Файл: Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 30.11.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Диагностика уровня готовности учащихся

к самостоятельной работе с текстом учебной статьи

(по Г.А. Русских)
Цель – определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.

Участвуют учащиеся 5-11 классов.

Методика проведения:

Преподаватель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:

1) прочитать текст учебника на с. … (объём учебного материала для 5-7-х классов - не более двух страниц, для 8-11-х классов – не более 3 страниц);

2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;

3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;

4) дать краткий ответ на свои вопросы;

5) записать вопросы на карточку;

6) обменятся карточками с партнёром;

7) ответить на вопросы партнёра (письменно);

8) оценить работу партнёра.

В процессе анализа результатов деятельности учащихся преподаватель выявляет уровень владения следующими умениями:

I часть

  1. Отбирать основное содержание учебного материала.

  2. Кодировать учебную информацию в форме конспекта.

  3. Отбирать материал для конструирования вопросов.

  4. Конструировать репродуктивные вопросы.

  5. Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).

II часть

  1. Конструировать проблемные вопросы.

  2. Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра).

  3. Оценивать работу партнёра.

  4. Корректировать работу партнёра.

  5. Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.

Результаты анализа преподаватель заносит в аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося:


Фамилия, имя учащегося

Умения

Кол-во

баллов

%

Выводы

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



Ключ. Если учащийся владеет умением, то он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.

По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе (сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся):

30 баллов – идеальный уровень, «5»;

27–29 баллов – оптимальный уровень, «5»;

25–26 баллов – допустимый уровень, «4»;

20–24 балла – критический уровень, «3».

Если у ученика сформированы умения первой  части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и может без помощи преподавателя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.

Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно  выполнять задания разного уровня сложности.
Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).

В процессе этой работы учитель обращает особое внимание на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала, поэтому важно подготовить учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.

 Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.

 

Важное условие – не нарушать последовательности упражнений. Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного занятия выполнить все задания

, то объём работы можно разделить на несколько занятий.