Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 116
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты управления рисками проекта
1.1. Сущность, содержание и виды рисков
1.1. Сущность, содержание и виды рисков
1.Планирование управления рисками
Глава 2. Анализ управления рисками проекта на примере
Ключевые моменты в проведении анализа
2.2. Описание процессов управления рисками проекта
В заключение следует еще раз сказать о том, что новизна используемых технологий, сложность заданий, отсутствие у разработчиков необходимой квалификации - из-за этих и многих других факторов проекты часто идут не так, как планировалось. Один из приемов, повышающих вероятность успеха в таких условиях, - использование методов управления рисками.
Риск - это событие, способное (в случае его реализации) оказать влияние на ход выполнения проекта. Риски существуют во всех проектах, но не всегда реализуются. Риск, который реализовался, превращается в проблему.
Управление рисками - несложный и нетрудоемкий процесс. Больших проблем с его внедрением теоретически быть не должно. Но, к сожалению, сказать, что он внедрен повсеместно, нельзя. И дело здесь не только в технических трудностях, но и в традициях, которые часто приходится при этом ломать.
1.2. Процессы управления рисками проекта
Процессы управления рисками
Управление рисками - это процессы, связанные с идентификацией, анализом рисков и принятием решений, которые включают максимизацию положительных и минимизацию отрицательных последствий наступления рисковых событий. Процесс управления рисками проекта обычно включает выполнение следующих процедур:
- Планирование управления рисками - выбор подходов и планирование деятельности по управлению рисками проектов.
- Идентификация рисков - определение рисков, способных влиять на проект, и документирование их характеристик.
- Качественная оценка рисков - качественный анализ рисков и условий их возникновения с целью определения их влияния на успех проекта.
- Количественная оценка - количественный анализ вероятности возникновения в влияния последствий рисков на проект.
- Планирование реагирования на риски - определение процедур и методов по ослаблению отрицательных последствий рисковых событий и использованию возможных преимуществ.
- Мониторинг и контроль рисков - мониторинг рисков, определение остающихся рисков, выполнение плана управления рисками проекта и оценка эффективности действий по минимизации рисков.
Для создания эффективного плана управления рисками рекомендуется включать в него следующие пункты:
1.Методологию управления рисками (какие подходы будем использовать);
2.Роли и ответственности участвующих (кто за что отвечает, кто участвует в идентификации рисков, кто контролирует исполнение мероприятий?);
3.Бюджет для управления рисками (сколько денег мы закладываем на риски?);
4.Определение того, как часто проводятся мероприятия по управлению рисками (и как и где они проводятся);
5.Критерии для распознавания наступления рисков (в каком случае надо задуматься «а не риск ли это?»
6.Категории рисков;
7.Матрица вероятности и воздействия рисков;
8.Шаблоны отчетов.
На иерархической структуре рис 1. Представлены основные риски проекта.
Внешние риски – что-то, что мы не можем контролировать или на что не можем влиять (изменились сроки поставок, появились внезапные таможенные пошлины и так далее).
Организационные и управленческие риски – риски внутри компании, связанные с ее уровнем развития, корпоративной культурой и проч. (не выделен необходимый персонал, ТЗ никак не согласовывается, вся проектная группа заболела гриппом, количество необходимых функций продукта выросла и тому подобное).
Технические риски – риски, связанные преимущественно с применяемым инструментарием для создания продукта проекта (отключение электропитания, проблемы с серверами, программные ошибки).
Риски проекта всегда связаны с неопределенностью. Исходя из этого, необходимо иметь представление о степени неопределенности и ее причинах. Неопределенность следует понимать как состояние объективных условий, в которых проект начинает реализовываться, но которое не позволяет предвидеть результаты принимаемых решений из-за неполноты и неточности информации.
Ниже представлена схема управления рисками с позиции неопределенности:
Заключение
Процесс управления рисками в проекте представляет собой один из наиболее важных аспектов деятельности любой динамично развивающейся коммерческой организации. Предварительный анализ на стадии разработки проектов способствует принятию разумных и обоснованных управленческих решений.
При оценке рисков проектов важное значение имеет ряд моментов. Во-первых, оценка риска предполагает определение источников и массивов информации. Вовторых, важен выбор конкретного подходящего метода оценки рисков из всего их многообразия.
Среди методов оценки, используемых при анализе эффективности инвестиций, можно выделить такие, как: анализ чувствительности, анализ сценариев, метод Монте-Карло (имитационное моделирование).
Хочется отметить, что применение любых методов не обеспечит полной предсказуемости конечного результата, поэтому основной целью использования предложенной выше схемы является не получение абсолютно точных результатов эффективности реализации проекта и его рискованности, а сопоставление предложенных к рассмотрению проектов с использованием объективных и перепроверяемых показателей.
Наиболее распространенной ошибкой предприятий, планирующих реализацию инвестиционных проектов, является недостаточная проработка рисков, которые могут повлиять на доходность проектов. Поскольку такие ошибки могут привести к неверным решениям и значительным убыткам, очень важно своевременно выявить и оценить все проектные риски.
Глава 2. Анализ управления рисками проекта на примере
Краткая характеристика проекта
Рассмотрим небольшой пример. Если в самом начале проекта будет выявлена угроза качеству его продукта из-за дорогостоящего материала, не подходящего по техническим условиям, то издержки, связанные с исправлением, окажутся незначительными. Изменение плана проекта, вызванное заменой материала, повлечет небольшую задержку сроков. Если же возможные негативные последствия выявятся на стадии исполнения заказа, ущерб может оказаться существенным, и достичь снижения потерь не получится.
Краткая характеристика (резюме) проекта
Резюме предназначено для предварительного ознакомления инвестора с планом. Оно представляет собой предельно сокращенную версию плана. Резюме должно содержать наиболее важные (ключевые) сведения из всех разделов бизнес-плана. В идеале, прочитав резюме, инвестор должен понять идею проекта, предпосылки ее возникновения, необходимые затраты и результаты, которые можно получить при ее реализации. Несмотря на то, что резюме расположено в самом начале бизнес-плана, оно составляется последним, когда весь документ уже подготовлен. Если сначала писать резюме, а потом план, велик риск, что резюме получится расплывчатым и не вполне соответствующим плану, и, вполне возможно, его придется переделывать.
Многие инвестиционные проекты отвергаются после прочтения одного лишь резюме. Особенно характерно такое положение дел при одновременном рассмотрении инвестором большого количества бизнес-планов различных проектов. Поэтому резюме играет особую роль. Оно чем-то напоминает баннер, поскольку призвано привлечь внимание инвестора, заинтересовать его и мотивировать к ознакомлению со всем бизнес-планом (аналогично баннер призван привлечь внимание и мотивировать посетителя к переходу на сайт рекламодателя).
Стиль изложения материала в резюме должен быть деловым, но не сухим и скучным. Нужно постоянно помнить, что в значительной степени резюме является рекламным обращением к инвестору.
Одним из наиболее распространенных подходов является составление резюме бизнес-плана из последовательно расположенных резюме всех его основных разделов. При этом в каждом таком частном резюме излагаются наиболее яркие и характерные для данного бизнес-плана моменты.
В резюме Интернет-проекта целесообразно раскрыть особенности и перспективы отрасли Интернет-бизнеса, в которой планирует осуществлять свою деятельность компания, дать небольшое количество общей информации, которая позволит потенциальному инвестору, слабо знакомому с Интернет-бизнесом, лучше понять идею проекта.
Не стоит использовать в резюме специализированные технические термины (кроме случаев, когда это неизбежно). Исключением могут быть названия уникальных технологий, применяемых проектом, но тогда необходимо дать соответствующие пояснения.
Закончить резюме можно (но не обязательно) личным обращением составителей бизнес-плана к потенциальному инвестору, в котором они выражают уверенность в успехе проекта, основанную на высоких потребительских свойствах продукции (услуг) проекта, наличии свободных сегментов рынка и т. п.
Размер резюме проекта обычно не превышает двух-трех страниц.
Рис 1.
Рис 2.
Также на рисунке 3 представлено подразделение рисков на классификации контроля.
Рис 3.
Для идентификации имеет значение грамотность формулировки риска, нельзя путать источник, последствия и сам риск. Формулировка должна быть
двусоставной и включать указание на источник, из-за которого возникает риск, и собственно угрожающее событие. Например, «риск срыва финансирования из-за
рассогласований в бюджете проекта». Как было отмечено, виды проектных рисков часто делятся по основным источникам. Далее приводится пример наиболее распространенной версии такой классификации.
4.Количественный анализ рисков
К количественному анализу прибегают, чтобы определить, как наиболее существенные факторы риска могут повлиять на эффективность проекта. Например, анализируется, повлечёт ли небольшое (10-50%) изменение объёма продаж значительные потери прибыли, делающие проект невыгодным, или проект останется выгодным даже при продаже, например, только половины от запланированного объёма реализации.
Для проведения количественного анализа существует ряд методик.
Результатом качественного анализа риска является описание неопределенностей, присущих проекту, причин, которые их вызывают, и как результат, рисков проекта. Для описания удобно использовать логические карты - список вопросов помогающих выявить существующие риски. В результате будет сформирован перечень рисков, которым подтверждён проект. Далее их необходимо проранжировать по степени важности и величине возможных потерь, а основные риски проанализировать с помощью количественных методов для более точной оценки каждого из них.
5. Качественная и количественная оценка рисков
Основная особенность количественной оценки риска состоит в численном выявлении размеров отдельных рисков и общехозяйственного риска для предприятия в общем. При количественном анализе риска могут быть применены самые различные методы оценки.
Специфика статистического метода состоит в том, что для того, чтобы подсчитать вероятностей появления потерь, необходимо провести анализ каждых статистических сведений, которые относятся к результативности выполнения предприятием рассматриваемых операций.
Качественная оценка рисков — процесс качественного анализа выявленных рисков и определения рисков, требующих особого внимания или быстрого реагирования. Качественная оценка рисков определяет степень важности риска и выбирает способ реагирования. Доступность сопровождающей информации помогает легче расставить приоритеты для разных категорий рисков [9].
Качественная оценка рисков помогает выявить условия, при которых возникают отдельные риски проекта, а также оценить степень влияния рисков на проект. Использование этого метода помогает частично избежать неопределенности, которые часто встречаются в проекте. Риски проекта необходимо переоценивать в течение всего жизненного цикла проекта.
Количественная оценка рисков необходима для определения вероятности возникновения рисков, а также влияния последствий рисков на проект. Этот процесс является очень важным, т.к. помогает команде управления проектом верно принимать решения и избегать неопределенностей.
Количественная оценка рисков проекта позволяет определять:
1. Вероятность успешности проекта;
2.Влияние риска на проект и объем дополнительных затрат, которые необходимы для работы с рисками;