Файл: Диагностика уровня готовности учащихся к самостоятельной работе с текстом учебной статьи.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 20
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Диагностика уровня готовности учащихся
к самостоятельной работе с текстом учебной статьи
(по Г.А. Русских)
Цель – определить уровень владения умениями самостоятельно работать с основным источником информации (текстом учебной статьи), спроектировать программу коррекции познавательной деятельности каждого ученика.
Участвуют учащиеся 5-11 классов.
Методика проведения:
Преподаватель при изучении нового материала даёт учащимся задание для самостоятельной работы следующего содержания:
1) прочитать текст учебника на с. … (объём учебного материала для 5-7-х классов - не более двух страниц, для 8-11-х классов – не более 3 страниц);
2) разработать краткий конспект содержания учебной статьи;
3) сконструировать 3 вопроса разного уровня сложности по содержанию учебной статьи;
4) дать краткий ответ на свои вопросы;
5) записать вопросы на карточку;
6) обменятся карточками с партнёром;
7) ответить на вопросы партнёра (письменно);
8) оценить работу партнёра.
В процессе анализа результатов деятельности учащихся преподаватель выявляет уровень владения следующими умениями:
I часть
-
Отбирать основное содержание учебного материала. -
Кодировать учебную информацию в форме конспекта. -
Отбирать материал для конструирования вопросов. -
Конструировать репродуктивные вопросы. -
Отвечать на репродуктивные вопросы (свои и партнёра).
II часть
-
Конструировать проблемные вопросы. -
Отвечать на проблемные вопросы (свои и партнёра). -
Оценивать работу партнёра. -
Корректировать работу партнёра. -
Рационально разделять время в процессе самостоятельной работы.
Результаты анализа преподаватель заносит в аналитическую таблицу, определяет уровень достижения каждого ученика и выявляет уровень познавательной самостоятельности каждого учащегося:
Фамилия, имя учащегося | Умения | Кол-во баллов | % | Выводы | ||||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | |||||||
| | | | | | | | | | | | | |
Ключ. Если учащийся владеет умением, то он получает 3 балла; если испытывает затруднения – 2 балла; если допускает ошибки, но знает, как выполнить действие – 1 балл; если умение не сформировано – 0 баллов.
По сумме баллов выявляется уровень готовности к самостоятельной работе (сумма баллов соотносится с пятибалльной оценкой результатов деятельности учащихся):
30 баллов – идеальный уровень, «5»;
27–29 баллов – оптимальный уровень, «5»;
25–26 баллов – допустимый уровень, «4»;
20–24 балла – критический уровень, «3».
Если у ученика сформированы умения первой части диагностики, он владеет репродуктивными умениями и может без помощи преподавателя выполнять задания для самостоятельной работы репродуктивного характера.
Если сформированы умения и первой, и второй частей диагностики, то ученик владеет творческими умениями и может самостоятельно выполнять задания разного уровня сложности.
Коррекционная работа по результатам диагностики (на примере диагностики уровня готовности школьника к самостоятельной работе с текстом учебной статьи).
В процессе этой работы учитель обращает особое внимание на формирование у школьников умения работать с вопросами репродуктивного и творческого уровней по содержанию учебного материала, поэтому важно подготовить учащихся к конструированию вопросов разного уровня сложности и моделированию ответов на эти вопросы. Именно в процессе конструирования вопросов и поиска ответов на них наиболее эффективно тренируются мыслительные способности ученика.
Коррекционная работа наиболее эффективно осуществляется на занятиях-тренингах. Тренинг по подготовке школьников к конструированию вопросов и заданий состоит из двух частей и представляет собой систему игр и упражнений.
Важное условие – не нарушать последовательности упражнений. Если уровень подготовки детей не позволяет в течение одного занятия выполнить все задания
, то объём работы можно разделить на несколько занятий.