ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 30.11.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
2. Период управления качеством (контроллинга) — как технологический процесс обеспечения качества на каждом из этапов производства. Процесс обеспечения качества должен включать: оценку уровня качества имеющихся на рынке аналогичных изделий, анализ требований покупателей; долгосрочное прогнозирование; планирование уровня качества; разработку стандартов; проектирование качества в процессе конструирования разработки технологом; контроль качества сырья и другое.
Развитие технологий имеет существенное влияние на управление качеством. Вот несколько основных аспектов этого влияния:
-
Улучшенная точность и надежность измерений: современные технологии предоставляют более точные и надежные инструменты и методы измерений, что позволяет более эффективно контролировать и оценивать качество продукции. -
Автоматизация процессов контроля: развитие автоматизированных систем контроля и испытаний позволяет проводить проверку качества продукции более оперативно и точно, минимизируя влияние человеческого фактора на результаты. -
Применение автоматического управления и мониторинга: системы автоматического управления и мониторинга позволяют непрерывно контролировать параметры процессов производства и своевременно реагировать на отклонения, что способствует повышению качества продукции.
Основные этапы развития систем качества:
1 Первый этап: система Тейлора. Первый этап соответствует начальным задачам системного подхода к управлению, когда появилась первая система — система Тейлора (1905 г). Она устанавливала требования к качеству изделий в виде полей допусков и шаблонов.
2 Второй этап: статистическое управление качеством. В 1924 г. в «Bell Telephone Laboratories» была создана группа под руководством Р.Л. Джонса, заложившая основы статистического управления качеством. Это были разработки контрольных карт, выполненные В. Шухартом, первые понятия и таблицы выборочного контроля качества, разработанные Г. Доджем и Г. Ромингом, ставшие началом статистических методов управления качеством, которые в последствии благодаря Э. Демингу получили очень широкое распространение в Японии и оказали весьма существенное влияние на экономическую революцию в этой стране.
3 Третий этап: концепция тотального контроля качества – TQC. В 1950-е годы была выдвинута концепция тотального (всеобщего) контроля качества – TQC (Total Quality Control). Её автор, американский учёный А. Фейгенбаум, который опубликовал в 1957 г. статью «Комплексное управление качеством». На этом этапе появились документированные системы качества, устанавливающие ответственность и полномочия, а также взаимодействие в области качества всего руководства предприятия, а не только специалистов служб качества. Системы мотивации стали смещаться в сторону человеческого фактора. В Европе появился британский стандарт BS 7750, в котором была сформулирована система документирования систем обеспечения качества, их регистрации или сертификации третей независимой стороной.
4 Четвёртый этап: тотальный менеджмент качества (TQM). В 80-е гг. начался переход от тотального контроля качеством (TQC) к тотальному менеджменту качества (TQM). В это время появилась серия новых международных стандартов на системы качества -–-стандарты ИСО 9000 (1987г.), оказавшие весьма существенное влияние на менеджмент и обеспечение качества. На данном этапе происходило всеобщее обучение и мотивация персонала на улучшение качества.
5 Пятый этап: стандарты ИСО. В 90-е гг. усилилось влияние общества на предприятия, а предприятия стали все больше учитывать интересы общества. Это привело к появлению стандартов серии ИСО 14000, устанавливающих требования к системам менеджмента с точки зрения защиты окружающей среды и безопасности продукции.
В настоящее время существует несколько японских моделей управления качеством:
-
Кружки качества (Quality Circle): это группы сотрудников, обычно из одного отдела или рабочей области, которые собираются регулярно для обсуждения и решения проблем, связанных с качеством и производительностью. Члены кружков предлагают и реализуют улучшения процессов, снижают брак и повышают качество продукции. -
Программа «Пяти нулей» (Five Zeros): это концепция, разработанная японским производителем Toyota, с целью стремления к нулевым дефектам, нулевым отказам, нулевым запасам, нулевым сбоев в оборудовании и нулевым несоответствиям требованиям клиента. Программа фокусируется на предотвращении проблем и непрерывном улучшении качества. -
Система JIT (Just-In-Time): это метод управления производством, при котором материалы и компоненты доставляются на производственную линию исключительно в нужном количестве и в нужное время. Целью системы JIT является минимизация запасов и ожидания, повышение гибкости производства и улучшение качества путем снижения времени простоя и брака. -
Система КАНБАН: это метод управления потоком материалов и информации на производственной линии. Основная идея КАНБАН состоит в использовании визуальных сигналов (обычно карточек) для контроля и синхронизации потока работы. Система КАНБАН помогает улучшить производительность, качество и гибкость процессов путем обеспечения правильного времени и количества материалов и предотвращения перегрузок и перепроизводства.
Отечественный опыт системного управления качеством:
-
Система БИП. Цель системы — создание условий производства, обеспечивающих изготовление рабочими продукции без отступлений от технической документации. -
Система КАНАРСПИ. Основная задача системы — выявление еще на этапе проектирования возможных причин ухудшения качества и снижения надежности продукции и выработка конструкторских и технологических мер, исключающих появление дефектов по этим причинам. -
Система НОРМ. В основу системы НОРМ был положен принцип последовательного и систематического контроля уровня моторесурса и периодического его увеличения на базе повышения надежности и долговечности деталей и узлов, лимитирующих моторесурс. -
Система КС УКП. Целью КС УКП было создание продукции, соответствующей лучшим мировым аналогам и достижениям науки и техники. КС УКП органически впитала все элементы ранее разработанных систем.
Квалиметрия — это наука об измерении качества продукции и услуг. Термин «квалиметрия» произошел от латинского слова качество и греческого измеряю. Квалиметрия объединяет количественные методы оценки качества.
Качество продукции (услуги) - совокупность свойств продукции (услуги), обуславливающих ее пригодность удовлетворять определенные потребности в соответствии с ее назначением.
Свойство продукции (услуги) - объективная особенность продукции (услуги), проявляющаяся при ее создании, эксплуатации, использовании по назначению или потреблении (оказание услуги). Например: точность, надежность, своевременная поставка и т.д.
Для объективной оценки качества объекта необходимо охарактеризовать его свойства количественно. Для этого:
Показатель качества - количественная характеристика свойства объекта, входящего в состав его качества и рассматриваемая применительно к определенным условиям жизненного цикла объекта.
Для продукции - к определенным условиям ее создания, эксплуатации или потребления.
Для услуги - к определенным условиям ее разработки и оказания.
Для процесса - к определенным условиям его подготовки и проведения и т.д.