Добавлен: 28.03.2023
Просмотров: 91
Скачиваний: 2
СОДЕРЖАНИЕ
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ БАНКОВ
1.1. Понятие рейтинговой оценки
1.2. История развития рейтинговой оценки
1.3. Классификация банковских рейтингов
2. РЕЙТИНГОВЫЕ ОЦЕНКИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БАНКОВ РФ В 2020 ГОДУ
2.1. Рейтинговые оценки деятельности банков РФ в 2020 году по надежности
ВВЕДЕНИЕ
Банковская система - ключевой элемент денежно-кредитной системы, во всех странах признается важнейшим фактором развития экономики. От её совершенства во многом зависят не только экономика, но и положение государства на международной арене, и благополучие граждан. Банки относятся к числу наиболее регулируемых организаций и учреждений. Во многом это связано с ролью кредитных организаций как кровеносных сосудов экономики и для отдельных стран, и для бизнеса в глобальном понимании.
Актуальность темы исследования. Оценка банковской деятельности, надёжности кредитных учреждений является актуальной проблемой как для самих банковских учреждений, которым следует оценивать своих партнеров и конкурентов, инвесторов, так и для их клиентов, которые оценивают деятельность по многим критериям. В связи с этим появляется необходимость определения финансового состояния банка, его возможностей, оценки деловой репутации, имиджа, слабых сторон, а также возможности предоставления прогнозной оценки его деятельности.
Поиск «идеального банка» с позиции клиента и надежного и устойчивого к колебаниям рыночных факторов с позиций регулятора обусловили потребность исследования критериев, методов оценки банковской деятельности. Тот факт, что одним из общепринятых методов оценки критерия доверия к банку являются публичные рейтинговые оценки его деятельности, обуславливает актуальность исследования рейтингов банков, выделения их видов, преимуществ и недостатков.
Цель данной работы – исследовать рейтинговые оценки банков.
Для достижения поставленной цели определены следующие задачи:
- Рассмотреть понятие рейтинговой оценки банков.
- Изучить историю рейтинговой системе
- Изучить классификацию банковских рейтингов.
- Исследовать рейтинговые оценки деятельности банков РФ в 2020 году по надежности.
- Рассмотреть рейтинг по размеру капитала.
Объект исследования - рейтинговые оценки банков.
Предмет исследования - рейтинговые оценки деятельности банков РФ в 2020 году.
При подготовке работы был использован широкий круг источников по исследуемой проблеме Для написания данной работы использовались следующие методы: исторический, аналитический, статистический.
ГЛАВА 1. ТЕОРИТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕЙТИНГОВОЙ ОЦЕНКИ БАНКОВ
1.1. Понятие рейтинговой оценки
В современном понимании рейтинг - это комплексная оценка состояния анализируемого субъекта, которая даёт возможность отнести его к некоторому классу или категории. Результаты исследования деятельности экономических субъектов выражаются комбинацией символов, на базе которой осуществляется определённая кластеризация, дающая возможность проведения текущей и сравнительной оценок. Рейтинги являются достаточно значимой составляющей в области деловой информации - они необходимы как для поддержания уровня делового доверия, так и в качестве индикатора перспективных направлений размещения финансовых ресурсов, вложения инвестиционных потенциалов. Рейтинг по своей сути выполняет функцию преобразования достаточно больших объёмов информации в мнения и рекомендации по принятию решения наиболее компактным образом.
Проблемами рейтинговой оценки банков занимались такие отечественные и зарубежные ученые как О. Богатов, В. Витлинский, Л. Долинский, В. Кочетков, В. Кромонов, О. Лаврушин, М. Мессер, Е. Ширинская, А. Шматов и другие. Одними из последних работ, посвященных подробному обзору современных методик рейтингования банков являются работы Т.М. Гордицы, А.М. Турило и И.С. Вчерашней, в которых авторы также приводят перечень и характеристики основных подходов к определению надежности банков. В выводах авторы указанных работ отдают предпочтение рейтинговой системе CAMELS и все же делают вывод о том, что каждая из рассматриваемых методик имеет определенные преимущества и недостатки, однако отсутствует единая унифицированная методика анализа надежности банков.
За последние годы появилось немало работ относительно определения надежности банков на базе обобщающей оценки его деятельности с помощью различных рейтинговых методик. Так, П. Матвиенко определяет, что рейтинг банков является оценкой их деятельности, которая основывается на финансовых показателях работы и данных баланса банков.
Большинство пользователей рейтинговых продуктов отождествляют понятия «рейтинга» и «рэнкинга», поскольку рейтинговые оценки присваиваются объектам рейтинговой оценки с целью составления соответствующих рэнкингов (рэнкинги на основе рейтинговых категорий).
Специалисты рейтингового агентства «Standard & Poor's» трактуют кредитные рейтинги несколькими выражениями:
- кредитные рейтинги - это отражение мысли об относительном уровне кредитного риска;
- кредитные рейтинги - это не советы по инвестированию или рекомендации относительно целесообразности покупки, хранения или продажи ценных бумаг, это лишь один из факторов, который инвестор может учитывать, принимая то или иное инвестиционное решение.
В Регламенте ЕС европейского парламента и Совета Европы, касающегося кредитнорейтинговых агентств, действующих на территории Европейской экономической зоны, кредитный рейтинг определяется как вывод относительно кредитоспособности субъекта экономической деятельности, долга или финансового обязательства, долгового обязательства, привилегированной акции или иного финансового инструмента, который присваивается с использованием установленной и определенной оценочной системы рейтинговых категорий, а кредитно-рейтинговая деятельность означает анализ данных и информации, оценку, утверждение, присвоение и пересмотр кредитных рейтингов.
Рейтинговый подход предполагает разработку системы значений показателей, в данном случае для оценки показателей финансового состояния банка. Эта система включает несколько уровней (групп, категорий) финансового состояния банков. Конечным результатом её является отнесение анализируемого банка к той или иной группе. В мировой практике существует три основных метода по строения рейтинга: номерной, балльный и индексный.
Для более четкого понимания термина «рейтинг» необходимо провести анализ средствами декомпозиции понятия.
Таблица 1. Декомпозиция сущности понятия «рейтинг»
Признак сравнения |
Структурная составляющая |
Сущностная составляющая |
Оценка |
Отнесение к классу, категории |
|
Инструмент сравнительного анализа развивающихся систем |
|
Метод сравнительной оценки деятельности нескольких банков |
|
Сравнительная оценка степени надежности субъекта |
|
Информационная база |
Данные официальной отчетности |
Финансовые показатели работы и данные баланса |
|
Цель применения |
Отнесение объекта к определенному классу и категории |
Ранжирование банков по определенным критериям |
|
Изучение всех банков посредством одинаковых критериев |
|
Прогнозирование состояния банка |
Проведенный анализ понятия «рейтинг» позволил определить, что в большинстве источников приводятся трактовки, в которых оно определено как оценка.
Ценность рейтинга заключается в едином, однородном подходе к измерению и анализу показателя развития банков и позволяет оценить надёжность, риск возможного невыполнения банком своих обязательств, это косвенная и независимая оценка риска возможных будущих потерь. Значение рейтинга представлено в таблице 2.
В мире на сегодняшний день функционируют ряд рейтинговых агентств, которые присваивают рейтинги странам, банкам, компаниям, проектам. К таким агентствам относятся Standard and Poor"s, Moody's, Fitch IBCA и другие.
Таблица 2-Значение рейтинга
Финансовый посредник |
Инвестор |
Наличие рейтинга у субъекта финансового сектора довольно часто на практике улучшает условия доступа на финансовые рынки за счет повышения доверия инвесторов и кредиторов к его долговым обязательствам. Это может привести к снижению издержек финансирования. Многие институциональные инвесторы не при обретают долговых обязательств у субъектов, не имеющих рейтинга. В условиях растущей глобализации рынков рейтинги стали ориентирами, помогающими эмитентам размещать свои ценные бумаги во всем мире, расширяя рынок привлечения капитала;
Финансовый посредник, имеющий кредитный рейтинг, получает более широкий выбор на рынках капитала. У него больше альтернатив в источниках финансирования, чему банка, не имеющего рейтинга. Это дает возможность финансовым организациям выбирать наиболее эффективные формы заимствования и оптимизировать его стоимость. |
Наличие рейтинга у финансовой организации позволяет инвестору оценить, приемлемо ли для него соотношение риск/до ходность для данного вложения, и сравнить с альтернативным вариантом. Очевидно, что при прочих равных соотношениях риска и доходности инвестор выберет финансового посредника, имеющего рейтинг ведущего международного рейтингового агентства;
Как правило, наличие кредитного рейтинга у банка означает большую информационную прозрачность его деятельности. Это связано с тем, что банк при подготовке рейтингового заключения и в процессе процедуры под держания рейтинга представляет рейтинговому агентству больший объем информации, чем другие компании, и в большинстве случаев эта ин формация становится открытой для всех потенциальных инвесторов. |
1.2. История развития рейтинговой оценки
Первые кредитные рейтинги были опубликованы агентством Moody's в 1909г. применительно к облигациям американских железных дорог. Рейтинги были задуманы как независимые аналитические оценки, помогающие инвесторам в управлении кредитными рисками. При этом впервые были использованы символы (от Ааа до С), которые стали стандартными для обозначения рейтингов и с не значительными модификациями используются ведущими международными рейтинговыми агентствами по сей день.
Компания Moody's Investors Service была основана в 1900 г. Джоном Муди. Свою деятельность компания начала с публикации Руководства по вложениям в ценные бумаги промышленных и иных предприятий, содержащего только статистическую информацию об акциях и облигациях финансовых учреждений, правительственных организаций, производственных предприятий.
Не менее глубокие корни у другого известного агентства. В 1888г. было осуществлено издание «Справочника Пура по инвестиционным ценным бумагам». С 1906г. предоставляло деловую информацию Standard Statistics Bureau. В результате слияния двух информационно-консалтинговых фирм в начале 1940-х гг. была создана Standard & Poor's Corporation, в дальнейшем приобретенная McGraw-Hill Companies, Inc., международной компанией, предоставляющей информационные услуги.
Следует отметить, что в течение длительного периода рейтинги формировались исключительно в отношении конкретных долговых обязательств эмитентов. Корпоративные кредитные рейтинги, кредитные рейтинги эмитентов и заемщиков появились значительно позже, что было связано с возникшей потребностью оценивать кредитоспособность компаний, чьи долговые обязательства не обращаются на рынке публично. Кроме того, в 1970 - 1980-е гг. ведущие международные рейтинговые агентства (Moody's, Standard & Poor's и Fitch Ratings) существенно расширили перечень оцениваемых субъектов, долговых обязательств и финансовых инструментов.
1.3. Классификация банковских рейтингов
Бесспорно утверждая о существовании положительного эффекта от использования рейтингов в банковской деятельности, следует отметить, что сам вид эффекта определяется назначением и содержанием рейтингов. Поскольку рейтинговые оценки необходимы самому банку в процессе реализации управленческих функций, а также необходимы специалистам надзорных органов для определения проблемных банков и своевременного принятия мер по их восстановлению и пользователям банковских продуктов, возникает проблема адекватной классификации банковских рейтингов в современных условиях функционирования банков. На сегодняшний день существует такая классификация, которая отражает интересы потенциальных пользователей рейтинговой информации (рис. 1)