Файл: Российский государственный социальный университет Итоговый контроль по дисциплине Информационные технологии в образовательной деятельности.docx
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 32
Скачиваний: 3
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
| Российский государственный социальный университет |
Итоговый контроль
по дисциплине «Информационные технологии в образовательной деятельности»
«Использование педагогом интерактивных средств ИКТ (примеры)»
ФИО студента | Качанова Алёна Михайловна |
Направление подготовки | Педагогическое образование |
Группа | ПОМ-М-04.01-З-2022-1 |
Москва 2022
Содержание
Введение……………………………………………………………………………..3
Глава I. Характеристика и свойства интерактивных средств ИКТ в образовательном процессе……………………………………………………………………5
1.1 Понятия и примеры интерактивных средств ИКТ……………………………5
1.2 Модель обучения с использованием интерактивных средств ИКТ………….8
Глава II. Использование ИКТ в образовательном процессе……………………10
2.1 Варианты уроков с применением ИКТ………………………………………10
2.2 Интерактивные средства ИКТ во внеурочной деятельности………………12
Заключение………………………………………………………………………….14
Список литературы…………………………………………………………………15
Введение
Интерактивные средства обучения предназначены для организации активных форм и методов работы учащихся, направленных на включение в процесс обучения их личностного опыта и самостоятельной деятельности. При использовании данных средств в учебном процессе меняется роль учителя, который перестает быть единственным источником учебной информации. Вместе с тем деятельность учителя не становится менее интенсивной, т. к. в новой роли в качестве партнера и консультанта именно ему нужно направлять работу обучающихся в процессе активного преобразования ими учебной информации. В данном аспекте особое значение имеет позиция педагога, которая должна быть ориентирована на индивидуальные психологические особенности обучающихся и на его деятельность по управлению учением ученика, когда ему создаются условия для самостоятельного открытия, приобретения и конструирования новых знаний с помощью интерактивных средств обучения, при соответствии этого управления его индивидуальным особенностям [5]. В структуре занятий на основе использования интерактивных средств и информационных технологий
содержатся элементы интерактивной модели обучения, называемые интерактивными технологиями, под которыми понимаются технологии, использующие приемы и методы для специально организованной деятельности, включающей обратную связь между всеми ее участниками для коррекции учебного процесса на основе рефлексивного анализа [5]. Актуальность выбранной темы реферата обусловлена собственным опытом преподавания в школе и применением интерактивных средств ИКТ, а также подтверждается научными разработками в этой области. Про технологический подход к обучению писали В.П. Беспалько, В.В. Гузеев, М.В. Кларин, Г.К. Селевко и другие. Про интерактивные средства ИКТ также писали И. А. Зимняя, Т. Г. Мухина, В. Э. Штейнберг и другие. Кроме того особую актуальность данная тема приобретает в свете нового ФГОС третьего поколения, на который перешли все школы с этого учебного года, что востребовало на новом уровне технологический подход к обучению [6, с. 74]. Цель реферата: изучить понятие «интерактивные средства ИКТ», и на примерах разобраться в построении урока с использованием интерактивных средств ИКТ. Реферат состоит из введения, двух глав с параграфами, заключения и списка литературы, состоящего из 10 источников.
Глава I. Характеристика и свойства интерактивных
средств ИКТ в образовательном процессе
1.1 Понятия и примеры интерактивных средств ИКТ
Интерактивные средства обучения необходимо рассматривать в двух аспектах. К техническим интерактивным средствам обучения относят интерактивное оборудование (интерактивные доски, интерактивные планшеты, интерактивные жидкокристаллические мониторы, имеющие дополнительные функции цифрового планшета, системы интерактивного опроса и др.) и специализированное программное обеспечение к нему. Компьютер и интерактивное оборудование дают возможность подключать к ним дополнительные технические средства, такие как цифровые фотоаппараты, видеокамеры, микроскопы и др. К программным интерактивным средствам обучения относят электронные образовательные ресурсы, которые ориентированы на взаимодействие с обучающимися и позволяют реализовать управление их учебной деятельностью. Яркими примерами таких средств являются учебные компьютерные презентации, обучающие программы, интерактивные мультимедийные учебники и пособия, тесты, интерактивные тренажеры, интерактивные мультимедийные плакаты, компьютерные модели и другие [6, с. 72]. Внедрение федеральных государственных образовательных стандартов основного и общего образования востребовало на новом уровне технологический подход к обучению, который характеризуется как описательная, теоретическая и конструктивная, предписывающая схема организуемого образовательного процесса. [6, с.74]. Подобный подход ориентирован на выделение процедур, представляющих собой выстроенный в определенной логике воспроизводимый набор действий участников образовательного процесса. Термин «образовательные технологии» через призму технологического подхода будет рассматриваться как система с включенным в нее некоторым представлением планируемых результатов обучения, средств оперативной диагностики состояния обучающихся в текущий момент, различных моделей обучения и критериев их оптимального выбора в данных конкретных условиях. Выделяют обязательные структурные элементы технологий [10]: концептуальный; содержательный (общие и конкретные цели обучения, а также содержание учебного материала); процессуальный (организация учебного процесса; методы и формы учебной деятельности, технология управления процессом усвоения учебного материала, диагностика образовательного процесса). Т.Г. Мухина с опорой на исследования Г.К. Селевко выделяет основные признаки технологий [10]: детальное описание образовательных целей, поэтапное описание (проектирование) способов достижения задаваемых результатов (целей); использование обратной связи (цель которой – корректировка образовательного процесса); гарантированность достижения задаваемых результатов; воспроизводимость образовательного процесса (которая не зависит от опыта и мастерства педагога); – оптимальность затрачиваемых усилий и ресурсов. В структуре занятий на основе использования интерактивных средств и информационных технологий содержатся элементы интерактивной модели обучения, называемые интерактивными технологиями, под которыми понимаются технологии, использующие приемы и методы для специально организованной деятельности, включающей обратную связь между всеми ее участниками для коррекции учебного процесса на основе рефлексивного анализа [5; 8]. В.В. Гузеев под интерактивными технологиями понимает вид информационного обмена обучающихся с информационной средой [1]. В задачу интерактивных дидактических наглядных средств обучения (В.Э. Штейнберг и др.) входит поиск возможностей представления учебного материала в незавершенной форме, в виде «конструктора», обладающего моделирующими и образно понятийными свойствами, в удобной форме для визуального, логического восприятия, а также для преобразования элементов знаний и оперирования ими [4]. Практика показывает, что для усиления эмоционально-психологических впечатлений от уроков и улучшения запоминания учебного материала в содержание урока важно включать каркасы в виде чего-то материализованного, которое «к завершению интериоризации перехватило бы инициативу у первичного – чувственного – слепка и “на его плечах въезжало” в сознание и память учащегося» [10, с. 37]. Создание новых дидактических средств важно осуществлять в виде подобных каркасов, встраиваемых в знания учащихся и служащих опорой для выполнения учебных действий, где основная задача деятельности – вычленение, экспликация, анализ и репрезентация объекта познания. Здесь основную роль в познании играет интеллект, выполняющий выделение и связывание элементов знаний, свертывание их в образы-модели, развертывание данных образов-моделей и оперирование ими [10]. Примером подобных дидактических средств обучения являются мультимедийные интерактивные плакаты, тренажеры, рабочие листы.
1.2 Модель обучения с использованием интерактивных средств ИКТ
В. В. Гузеев выделяет три основных вида построения моделей обучения с использованием интерактивных средств обучения [1]: Экстрактивный режим. В данном режиме обучающиеся являются пассивным объектом педагогического воздействия, к которому направлены потоки информации от учителя, что лежит в основе пассивной субъектнообъектной (учитель – обучающийся) модели взаимодействия, которая предполагает минимальную активность обучающихся. Учитель при этом использует интерактивные средства обучения, как правило, для поддержки объяснительно-иллюстративного метода обучения на уроке или при иллюстрировании и наглядном представлении учебного материала. Интраактивный режим. В данном режиме поток информации направлен на одного обучающегося или группу обучающихся и стимулирует активную учебную деятельность. Обучающиеся выступают в роли субъектов, которые учат сами себя, что лежит в основе модели активного взаимодействия, которая позволяет реализовывать технологии активизации самостоятельной деятельности обучающихся, их самообучение и саморазвитие. Учитель при этом интерактивные средства обучения использует, например, для постановки проблемных вопросов, для поддержки проектных методов обучения, для одновременного создания творческих продуктов и др. Интерактивный режим. В данном режиме потоки информации дают возможность вызвать активную деятельность обучающихся и порождают обратный поток информации (от обучающихся к педагогу) с чередующимся двухсторонним характером, что лежит в основе интерактивной модели взаимодействия и характерно для интерактивных образовательных технологий. Такая модель дает возможность организовывать комфортные для обучающихся условия обучения и равную активность всех участников образовательного процесса. При этой модели наиболее эффективно использование интерактивных средств обучения (например, виртуальные интерактивные модели компьютерных сред, подлежащих изучению и др.), которые позволяют учителю управлять подобными информационными потоками и организовать деятельность обучающихся на основе применения интерактивных технологий (беседы, учебные дискуссии, дидактические игры, проектная деятельность. Сегодня учителю важно быть готовым к переменам в моделях образовательно-обучающей деятельности, вовлекающей все его личностные ресурсы, знания, качества, отношения, творческие возможности. Под образовательно-обучающей деятельностью учителя (И.Ф. Исаев, В.В. Краевский, Т.И. Шукшина, М.Н. Скаткин и др.) будем понимать процесс решения учителем дидактических задач (аналитико-рефлексивные, проекционно-прогностические, организационно-деятельностные, диагностико-гностические, коррекционно-регулирующие) [7]. Образовательно-обучающая деятельность учителя – технологическое выражение его дидактической компетентности [6, с. 74]. Разобравшись с терминологией и основными понятиями нашего реферата, рассмотрим более подробно использование педагогом, рассмотренных нами интерактивных средств ИКТ.
Глава II. Использование ИКТ в образовательном процессе
2.1 Варианты уроков с применением ИКТ
Урочная деятельность предусматривает различные способы использования ИКТ на уроке. Личность учителя, его творчество и профессиональное мастерство всегда находили свое воплощение в сценарии самого урока, а теперь они отражаются и в создаваемом (или используемом) прикладном программном обеспечении. Профессионализм учителя находит свое воплощение в отборе, критическом анализе готовых программных средств или создании собственных. Результатом творческой деятельности учителя являются оригинальные программные продукты, имеющие высокую учебно-методическую значимость. Рекомендуется использовать следующие варианты уроков с ИКТ-поддержкой: Урок с мультимедийной поддержкой (урок демонстрационного типа) (в классе используется один компьютер, им пользуется учитель в качестве «электронной доски»). Это хорошо известный способ применения компьютера в качестве демонстрационного устройства. С этой целью в школе, кроме компьютерных классов, рекомендуется иметь один мобильный компьютер с мультимедийным проектором, позволяющий оперативно организовать урок с компьютерной поддержкой по любому предмету в любое время. В качестве программного обеспечения целесообразно использовать материалы готовых программных продуктов на СD, DVD, содержащих большой объем фото-, видео-, аудиоматериалов информации по различным темам. Еще более популярным стало создание учителем презентаций к своим урокам. Появление современных ЭОР, представляющих собой собрание таких материалов, простой способ обращения к ним позволяет сделать учителю, владеющему основами ИКТ, очень интересные и качественные презентации практически к любому уроку. Уроки такого типа просто незаменимы при изучении литературы, истории, географии, биологии, МХК, в начальной школе. Урок, интегрированный с информатикой. Задачи такого урока: отрабатывать учебный материал, используя ИКТ, расширять знания учащихся по изучаемым темам за счёт средств ИКТ. Этот вариант урока с использованием информационных технологий позволяет осуществить межпредметные связи. Рекомендуется интегрированные уроки проводить в компьютерном классе, где у учащихся организован доступ к компьютерам. Используя возможности стандартных программ, они могут проводить целый ряд расчетных операций, позволяющих сделать количественный анализ какого-либо процесса. На таких уроках целесообразно смоделировать некоторый процесс и, произведя необходимые расчеты, сделать определенные выводы. Такой урок рекомендуется проводить учителю-предметнику и учителю информатики. Учитель-предметник ставит задачу, вместе с учащимся анализирует промежуточные и итоговые результаты, делает выводы. Учитель информатики помогает учащимся построить математическую модель процесса и выполнить все необходимые расчеты по этой модели. В школьной программе немало тем, которые целесообразно рассматривать одновременно с точки зрения нескольких наук, именно в таких случаях интегрированные уроки достигают своей цели [7]. Интерактивность открывает перед учащимися огромные познавательные возможности, делая их не только наблюдателями, но и активными участниками проводимых экспериментов. При этом у школьников формируются навыки, которые пригодятся им и для реальных исследований - выбор условий экспериментов, установка параметров опытов и т.д. Все это стимулирует развитие творческого мышления учащихся, повышает их интерес к предмету. Традиционный урок с использованием Интернет-ресурсов. На таком уроке рекомендуется использовать в качестве учебно-методического сопровождения изучаемого курса как различные электронные издания на CD-, DVD-носителях (учебники, учебные пособия, хрестоматии, задачники, словари, справочники, тесты, символьные объекты, статические и динамические модели и т.д.), так и образовательные Интернет - ресурсы. Эти материалы целесообразно использовать учителю при подготовке к уроку, на разных этапах проведения урока (объяснение, закрепление, контроль).
2.2 Интерактивные средства ИКТ во внеурочной деятельности
Внеурочная работа - составная часть учебно-воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени учащихся. Мировой и российский опыт показывают, что использование средств ИКТ не на уроке, а вне урока обладает рядом преимуществ: отсутствуют жесткие временные рамки для каждого фрагмента учебного процесса, имеется возможность для индивидуального решения технических проблем, можно обойтись меньшим количеством технических средств и т.д. Вне урока можно выполнять домашнее задание к очередному занятию, заниматься индивидуальной или коллективной работой над проектом, самостоятельной подготовкой к аттестации, работой в элективном курсе другой школы, дополнительным образованием, самообразованием. Такое использование ИКТ сочетается с урочным – в форме представления учащимися своих работ и выступлений учителя, лабораторных работ и т.д. [4], Внеурочная работа ориентирована на создание условий для неформального общения школьников одного класса или учебной параллели, имеет выраженную воспитательную и социально-педагогическую направленность (дискуссионные клубы, вечера встреч с интересными людьми, экскурсии, посещение театров и музеев с последующим обсуждением, социально значимая деятельность, трудовые акции). Внеурочная работа - это хорошая возможность для организации межличностных отношений в классе, между школьниками и классным руководителем с целью создания ученического коллектива и органов ученического самоуправления. В процессе многоплановой внеурочной работы можно обеспечить развитие общекультурных интересов школьников, способствовать решению задач нравственного воспитания. Учитывая перечисленные особенности, перед учителями ставится задача организации внеурочной деятельности школьников, основанной на использовании преимущество информационных и коммуникационных технологий и обеспечивающей: повышение эффективности и качества внеучебной и внеурочной деятельности; активизацию познавательной и творческой деятельности школьников за счет компьютерной визуализации учебной информации, включения игровых ситуаций