Файл: Классный час Зачем нужно учиться.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Классный час «Зачем нужно учиться?»
Цель: способствовать осознанию ответственного отношения к учёбе – главному труду школьников; развивать позитивное отношение к учебе в школе; воспитывать любовь к школе, учебному процессу.

Ход занятия
1.Организационно-мотивационный этап

Приветствие учащихся

Кто читает много книг,

Тот хороший ученик.

А без них никак нельзя,

Засмеют тебя друзья.

Сами, без старания,

Не приходят знания,

Потому заранее

Прояви старание.

Если знаешь ты предмет,

То тогда вопросов нет.

Если учишь не всерьез,

То тогда другой вопрос.

Двойки вечно у того,

Кто не учит ничего.

Если четко отвечать,

То получишь «5» да «5».

Учитель: Вы догадались, о чем мы сегодня будем говорить на классном часе?

(ответы детей)

Учитель: Ребята, а что значит учиться? Как вы думаете, какие цели у нашего классного часа?

(ответы учащихся)

Ученик: учеба – это наш труд. Ученикам необходимо умение слышать и слушать, запоминать, делать все точно и аккуратно, интересоваться окружающим, надо научиться планировать свою деятельность, свое время, чтобы все успевать.

Учитель: Но наверняка бывает так, что, получив очередную двойку или тройку, вы решаете, что вот сейчас приду домой и «возьмусь за ум», начну все учить, читать дополнительную литературу. Но приходите из школы – хочется полежать, посмотреть телевизор, а там друг или подруга позвонили, нужно идти гулять. Приходите с прогулки уставшие, нужно поужинать, немного отдохнуть, а тут интересная передача по телевизору, а еще компьютерная игра. И остается на домашнюю работу совсем немного времени. А нужно сделать математику, русский язык, выучить стихотворение, прочитать параграф по окружающему миру и ответить на вопросы. А глаза уже слипаются, сил нет. И утром опять идет такой ученик в школу без желания: уроки сделаны кое-как, а значит, будет соответствующий результат. Что же делать? (ответы учащихся)

Учитель: Послушайте, как справился с похожей ситуацией один ученик.

Я с утра учу таблицу.

Я замучился совсем:

Дважды девять – 18,

Трижды девять – 27.

Не смотрю я передачи,

Даже мультики – ни-ни!


Все учу ее, таблицу,

Даже в выходные дни!

Не гонял я мяч с друзьями,

Телевизор не смотрел.

Но зато – ура! – таблицу

Я, ребята, одолел.

(из материалов к урокам Л.С. Серебренниковой)

- Как мальчик справился с проблемой? (ответы учащихся)

Почему же один ученик может «взять себя в руки» и выполнить то, что он задумал, а другой предпочтет развлечение делу? (ответы учащихся)

Учитель: Действительно, одно из составляющих любой успешности – умение отказать себе в удовольствиях. А для этого нужно волевое усилие или сила воли.

Что такое сила воли? (ответы учащихся)

Это умение человека регулировать свое поведение, управлять им. Как только перед человеком встает выбор – полежать или выполнить какую-либо работу, срабатывает механизм волевой регуляции. Один идет к цели, преодолевая себя, а другой тормозит на этом пути. Каждое преодоление препятствия укрепляет волю, человек становится сильнее. А идущий на поводу своих желаний человек, забыв про чувство долга, как правило, стоит на месте. Про таких говорят, «Он плывет по течению», он «овощ».

Но ведь все, что мы делаем сейчас, все наши поступки «делают» наше будущее. Расскажите, какими вы видите себя в будущем. (ответы учащихся)

Учитель: Совершенно точно, что все хотят быть успешными людьми, иметь любимую работу и хорошую зарплату. Но почему-то для одних это так и остается мечтой, а другие действительно добиваются того, чего хотят и даже больше? (ответы учащихся)

Учитель: «Талант – это труд и еще раз труд». Некоторые из вас, наверное, думают: «Да вот, я еще маленький, вот в классе 10…» На самом деле начинать надо сейчас. Знания, которые дает начальная школа, создают фундамент интеллекта. Представьте, тот, кто учит уроки регулярно и старательно, создает прочный фундамент, такой, который выдержит любые потрясения. В любом классе и в институте он сможет воспользоваться этими знаниями. Ведь даже самые трудные теоремы по математике опираются на те знания, которые вы получаете сейчас.

А тот, кто не старается, делает уроки кое-как, а то и не делает вовсе, не сможет создать прочного фундамента. Его дом знаний в любой момент может дать трещину, а то и совсем рухнуть.

Вспомните, и расскажите, бывали ли у вас такие моменты, когда вы преодолевали свои желания погулять, поиграть в компьютер, чтобы выполнить домашнее задание. (ответы учащихся)

Учитель: Волю, как и любое качество характера, можно и нужно развивать. Как вы думаете, какие качества присущи волевому человеку? (ответы учащихся)



Учитель: Правильно, это и настойчивость, и решительность, и самостоятельность, и инициативность, и целеустремленность.

А сейчас вспомните и назовите героев литературных произведений, которые обладают этими качествами. (ответы учащихся)

Работа впарах: Попробуем создать план выработки силы воли.

(Дети работают 3-5 минут и представляют свои планы)

Учитель: А теперь я предлагаю вам заполнить тест и определить, насколько у вас развита воля. Постарайтесь честно ответить самому себе на следующие вопросы. Записывают ответы на листках «да» или «нет».

  • Способен ли ты, если надо, рано утром встать с постели, как бы рано это ни было?

  • Каждое утро ты делаешь зарядку?

  • Стремишься ли ты соблюдать режим дня?

  • Как бы тебе не мешали, можешь ли ты на уроках не отвлекаться и делать то, что требуется?

  • Осуждаешь ли ты, хотя бы про себя, тех, кто опаздывает, пропускает уроки, мешает на них другим?

  • Всегда ли ты выполняешь домашнее задание, пусть даже не самостоятельно?

  • Читаешь ли ты дополнительную литературу?

  • Выполняешь ли ты поручение, которое тебе не совсем приятно?

  • В конфликтной ситуации, находясь на грани того, чтобы с кем-то поссориться, можешь ли ты этого не делать?

  • Всегда ли ты выполняешь домашние задания без напоминания?

  • Есть ли такие дни и часы, в которые ты любишь заниматься одним и тем же делом?

  • Если ты начал что-то делать, но потом понял, что это неинтересно, доведешь ли начатое до конца?

  • Можешь ли отказаться от самой интересной телепередачи, кинофильма, компьютерной игры, если у тебя срочное и важное дело?

  • Всегда ли ты выполняешь свои обещания?

  • Задумываешься ли ты о своем поведении, поступках, делаешь ли ты из этого выводы?

Интерпретация теста. За каждый ответ «да» - поставить себе 2 балла, за ответ «нет» - 0.

Подсчитайте свои баллы. Их сумма будет свидетельствовать о том, насколько развита у вас воля.

Если набралось от 22 до 33 баллов – вас можно поздравить – с силой воли все в порядке. На вас можно положиться, вы не подведете. Но иногда ваша твердая позиция неприятна окружающим. Научитесь считаться с ними.

Если набралось от 13 до 21 балла, сила воли развита средне. Если вам поручают что-то, вы выполняете, а по своей инициативе лишние обязанности на себя не берете. Вы не всегда тверды и упорны в достижении цели. И четких целей пока нет.


Если набралось 12 и менее баллов, то с силой воли у вас неблагополучно. К своим обязанностям вы относитесь «спустя рукава», делаете лишь то, что легче и интереснее. У вас наверняка много неприятностей и дома и в школе. Постарайтесь посмотреть на себя как бы со стороны, проанализируйте свое поведение, поступки, постарайтесь хоть что-то изменить. Вы скоро убедитесь, что это вовсе не трудно, и станете более волевым человеком. (По книге Е.И. Рогова «Эмоции и воля»

Учитель: А какие бы еще советы вы дали бы тем, кто хочет укрепить волю? (ответы детей)

Учитель: Любые свои способности можно развивать. Конечно, большой друг нам в этом – спорт. Постарайтесь выработать для себя режим дня и неукоснительно его соблюдайте. Чаще анализируйте свои поступки, смотрите на себя как бы со стороны. Задумайтесь о том, каким вас видят близкие люди, друзья. Подумайте о том, что вам пригодится в будущем, какие качества вам необходимы.

Дополните пословицы на доске

  • Ученье и труд рядом живут.

  • Знание и мудрость украшают человека.

  • Ученье свет, неученье – тьма.

  • Не стыдно не знать – стыдно не учиться.

  • Ученья корень горек, да плод сладок.

  • Ученье лучше богатства.

  • Рукой победишь одного, головой – тысячи.

  • Учение и труд всё перетрут.

  • Учиться никогда не поздно.

  • Тяжело в учение, легко в бою.

  • Азбука к мудрости ступенька.

  • Учёный водит, неучёный следом ходит.

  • Кто грамоте горазд, тому не пропасть.

  • Красна птица опереньем, а человек – ученьем.

  • Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

  • Грамоте учиться всегда пригодится.

(Памятка) Помните!

Добивается успеха не тот, кто считает, что он сделал лучшее из того, что мог. А тот, кто каждой мыслью и каждым действием стремится к чему-то большему.

Делайте больше, чем можете: «Если вы устали, пройдите еще одну милю», - говорят американцы. Это касается всех сфер жизни.

Успех приходит к тем, кто не концентрируется на неудачах, а идет дальше. Когда вы концентрируетесь на неудачах, вы притягиваете их к себе. Когда вы концентрируетесь на успехах, вы притягиваете успех.

Человек способен достигнуть всего, во что он может поверить. Это ключ к той силе разума, которая обращает идеи в реальность. Главное – верить в себя, в собственные силы.

А главное – действовать, идти вперед, выбирать главное для себя и сосредоточиться на этом.


Рефлексия: лестница успеха.

Успехов вам в работе над собой!

Ученье и труд

рядом живут

Ученье свет,

неученье – тьма.

Учение и труд

всё перетрут.

Ученье и труд

рядом живут.
Грамоте учиться

всегда пригодится.

Азбука к

мудрости ступенька.