собственность на средства производства. На основе частной собственности создается слой предпринимателей, которые самостоятельно решают все свои экономические вопросы. Этим самым разрушается государственный монополизм руководства. В экономике начинают действовать рыночные принципы, охватившие производство, распределение, обмен и потребление материальных благ. Поэтому главным в построении рыночной экономики был вопрос разгосударствления и приватизации.
Разгосударствление включает мероприятия, направленные на ликвидацию государственного монополизма в области экономики и уход государства от хозяйственного управления предприятиями.
Приватизация - одна из форм конкретного воплощение разгосударствления, заключающаяся в превращении государственной собственности в частную собственность, осуществляемая на бесплатной основе или посредством продажи. В России использовались оба варианта
Важным фактором перехода к рыночной экономике является либерализация цен. В России она была проведена очень быстро. Со 2 января 1992 года цены стали свободными. Либерализация цен породила гиперинфляцию. Так, в 1992 году цены выросли в 26 раз. Рост цен обесценил сбережения населения, обанкротил массу предприятий: создал
безработицу и спровоцировал ее рост, снизил покупательную способность населения. Но либерализация цен позволила внедрить рыночный механизм цены, ликвидировать дефицит товаров и их дотацию со стороны государства. [11, c. 115]
В настоящее время определение российской экономики как переходной неправомерно. За последнее десятилетие прошлого века и начало 21 века экономическая система нашей страны приобрела весь набор рыночных институтов:
- Большая часть ВВП производится в негосударственном секторе экономики.
- Государство выступает в роли покупателя, через систему государственных заказов, для получения необходимой ему продукции и услуг от частного сектора.
- Движение ресурсов осуществляется через механизм купли - продажи.
- В России действуют открытые для всего населения фондовый и валютный рынки.
- Ликвидирована монополия внешней торговли.
- Создана двухуровневая банковская система с независимым ЦБ и множеством негосударственных банков.
- Заложены основы рынка труда, услуг и т.д.
6 июня 2002 года Министерство торговли США предоставило России статус страны с рыночной экономикой. 7 ноября 2002 года, в день примирения и согласия, Евросоюз окончательно признал Россию страной с рыночной экономикой.
Однако, сегодня, как отечественные, так и зарубежные эксперты независимо от принадлежности к той или иной научной экономической школе видят что, несмотря на присутствие в российской экономической системе всех атрибутов рыночной экономики, их институциональное оформление далеко не завершено.
Включение России в полнокровные мирохозяйственные процессы проходило для страны с отрицательной результативностью: при положительном балансе внешней торговли утечка отечественного капитала за рубеж значительно больше, чем иностранные инвестиции в российскую экономику. Такая динамика выгодна мировому хозяйству и конкретным зарубежным партнёрам российских компаний, поскольку они получают энерго- и трудоёмкие сырьевые, энергетические и другие ресурсы, оставляя за собой лидерство в отраслях высокой переработки и технологий. Фактически по-прежнему лишь природные и энергетические ископаемые позволяют России сохранять свою нишу на мировых рынках. [12, c. 219]
Накопились диспропорции в развитии различных рынков. Финансовый рынок резко рванул вперёд, в результате финансовый сектор в целом вышел на собственную орбиту развития, оторвавшись от других сегментов экономики. Значительное отставание рынка труда не только не обеспечивало достаточный платёжеспособный спрос, но и тормозило развитие внутреннего рынка вообще. В результате многих причин долго не могло сформироваться полноценное единое рыночное пространство страны, что приводило к экономической обособленности регионов и росту противоречий между ними.
И в то же время надо отметить положительные тенденции последних годов. Правительство России обратило внимание на малый бизнес, который существенно влияет на становление рыночной экономики. Активно развиваются рынки услуг, труда, информации, ценных бумаг.
Для здоровой экономической системы рыночного типа характерны следующие макроэкономические показатели:
1) Высокий темп роста ВВП (ВНП), в пределах 2-3% в год;
2) Низкий, не выше 4-5% годовой рост инфляции;
3) Дефицит государственного бюджета не выше уровня 9,5% от размера ВВП;
4) Уровень безработицы не выше 4-6% от размера экономически активного населения страны;
Неотрицательный платежный баланс страны.
В таблице 1 приведены некоторые показатели развития Российской Федерации:
Таблица 1 Отдельные макроэкономические показатели России по годам
| | | | | |
в % относительно предыдущего периода | | | | | |
2002 | 2005 | 2009 | 2010 | 2011 | |
Темп роста ВВП | 4,7 | 6,4 | -7,8 | 4,0 | 4,3 |
Инфляция | 15,8 | 12,7 | 11,7 | 6,9 | 8,9 |
Уровень безработицы | 8,0 | 7,6 | 8,4 | 7,5 | 6,5 |
Дефицит государственного бюджета от размера ВВП1) | -1,4 | 7,5 | 5,9 | 3,9 | 0,8 |
Знак «минус» означает, что исполнение государственного бюджета было с продефицитом.
Анализируя таблицу 1, можно сказать, что за последние годы Россия приблизилась по макроэкономическим показателям к здоровой рыночной экономике. Правительство РФ предпринимает все меры, чтобы построить правильную рыночную экономику. [13, c. 230]
Рыночный механизм вынуждает фирмы применять требующую наименьших издержек, а поэтому экономически самую эффективную, наиболее производительную технологию (оптимальную комбинацию производственных факторов, необходимых для производства продукции, при минимальных затратах на приобретение этих факторов). Самая эффективная технология обеспечивает фирме получение наибольшей прибыли.
Рыночная система играет двойственную роль в распределении созданного в экономике продукта. Получаемый каждым индивидуумом денежный доход определяется количеством и видами ресурсов, которые он поставляет на рынок, и ценами, по которым он может продать свои ресурсы. Цены на ресурсы играют ключевую роль в формировании денежного дохода потребителя. Цены на продукты, в свою очередь, определяют структуру расходов потребителя.
Рыночная экономика обладает механизмом адаптации к меняющимся предпочтениям потребителя, технологиям производства, структуре поставляемых ресурсов. Через изменения спроса на продукцию передается сигнал об изменениях в структуре потребительского спроса. Это влечет за собой изменение спроса на ресурсы, и, соответственно, корректируются каналы их распределения. Производители более привлекательных товаров могут платить более высокие цены за ресурсы, отвлекая их тем самым из других секторов экономики.
Конкурентная рыночная система содержит стимулы для технического прогресса. Новаторское применение технологии, снижающей издержки производства, обеспечивает инновационной фирме временное преимущество перед конкурентами. Снижение издержек означает получение экономической прибыли. Передавая потребителю часть экономии от снижения издержек в форме снижения цены продукта, инновационная фирма может добиться значительного увеличения сбыта и получения высокой экономической прибыли. В рыночной системе создается обстановка, способствующая быстрому распространению новых технологий. Конкуренты, если не хотят роста убытков и банкротства, должны постоянно внедрять новые технологии. [14, c. 336]
Снижение цены на продукт, вызванное техническим прогрессом, ведет к расширению инновационной отрасли вследствие увеличения объема производства существующих фирм или вступления в отрасль новых фирм. Другими словами, происходит переключение ресурсов из менее технически прогрессивных в более прогрессивные производства. Тем самым формируется оптимальная производственная структура страны.
Важным аспектом функционирования конкурентной рыночной системы является то, что она обеспечивает совпадение частных и общественных интересов. Фирмы применяют самую экономичную комбинацию ресурсов, поскольку это отвечает их частной выгоде. С другой стороны, и в интересах общества, чтобы редкие ресурсы использовались наиболее эффективными способами.
Рыночная система способствует эффективному распределению ресурсов. Она обеспечивает общество наибольшим количеством необходимых товаров из имеющихся ресурсов. Это означает максимальную экономическую эффективность. [15, c. 512]
2.2 Конкуренция, как важный элемент в современном рыночной экономике РФ
Конкуренция - (от лат. Concurrere - сталкиваться) - борьба независимых экономических субъектов за ограниченные экономические ресурсы. Это экономический процесс взаимодействия, взаимосвязи и борьбы между выступающими на рынке предприятиями в целях обеспечения лучших возможностей сбыта своей продукции, удовлетворяя разнообразные потребности покупателей.
Существуют и другие определения конкуренции. Ф.Перру определяет конкуренцию как “действие постоянной угрозы подрыва господства и постоянного его пересмотра в рамках таких правил игры, которые обеспечивают творчество и отбор”. Человек всегда стремится продать подороже, а купить подешевле, сделать себе выгоду. Но данная личность не одинока. Поэтому и приходится нам постоянно сталкиваться с конкуренцией. «Строгое значение понятия «конкуренция», очевидно, заключается в том, что один человек состязается с другим, особенно при продаже или покупке чего-либо». А. Маршалл, написавший эти строки, под «человеком», как представляется, понимал субъект рынка.
В литературе, посвященной данной проблеме, присутствует три подхода к определению конкуренции.