Файл: Курсовая работа Внутриполитическое развитие сша при Р. Рейгане студентка 3 курса очной формы обучения.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 19
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ «БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Бирский филиал УУНиТ
Социально-гуманитарный факультет
Кафедра истории, философии и социально-гуманитарных наук
Направление подготовки: 44.03.05 Педагогическое образование
(с двумя профилями подготовки)
Направленность (профиль) образовательной программы:
«История», «Право»
Наименование дисциплины (модуля):
Всеобщая история: новейшее время
Курсовая работа
Внутриполитическое развитие США при Р. Рейгане
Выполнила: студентка 3 курса
очной формы обучения
Аслямова Л.В.
Научный руководитель: к.и.н., доцент
Усманов Н. В.
Бирск – 2023
Содержание
Введение……………………………………………………………………….…3
1. Личность и политическая краьера Р. Рейгана………….…………….….6
2. Внутренняя политика Рейгана 1981-1984 г. "Чудо Рейганомики….....13
3. Успехи и провалы внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988гг.…18
Заключение……………………………………………………………………...25
Список используемых источников и литературы…………………………26
ВВЕДЕНИЕ
Рональд Уилсон Рейган был вторым президентом в американской послевоенной истории, который правил два срока. Он ушел с должности, имея высокий общественный авторитет, и значительно способствовал тому, чтобы вице-президент Джордж Буш в 1988 году был избран его преемником. Если следовать комментариям некоторых журналистов, политологов и историков, то никакой другой президент после Франклина Д. Рузвельта не осуществил больших перемен в жизни американского общества, чем Рейган. Речь шла о «консервативной революции», и даже о «революции Рейгана». В этих случаях, как правило, среди основных причин, способствовавших резкому экономическому росту в США и усилению их влияния на международной арене, выделяют социально-экономические программы администрации Рейгана, вошедшие в историю как «рейганомика».
Актуальность данной курсовой работы объясняется тем, что в политической жизни любой страны рано или поздно появляются выдающиеся деятели, которые со временем становятся значимыми историческими и политическими символами. В новейшей истории США подобным деятелем является 40-й президент Рональд Рейган (1981-1989). Примерно с середины 1990-х гг. отсылки к его имени и президентскому наследию начинают становиться общим местом, прежде всего, в речах и текстах его непосредственных союзников - американских консерваторов. Примерно с этого же времени активизируются консервативные СМИ, появляются монографии консервативных авторов, посвященные жизни и деятельности Рональда Рейгана. Его смерть в 2004 году выступает только усиливающим внимание фактором. Проходят различные конференции и круглые столы, посвященные деятельности и наследию экс-президента. Таким образом, фигура Рональда Рейгана постепенно становится неотъемлемой частью публичного языка американских консерваторов.
Действительно, экономическая программа республиканского президента сыграла не последнюю роль в дальнейшем развитии Соединенных Штатов, однако, стоит ли говорить о первостепенном значении «рейганомики» в преодолении администрацией Рейгана ряда социально-экономических проблем, преследовавших США до ее прихода к власти? Возможно стоит, однако, в этом случае следует анализировать не только позитивные моменты, связанные с реформами Рейгана, но и неудачи, сказавшиеся отрицательным образом на экономике страны.
В первую очередь, для того чтобы понять суть и последствия социально-экономического аспекта «консервативной революции», следует рассмотреть личность президента Рональда Рейгана и условия, при которых революция стала возможна и нашла поддержку у населения США. Первая глава посвящена личности президента, во второй главе говорится о внутренней политики президента и в третьей пишется о удачах и провалах политики Рейгана.
Целью данной работы является изучение внутриполитического развития США при Р Рейгане.
Исходя из цели, мы ставим следующие задачи:
-
Изучить личность и политическую карьеру Р. Рейгана
-
Проанализировать внутреннюю политику Рональда Рейгана 1981-1984 гг.
-
Обозначить успехи и провалы политики президента.
Объектом моей курсовой работы является биография Рональда Рейгана. Предметом исследования является внутриполитическое развитие США при Р. Рейгане.
Хронологической рамкой моей курсовой работы является период с 1981 по 1985 г.
Материалы на данную тему поражают своим обилием и пестротой суждений, так как вопросом «консервативной революции Рейгана», не достигая единого мнения, вот уже двадцать лет интересуются отечественные и зарубежные исследователи. Это обстоятельство обусловило необходимость частого обращения к источникам, основными из которых для нас являлись мемуары Рональда Рейгана «An American Life» и Вильяма Нисканена «Reaganomics». Данные книги, по понятным соображениям, подлежат крайне критическому осмыслению, однако их изучение необходимо для нас, так как авторы рассказывают о своих личных мыслях и намерениях, то есть деталях, оказавших большое влияние на развитие страны, но не отразившихся в официальных документах.
Что же касается литературы, то здесь можно выделить труды В.А. Никонова и Э.А. Иваняна, в наиболее полном объеме исследовавших проблему личности Рейгана и его социально-экономических программ. Очевидно, что в их сочинениях также присутствует политический подтекст.
Структура исследования включает в себя введение, три главы, заключение, примечания, список используемых при написании курсовой работы источников и литературы
1. Личность и политическая карьера Р. Рейгана
Действительно ли при Рейгане состоялась "консервативная революция"? Этот вопрос определил структуру последующей биографии Рональда Рейгана. При этом, прежде всего, следует выяснить, что, собственно, надо понимать под "консервативным" или противоположностью этого "либеральным". Оба понятия прочно вошли в повседневный язык, они расплывчаты и считаются ничего не говорящими категориями, но в то же время содержат столько смысла, что могли быть разумно использованы для характеристики и отличия различных политических содержаний и положений вещей. В то время, как в Старом Свете либерализм уходит корнями в традицию "государства как сторожа" XIX века и стремится к минимальному вмешательству государства в экономику и общество, т. е. к государственной воздержанности, в Соединенных Штатах под "либеральным" понимается как раз противоположное, а именно, позитивная позиция по отношению к активному социальному государству. В отличие от этого в США "консервативный" обозначает принципиальную оппозицию вмешательствам (федерального) государства в экономику и общество и подчеркивает самостоятельность отдельных штатов и коммун и одновременно активную социальную деятельность частных организаций, союзов и учреждений. Конкретнее: в социальной и экономической политике американский консерватизм приближается к таким ключевым словам, как отмена государственных заказов и расходов, снижение налогов, уравновешенный государственный бюджет, свободная игра рыночных сил и дерегуляция, дебюрократизация и свободная торговля. К этому в сфере социально-моральных вопросов добавляется оживление американской семьи и связанных с ней ценностей, а также возврат к "доброй старой морали", а именно: выступление за общую утреннюю школьную молитву, против порнографии, гомосексуализма, абортов и преступности на улицах. Понятийно сбивает с толку то, что "консервативный" в международных отношениях означает как раз интервенционистскую внешнюю политику, "политику силы" и политику сильного государства, конкретно же - борьбу с коммунизмом, Советским Союзом и терроризмом, враждебность к политике разрядки, а также повышение военных расходов1.
Когда Рональд Рейган в 1976 году тщетно, а в 1980 году успешно боролся за должность президента, казалось, что общество и политика Соединенных Штатов переставили стрелки на консервативный поворот.
Начиная с конца 60-х годов, наблюдатели выборов отмечали, что либеральные твердыни разрушались, а консерватизм на основе социально-структурных изменений, наоборот, все более укреплялся. Структурные преобразования наблюдались в американской экономике, а именно: упадок горной промышленности и старой промышленности, производящей товары массового потребления, и подъем новых отраслей промышленности, нефтяной и химической промышленности, электронной промышленности, но прежде всего - расширение третичной и четвертичной сферы, разнообразных предприятий бытовых услуг и промышленности культуры и образования.
Результаты выборов 1980 и 1984 года показали, что Рейган смог проникнуть в традиционный оплот избирателей-демократов и, по сравнению с предыдущим республиканским кандидатом на пост президента, найти большую поддержку у католико-этнических избирателей, у организованных в профсоюзы рабочих, женщин, у молодежи и на Юге. Движущая сила коалиции избирателей Рейгана в 1980 и 1984 годах, к которой также принадлежали "демократы Рейгана", складывалась на основе тех социоэкономических и демографических изменений, которые протекали в стране в 60-е и 70-е годы. Ее пружиной были структурное преобразование, рост экономики, социальный подъем и перемещение современной промышленности в район "солнечного пояса", который простирался ОТ Джорджии на побережье Атлантического океана через Техас к Южной и Центральной Калифорнии. К тому же к коалиции избирателей Рейгана уже в 1980 году (и особенно четко это проявилось в 1984 году) примкнула группа избирателей, которая до этого выделялась воздержанием от голосования, однако была активизирована консервативной риторикой кандидата в президенты: белые протестантские "возрожденные" христиане в штатах Юга и Среднего Запада, сплоченные в церковные общины, преимущественно баптистские, вокруг харизматичных телевизионных проповедников, таких как Пэт Робертсон или Джерри Фолуэлл (президента "нравственного большинства" консервативно-протестантской организации предвыборной борьбы)1.
Наряду с преобразованиями в социальной и экономической структуре Соединенных Штатов в 1980 году существовали также и актуальные причины для победы Рейгана в выборах. Его успех следует оценивать в большей степени как неприятие Джимми Картера, чем как одобрение нового президента. Так критическое положение американской экономики решительным образом определило поведение избирателей. В год выборов индекс инфляции составлял 14%, квота безработных 8%, реальный доход рабочих и служащих сокращался. Советская оккупация Афганистана в декабре 1979 года и тегеранская история с заложниками были восприняты как глубокое унижение американской национальной гордости. Перед лицом бедственной экологической, социальной и внешнеполитической ситуации в США, по крайней мере, общественность восприняла ее как таковую, возрастал спрос на активное политическое руководство, и Рональд Рейган мог осуществить его намного лучше, чем Джимми Картер. В действительности Рейгана как блестящего участника предвыборной борьбы и опытного политика недооценивали не только европейская пресса и американские журналисты и политические консультанты, но и президент Картер. Предубеждение, что республиканский кандидат является не более чем посредственным актером, не учитывало того факта, что Рональд Рейган в силу своей биографии и политической карьеры был наилучшим образом подготовлен к должности президента. Это проявилось также в том, как консервативный республиканец сумел превратить свою победу на выборах - 50,7% голосов за него и 41% за Картера - в политический мандат и в первом полугодии своего президентства развил бешеную скорость при принятии политических решений. Предвыборная борьба 1984 года против бесцветного демократического претендента Уолтера Мондейла, впервые выступившего с кандидатом на пост вице-президента женского пола, закончилась победой, при этом Рейган получил 58,8% голосов против 40,5% и 523 голоса против 13 в выборной коллегии. К умениям, которыми должен был располагать современный президент во второй половине XX столетия, чтобы иметь успех, относилось: уметь устанавливать приоритеты, отделять важное от неважного, т. е. знать, чего он хочет, и при этом не упускать из виду, чего он может добиться; идти на компромиссы и тем самым устанавливать консенсус, т. е. поступать прагматично; создавать коалиции и находить большинство в собственной администрации, в Конгрессе и среди общественности, т. е. убеждать людей, располагать их к себе и завоевывать и, конечно, знакомить со своим обращением и со своими речами. Именно эти качества усвоил Рональд Рейган за свою долгую политическую карьеру.
Рональд Уилсон Рейган родился 6 февраля 1911 года в Тампико, Иллинойс, в семье со скромным финансовым положением. Его родители, дедушка и бабушка были ирландского, шотландского и английского происхождения. Детские и юношеские годы он провел в маленьких провинциальных городках Иллинойса, помимо города, где родился, еще в Моимауте, Диксоне и, наконец, в Юерике, где с 1928 по 1932 год посещал колледж. Это был регион Соединенных Штатов на Среднем Западе, где молодой растущий человек превосходно мог усвоить и внутренне почувствовать основы американской идеологии: индивидуализм, веру в то, что каждый сам является кузнецом своего счастья, и глубокий скепсис к центральному правительству в далеком Вашингтоне1.
После окончания колледжа Рейган стал спортивным комментатором, сначала один год на маленькой радиостанции в Дейвенпорте, Айова, потом на более крупной радиостанции NBC в Деи-Де-Муане того же штата. Это были годы обучения мастерству, за которое Рейган в конечном счете снискал славу "великого коммуникатора". В 1937 году он переехал в Голливуд, где началась его 30-летняя карьера в кино и на телевидении. Для его политического развития также важно было то, что он стал активным профсоюзным деятелем и в 1947 году президентом профсоюза киноактеров. Эта деятельность научила его вести переговоры (также по тарифу) и развила инстинкт, когда следует оставаться непреклонным, а когда следует пойти на компромисс. В 1952 году он женился на своей коллеге, актрисе Нэнси Дэвис.
Два года спустя Рейган стал работать по договору в фирме "Дженерал Электрик", чтобы помимо прочего вести телевизионную программу "Дженерал Электрик Театр". В договор входило также то, что 16 недель в году Рейган должен был ездить по производственным отделам предприятия, чтобы выступать на производственных собраниях и таким образом улучшать производственный климат и стимулировать идентификацию служащих с фирмой. Его стандартная речь содержала также и политическое обращение: он подчеркивал значение индивидуума, восхвалял идеалы американской демократии, предостерегал от коммунистической угрозы и опасности сильно разрастающегося социального государства. В 1962 году Рейган, первоначально считавший себя демократом в духе Рузвельта, официально сменил свою партийную принадлежность и стал республиканцем.
Не было случайностью и то, что опытный в средствах массовой информации Рейган в 1965-66 году баллотировался на пост губернатора именно Калифорнии: здесь, в сравнении с другими штатами, персонализация политика продвинулась далеко вперед, и партии играли относительно небольшую роль. Хотя (или возможно также: именно потому, что) Рейган был известен как сторонник Барри Голдуотера, провалившегося в 1964 году архиконсервативного кандидата в президенты от республиканцев, он вел умеренную, однако однозначно консервативную предвыборную борьбу. Выступал за возвращение к старой доброй морали, к закону и порядку по отношению к волнующимся студентам и университетам, за сокращение бюджета штата Калифорния и за обратное перемещение ответственности на коммуны и граждан. За 8 лет пребывания Рейгана на посту губернатора Калифорнии в его стиле руководства и в содержании политики выявились многие характерные черты, которые позже характеризовали его президентство. Он возглавлял исполнительную власть как председатель наблюдательного совета, подчеркивал свои консервативные принципы, умел установить приоритеты, но не вмешивался в частности администрации и законодательного процесса. Губернатор повторно обращался прямо к избирателям, чтобы оказывать таким образом давление на обе палаты законодательной власти. В спорных случаях он умел действовать прагматически, заключать компромиссы и находить большинство. Вопреки его консервативной предвыборной риторике за два срока пребывания на посту губернатора повысились налоги, удвоился бюджет штата и не уменьшилось число государственных служащих.
И опять же способности Рейгана как специалиста средств массовой информации и коммуникатора выровняли его путь в Белый дом. Его ловкое выступление как политика-гражданина нашли большой отклик в республиканской партии.
Большой успех как оратора объяснялся еще и тем, что его риторика основывалась на фундаментальных убеждениях. Он был актером с политическими принципами, который умел себя самого и свою политику идентифицировать с американскими ценностями и традициями. К его личным качествам относились спокойная уверенность в себе и оптимизм.
Его энергичная манера и целая лавина кадровых и политических деловых решений в первые месяцы после избрания усилили впечатление общественности, что с вступлением в должность нового президента пришел политический поворот, даже разразилась "консервативная революция". Что прежде всего удалось Рейгану, так это восстановить утерянную веру в институт президента как институт, в котором формируется и проводится национальная политика. В одном интервью с "Фоген" президент объяснил, что метод его руководства состоит в окружении себя выдающимися личностями, сохранении авторитета и невмешательстве, пока его политика проводится правильно. Действительно, президент был отключен от ежедневного административного хода событий, что сначала превосходно функционировало, но на втором сроке привело к скандалу Иран-контрас, который ясно показал, что президент не является больше хозяином Белого дома.
Насколько блестяще Рейган и его ближайшие советники были подготовлены к президентству, показала их кадровая политика 1980/81 года. Особое внимание уделялось тому, чтобы ниже уровня кабинета стояли посланники президента, которые преследовали политику Белого дома. Этих высокопоставленных чиновников, перед тем как они пошли в свои министерства, по-настоящему тренировали доверенные Рейгана. 300 важнейших кадровых назначений базировались на критерии партийной принадлежности, такого не было с 1960 года: более 80% всех вновь назначенных были республиканцами, только 3% демократами (среди них такая консервативная женщина, как посол Объединенных Наций Джин Киркпатрик). И в этой сфере второй срок президентства наметил перелом, коррупция играла все большую роль. До конца 1986 года более 100 членов администрации Рейгана были уволены по этой причине или находились под обвинением.
2. Внутренняя политика Р. Рейгана 1981-1984 гг. «Чудо Рейганомики»
Кардинальные принципы этой стратегии были сформулированы в программном документе американской администрации, опубликованном в феврале 1981г. под названием «новое начало для Америки. Программа экономического возрождения». Главная задача программы – упрочение пошатнувшихся позиций империализма США на мировой арене.
Руководствуясь основным принципом «экономики предложения» — «больше рынка — меньше государства», экономическая программа американской администрации предусматривает отказ от выполнения ряда традиционных регулирующих функций. В качестве основной задачи правительства она провозглашает создание в финансовой и кредитно-денежной сфере условии, необходимых для стимулирования частной предпринимательской инициативы и повышения эффективности рыночного механизма. Активная инвестиционная деятельность в частном секторе станет фактором повышения общенациональной нормы накопления, рационализации потребления ресурсов, рассасывания безработицы и, в конечном счете, оздоровления всей американской экономической системы. Использование этих методов позволит осуществить перестройку материально-технической базы производства, повысить конкурентоспособность отраслей передовой технологии, модернизировать «старые»,
Однако цель, которая преследовалась снижением налогов — нельзя считать достигнутой. Подавляющая часть средств, оказавшаяся в руках потенциальных инвесторов, в условиях экономического кризиса 1981—1982 гг. не была инвестирована в расширение и обновление производства. Эти средства послужили источником увеличения личного паразитического потребления имущих слоев, были использованы для приобретения высоко котирующихся акций, покупки ценных бумаг, переведены за границу. Рост частных капиталовложений в 1983 г. обусловлен не столько влиянием стимулирующего эффекта налоговой реформы.
Одним из важнейших направлений реализации неокосервативных принципов экономической политики является провозглашенная Рейганом реформа «дерегулирования». Этим термином объединяется комплекс не слишком взаимосвязанных мероприятий, проведение которых свидетельствует, разумеется, не об отмене государственно-монополистического регулирования, а об изменении его приоритетов и стратегии, перераспределении регулирующих функций между различными уровнями государственной власти, а также между государством и частным бизнесом под лозунгом борьбы с бюрократией, за повышение эффективности государственных расходов и управления. Цель реформы «дерегулирования», — предоставить свободу частной инициативе.Среди первых шагов президента Рейгана, положивших начало курсу на «дерегулирование», были отмена контроля над ценами на американскую нефть и контроля над уровнем минимальной заработной платы; ослабление установленных стандартов по экономии топлива автомобилями и их безопасности; снижение стандартов необходимой очистки воды н воздуха промышленными, строительными, энергетическими и прочими компаниями.
В русле реформы «дерегулирования» осуществляется комплекс мероприятии по децентрализации системы государственного управления, получивший название политики «нового федерализма». Стратегическая цель «нового федерализма» — передать штатам и местным органам власти часть функций по финансированию социальных расходов, с тем чтобы снизить в нем долю федерального правительства и таким путем содействовать сокращению бюджетных дефицитов и перераспределению финансовых ресурсов в пользу военных программ.
Следующий важный элемент фискальной политики неоконсерваторов — снижение государственных расходов, которое должно проводиться одновременно со снижением налоговых ставок. Основным элементом, подлежащим сокращению, являются социальные расходы, так как именно их консерваторы считают основным дестимулятором «трудовых усилий» и сбережений (наверное, среди республиканцев очень мало бедных людей).
В 1983 г. наступило циклическое улучшение конъюнктуры, ускоренное фискальной и кредитно-денежной политикой. Однако экономическое развитие США и в этой ситуации происходило по сценарию, существенно отличавшемуся от того, который был разработан теоретиками предложения. Более ощутимой стала тенденция к росту материального неравентсва в американском обществе. От сокращения налогов выиграли состоятельные слои населения, в то время как от свертывания ряда социальных программ пострадали малообеспеченные семьи.
В то же время, уже на первом этапе президентства Рейгана мы отмечаем некоторое сопротивление Конгресса. Так, например, в итоговом варианте реформы значилось снижение налогов лишь на 5% в 1981 году и по 10% в 1982 и 1983 годах. Подобное действие Конгресса в качестве «либерального редуктора» препятствовало осуществлению политики Рейгана в «неразбавленном виде». Эта тенденция усилилась после распада коалиции голосования, когда стране грозил дефицит бюджета и уже начинающийся глубокий экономический кризис.
Возвращаясь к самой программе экономического восстановления, что она, главным образом, была нацелена на заметное изменение соотношений между потреблением и накоплением в пользу накопления, между группировками с различными доходами в пользу состоятельной части населения, между расходами на военные и гражданские нужды в пользу военных. Программа исходила из интересов крупных корпораций и группировок с высокими доходами и намечала преодоление экономических трудностей за счет низкооплачиваемой части американского общества.
Надо сказать, что далеко не все американские экономисты поддерживали курс президентской администрации; уже к концу года многие видные специалисты рекомендовали Рейгану вовсе отказаться от обещанного сокращения подоходного налога .Согласно их расчетам, для выполнения этого обещания администрации предстояло сократить свои расходы дополнительно на 70—90 млрд. долл., чего можно было достичь лишь путем сокращения военных расходов или же путем полной ликвидации одной из программ социального вспомоществования. В противном случае дефицит федерального бюджета грозил значительно превысить 100 млрд. долл. в 1984 г. Опасения экономистов подтвердились, когда сумма государственного долга США увеличилась до 1 трлн. долл., о чем было объявлено 22 октября 1981 г. Однако, президент не внял советам специалистов и пошел по пути увеличения дефицита государственного бюджета.
В октябре же президент объявил, что страна переживает период короткого и, как он надеется, легкого экономического спада. Однако, экономическая статистика тех месяцев свидетельствовала о том, что такая оценка экономической ситуации в стране была лишь попыткой выдать желаемое за действительное. Сокращение налогов стало первым шагом экономической политики Рейгана. Конгрессом был принят закон о снижении подоходных налогов на 25 % в течение трех лет, а также о сокращении федеральных расходов на социальные услуги.
В области социальной политики была выдвинута программа "нового федерализма". Согласно этой программе разделялись функции федеральных, штатных и местных органов власти. Правительства штатов должны были взять на себя ответственность за выполнение двух благотворительных программ - помощь многодетным семьям и талоны на питание, федеральное правительство отвечало за медицинскую помощь бедным.
Основные цели внутренней политики Рейгана сократить сферу деятельности федерального правительства в особенности в социальной области, уменьшить подоходные налоги, увеличить мощь вооруженных сил - оставались неизменными и во время второго срока его пребывания в Белом доме.
Характерно, что сильнее всего сокращены, были те программы, которые касались самых бедных и хуже остальных организованных групп населения, для которых были отменены продовольственные карточки и значительно сокращены пособия для матерей-одиночек. Одновременно социальные программы, полезные для среднего слоя, остались почти неизменными, так же как и пенсионное страхование и связанное с ним страхование на случай болезни. При Рейгане в американском обществе произошла гиперполяризация между бедными и богатыми, перераспределение в пользу богатых, в то время как одновременно увеличилось число тех, кто жил ниже границы бедности. Налоговая политика стимулировала инвестиционную активность, повысила статус самых богатых американцев и дала возможность "среднему классу" улучшить свое материальное положение.
Итак, подводя промежуточный итог деятельности администрации Рейгана, можно сказать, что за первые два года ее пребывания у власти уровень жизни в стране заметно понизился.
Итоги деятельности первой администрации Рейгана также нельзя назвать однозначными. С одной стороны налоговая и бюджетная политика привела к перераспределению богатства из нижнего в верхний слой получателей доходов. 20% наиболее состоятельных людей страны стали получать на 8,7 % больше реально располагаемых доходов, тогда как 20% наименее состоятельных американцев потеряли 7,6% таких доходов. С другой – общие показатели уровня жизни граждан и их личные доходы возросли.
Так или иначе, ситуация, сложившаяся к 1984 году, позволила Рейгану баллотироваться на второй срок, заручившись при этом поддержкой большинства активного населения. Подобная оговорка не случайна, так как наиболее «обиженные» политикой Рейгана американцы относились к категории, которая, как правило, воздерживается от участия в голосовании, и, следовательно, ее отношение к администрации и президенту не имело реального значения для исхода выборов. В результате за Рональда Рейгана отдали свои голоса 58,77% избирателей, а за его конкурента от демократической партии Мондейла – 40,56%. Республиканская партия получила 14 новых мест в палате представителей, но потеряла 2 места в сенате, сохранив небольшое – 53 к 47 – преимущество над демократами. Большинство в палате представителей осталось за демократами. Кроме того, республиканцы завоевали 4 губернаторских поста, потеряв при этом 3.
В целом, налицо был успех Рейгана и его команды, сумевшей справиться с экономическими проблемами и восстановить престиж исполнительной власти. Однако, поддержка, оказанная Рейгану американцами, не была абсолютной. Опасения некоторых граждан наилучшим образом выразились в заголовке статьи Дж. Рестона, опубликованной на следующий день после выборов: «Потрясающая победа, неопределенные последствия». Именно об этих последствиях и пойдет речь в следующей главе настоящей работы.
3. Успехи и провалы внутренней политики Р. Рейгана в 1984-1988 гг.
Провозгласив изменение налоговой системы, главное задачей второго президентского срока Р. Рейгана, республиканцы не могли не учитывать приближения очередных выборов. Поэтому принятый сенатом в 1986 г. «Закон о налоговой реформе» имел целью учесть некоторые критические замечания в адрес закона 1981г. и компенсировать некоторые его негативные последствия. В этой связи действие налоговых стимулов предполагалось распространить не только на привилегированные классы, но и на всех граждан, сделать ставку на пробуждение предпринимательства и частной инициативы в более широких слоях населения.
Основным мероприятием последней реформы, являлось снижение предельных ставок как индивидуального подоходного налога, так и налога на прибыль корпораций. Учитывая тот факт, что налоги на заработанные доходы увеличились, а на доходы от капитала постепенно снижались, администрация сочла экономически и политически возможным провести широко рекламируемый сдвиг налоговых тягот в сторону бизнеса. Кроме того, была сделана попытка отменить большую часть налоговых льгот и закрыть различные «лазейки», с помощью которых многие компании и состоятельные лица в значительной степени уменьшали свои налоговые обязательства.
Одним из программных требований неоконсерваторов был демонтаж корпоративных структур (прежде всего профсоюзов), которые, руководствуясь «эгоистическими», корпоративными интересами своих членов, связывают руки предпринимателям и менеджерам, стремящимся добиться роста производительности труда и эффективности производства. Конечно, конфронтация с профсоюзами не являлась самоцелью для Рейгана, который, тем не менее, не останавливался перед откровенно силовыми методами борьбы с организованными трудящимися. Она была скорее лишь способом поставить профсоюзы «на место», чтобы затем достичь соглашения с ними, но уже на принципиально иной основе. Естественно, что прежние формы сотрудничества (практика социального партнерства), давшие профсоюзам весьма широкие возможности для выдвижения и отстаивания собственных требований, для этих целей уже не годились, и они были либо отброшены, либо перестали играть прежнюю роль.
Критикуя «пороки» созданного усилиями реформистов «государства благосостояния», неоконсерваторы заявляют, что, взяв на себя чрезмерные обязательства в социально-экономической сфере, оно оказалось настолько «перегруженным» и малоэффективным, что перестало должным образом справляться со своими главными, т.е. политическими, функциями: соблюдением законности и порядка внутри страны, обеспечением оптимальных условий функционирования экономики. Предпринятые ими практические шаги привели к значительному перераспределению функций государства. Существенно изменилась его роль в экономике. Это стало результатом не только приватизации, но и отказа от директивных методов государственного вмешательства, ограничения полномочий, а в ряде случаев и демонтажа различного рода регулирующих агентств.
Курс на ослабление торгово-политических барьеров позволил американскому капиталу извлечь максимум из того технологического и финансового преимущества перед конкурентами, которым он обладает в послевоенные годы. В условиях растущей зависимости экономики США от внешних рынков и повышения роли наукоемких производств этот курс не только помогает проникновению американских компаний на рынки других стран, но и способствует интенсификации технического прогресса в самих США, структурной перестройке их экономики и решению ряда важнейших проблем, таких как проблема инфляции.
Прежде чем говорить о самой реформе, интересным представляется охарактеризовать отношения, сложившиеся к тому времени между Рейганом и Конгрессом. Как известно, в нашем случае конструктивному сотрудничеству мешали разногласия по поводу дефицита федерального бюджета: во-первых, по-разному оценивалось причины и последствия дефицитного бюджета для страны, а во-вторых – Конгресс и президент никак не могли договориться относительно того, кто же все-таки виноват в сложившейся ситуации и кто должен нести за нее ответственность. Рейган настаивал на том, что «причиной дефицита являются не недостаточные поступления в федеральный бюджет вследствие низкого налогообложения, а слишком большие государственные расходы», далее шла простая констатация факта: «не президент создает дефицит, а Конгресс». Конгрессмены же считали экономическую политику Рейгана чересчур консервативной, отмечая, что при снижении поступлений в бюджет, государственные расходы (в частности военные расходы) не уменьшаются и экономические программы Рейгана такого уменьшения не предполагают.
На этом фоне налоговая реформа 1986 года, действительно, являлась большим успехом. Она касалась снижения налога на личный доход граждан и его увеличение на доходы корпораций. Законопроект, предложенный президентом и откорректированный рабочей группой Конгресса, предполагал повышение личного необлагаемого минимума до 2000 долл., и суммарного семейного – до 5000 долл. Налог на низкие личные доходы должен был составлять 15%, в то время, как на высокие и средние – 28%. Налог на доходы корпораций повысился и в некоторых случаях достигал 34%. В целом можно было говорить о продолжении курса политики монетаризма и попытке учесть ошибки предшествующих реформ. 22 октября 1986 года законопроект вступил в силу. Это был последний крупный реализованный проект администрации Рейгана в области экономики.
Некоторые критики считают, что «рейганомика» не имела успеха в народе, приводя в качестве доказательства падение популярности президента и его окружения в конце 1986 года, когда налоговая реформа начала претворяться в жизнь. Однако, на наш взгляд, более убедительным является связывать падение рейтинга президента с небезызвестным делом «Иран – контрас», скандалом, резко подорвавшим доверие американцев к своему правительству. Все началось в начале ноября 1986 года, кода оппозиция в Иране распространила листовки, обвиняющие режим в сотрудничестве с США. Как оказалось, американское правительство без ведома Конгресса осуществляло поставки оборонительного оружия в Иран, с расчетом на его содействие в освобождении американских заложников в Ливане. Законность секретной акции была спорной, и государственные чиновники, в зависимости от степени причастности, высказывались относительно нее по-разному. С каждым новым открывающимся обстоятельством кризис принимал все более острую форму, что обусловило необходимость для Рейгана и его окружения «объясниться» с Конгрессом и американскими гражданами. Ответственным за «объяснения» Рейган назначил своего близкого друга, министра юстиции США Эдвина Миза.
В своих мемуарах Миз пишет, что мало кто из администрации был в курсе всех подробностей происшедшего. Именно это, по его мнению, а не злой умысел, было причиной «путаницы в показаниях» чиновников, имеющих отношение к инциденту. В выступлении перед конгрессменами министр заявил, что «если президент и давал согласие на первую поставку оружия Ирану, то это произошло скорее всего, когда он находился под влиянием анестезирующих средств, введенных во время операции в госпитале Бетесды, то есть когда он не давал себе отсчета в том, что делал, и по этой причине не может об этом случае вспомнить». Конгресс сделал вид, что поверил в эту версию, так как ни республиканцы, ни демократы не были заинтересованы во втором «Уотергейте», однако, популярность Рейгана среди избирателей снизилась, а 80% опрошенных американцев высказали убеждение, что президент знает больше, чем готов признать.
Таким образом, падение популярности Рейгана в конце 1986 года связано с внешнеполитической деятельностью его администрации и не может быть следствием его экономической политики, цели и методы которой американцы поддерживали. На протяжении следующего года было проведено большинство планируемых изменений в налоговой системе, что дает нам право анализировать итоги пребывания Рейгана на посту президента как результат ряда последовательных и завершенных социально-экономических преобразований.
Итак, к 1988 году, действительно, наблюдался резкий экономический рост и общее улучшение качества жизни граждан при небольшой инфляции. В качестве примера успехов рейгановской администрации можно привести хотя бы тот факт, что на протяжении 80-х, каждый год миллионерами становились 100 тыс. американцев. Однако, несмотря на то, что доход большинства людей увеличился, средний доход бедных слоев населения снизился с 9,367 долл. до 8,800. По поводу сложившейся ситуации журнал «Бизнес уик» писал: «Важное последствие «рейганомики» – это растущее неравенство в распределении доходов».
Степень неравенства между семьями достигла рекордного уровня с 30-х годов, и если этот разрыв увеличится, то преемники Рейгана, возможно, столкнутся с усилением враждебности между классами».
Кроме того, критики «рейганомики» утверждают, что президенту удалось создать лишь «иллюзию процветания», приводя в качестве главных аргументов дефицит государственного бюджета и внешний долг, благодаря которому Соединенные Штаты превратились в самого крупного мирового должника (за время президентства Рейгана государственный долг США увеличился с 909 млрд. долл. до 2,9 триллионов). Таким образом, получается, что рейгановское процветание было взято в долг.
На наш взгляд, основная заслуга администрации Рональда Рейгана заключается в том, что было положено начало структурной перестройке экономики: удалось эффективно внедрить самые последние достижения научно-технической революции, что явилось причиной резкого роста передовых наукоемких отраслей, продукция которых ускоряла технологические процессы во всех секторах экономики.
Таким образом, сократилась и утратила свою прежнюю роль группа старых базовых отраслей промышленности, а сфера услуг получила свое развитие. Налицо были позитивные изменения в экономике, приведшие к определенному успеху, однако, цена этих изменений для некоторых специалистов представлялась спорной. Всем было ясно, что «Революция Рейгана» во многом состоялась, однако, ее долгосрочные последствия для экономики страны не поддавались однозначным прогнозам и являлись предметом споров для многих экономистов.
Чего добился Р. Рейган? Следует признать, что в годы президентства Рейгана мы были свидетелями существенного замедления инфляции (с 13,5% в 1980 г. до 3,2% в 1983 г.) и снижения ставок процента, рекордного для того времени экономического подъема и достижения полной занятости.
По-моему мнению, основным условием, способствующим экономическому росту в США в период правления Р. Рейгана, было увеличение бюджетных дефицитов (налоговые поступления после снижения ставки налога существенно сократились, государственные расходы несколько возросли) и, как следствие увеличение внутреннего долга страны. Из этого следует, что экономика США смогла выйти из кризиса благодаря некоторым методам, которые предлагали кейнсианцы (увеличение государственных расходов).
В заключение необходимо отметить, что сторонники теории предложения, послужившей основой «рейганомики», указали на реально существующие «болевые точки» американской экономики: снижение темпов роста производительности труда, сокращение инвестиций, замедление процесса нововведений, потерю конкурентоспособности на мировом рынке. Но предписанные ими лекарства оказались явно недостаточными для излечения. Структурные дефекты нельзя исправить общими мерами, влияющими на поведение хозяйствующих субъектов. Сокращение налогов само по себе не способно ни разрешить проблемы слабых отраслей экономики, ни укрепить конкурентоспособность американских товаров. Для этого необходима целая серия экономических реформ, так как динамика экономического развития и темп капиталистического накопления зависят от множества факторов, среди которых уровень налогов является важным, но не решающим. Несбалансированная модель изначально могла рассчитывать лишь на частичный успех, что и подтвердили реальные события.
Заключение
Социально-экономические реформы Рейгана, их методы и последствия реализации крайне неоднозначны. В ходе нашего исследования стало ясно, что, справившись с одной проблемой, правительство непременно сталкивалось с другой, зачастую еще более сложной, и наряду с безусловными успехами администрации Рейгана имели место серьезные просчеты, сказавшиеся отрицательным образом на экономике страны и жизни общества.
После серии удачно проведенных через Конгресс законопроектов, заговорили о «революции Рейгана» и «консервативном переломе».
Не отрицая значимости «рейганомики» для Соединенных Штатов, мы подчеркнем, что ее результаты не явились безусловным благом для экономики страны и ее населения. Снижение безработицы, инфляции и продолжительный экономический рост привели к увеличению внешнего долга, а улучшение качества жизни большинства граждан – к его ухудшению у бедных слоев населения.
Нет никаких сомнений в том, что «рейганомика» в первую очередь отвечала интересам капитала, однако, от ее результатов выиграли как корпорации, так и простые граждане, что дает нам право определить социально-экономические реформы Рейгана как в целом успешные. «Рейганомика» сыграла важную роль в развитии Соединенных Штатов в 80-е годы и явилась примером удачной реализации консервативных идей на практике.
Список источников и литературы
Источники:
1. Новейшая история стран Европы и Америки: ХХ век 1945-2000г.- Москва, 2001г.
2. Ronald Reagan, First inaugural address // From revolution to reconstruction. odur.let.rug.nl/
usa/
Изучить личность и политическую карьеру Р. Рейгана
Проанализировать внутреннюю политику Рональда Рейгана 1981-1984 гг.
Обозначить успехи и провалы политики президента.
3. Statements on the Air Traffic Controllers Strike // Original sources. www.originalsources.com
4. Reagan Ronald W. An American life. New York. 1990.
Литература:
1. Борисюк В.И. Шамберг В.М. Экономический и социальный портрет США. – М.: Знание. 2001
2. Глаголев Н.Н. Республиканцы и президентские выборы 1980 года//США: эпи. 2000. № 22.
3. Иванян Э.А. Рональд Рейган – хроника жизни и времени. – М.: Мысль, 1999.
4. Лебедева Л.Ф. США: государство и социальное обеспечение. Механизм регулирования. – М.: Наука. 2002.
5. Политические портреты. Абрамов Ю.К. Феномен Рональда Рейгана. М.: «Международные отношения». 2000.
6. Шишкин Г.А. Америка 80-х (К итогам пребывания у власти республиканской администрации Р. Рейгана). – М.: Знание, 1998.