Файл: Жить в мире с собой и другими.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 18

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

План-конспект классного часа, проведенного в 4 «г» классе

Тема: «Жить в мире с собой и другими».

Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.

Задачи:
Образовательные:

- Помочь обучающимся понять, почему так важно уважать окружающих;

- Объяснить обучающимся, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.

Развивающие:

- Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;

- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.

Воспитательные:

- Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе самим, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал, карточки разного цвета, мультимедийное оборудование.

Форма проведения: «круглый стол» с сюжетными задачами и проблемными вопросами.

Планируемые результаты:

Личностные: дети умеют и проявляют чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.

Метапредметные: дети обладают критическим мышлением, навыками групповой работы, умеют вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.

Предметные: демонстрируют знания о понятии «толерантность».

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход занятия
I. Организационно - мотивационный.

1. Приветствие.

Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Улыбнитесь пожалуйста друг другу!

2. Введение в тему.

Учитель: наш классный час я сегодня хочу начать час с китайской притчи. Прослушав её внимательно, вы сможете самостоятельного сформулировать тему нашего занятия. Послушайте пожалуйста.

Притча называется «Ладная семья».

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.


Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.

Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение,терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто разпрошениесто разтерпениеПрочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:

- И всё?

- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.

И, подумав, добавил:

- И мира тоже.


Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Обучающиеся: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?

Обучающиеся: о дружбе, доброте, терпении, любви, уважении.
Учитель: всё верно, ребята. Всё, что вы сейчас назвали можно объединить в одно слово - «толерантность». Вам понятно значение этого слова?

3. Знакомство с новым понятием.

Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» в современном мире и обычной жизни любого человека используется очень редко. Нам привычнее понятие «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться  с чужим мнением.
Дать определение толерантности самостоятельно очень сложно, так как на разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
ребята, обратите внимание, что у некоторых из вас на партах лежат карточки оранжевого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Найдите их.

Прочитайте их пожалуйста и ответьте на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек оранжевого цвета дети читают:

  • Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский)

  • Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский)

  • Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский)

  • Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)


Учитель: ребята, что общего вы заметили в этих определениях?

Обучающиеся: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время стало модным говорить о толерантности, так как проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Обучающиеся: в нашем мире стало много агрессии, конфликтов, преступности.
Учитель: сегодня на занятии мы с вами постараемся ответить на вопрос: что значит быть толерантным?
Обратите внимание, у некоторых из вас лежат на партах карточки зеленого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью на доске.
(Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью).

4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:

а) соотнесение высказывания с заповедью;

  • «Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего)

  • «Гнев -  страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий)

  • «Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило)

  • «Ничто притворное не может быть продолжительным».  (не лги)

  • «Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою)

  • Воровство порождает лень и жадность. (не кради)

Учитель: итак, мы можем сделать вывод о том, что быть толерантным, значит:

  • Уважать другого.

  • Любить ближнего своего.

  • Не злиться.

  • Быть добрым, терпимым.

  • Сострадать.

Учитель: понятие «толерантность» я решила изобразить в виде солнышка. Как вы думаете, почему?

Обучающиеся: от солнца идет тепло и свет
Учитель: верно, ребята! Ведь действительно, солнце обогревает весь наш мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От этой личности исходит добро и тепло. Вокруг неё
всегда царит счастье, рядом друзья и близкие. Толерантный человек всегда придёт на помощь окружающим.

Физкультминутка.

б) определение качеств толерантной личности;

Учитель: сейчас мы с вами попробуем определить, какими же качествами характера должна обладать толерантная личность. Ребята, у каждого из вас на парте лежат карточки белого цвета. На каждой из них написаны по одному качеству характера человека. Выберите пожалуйста те, которые можно отнести к толерантной личности.

Качества:

  • Терпимость

  • Бессердечность

  • Конфликт

  • Сострадание

  • Прощение

  • Вспыльчивость

  • Желание что-либо делать вместе

  • Милосердие

  • Злорадство

  • Ложь

  • Сотрудничество

  • Уважение прав других

  • Раздражение

  • Принятие другого таким, какой он есть

  • Зависть

Учитель: итак, подведём итог: толерантная личность должна обладать следующими качествами…

в) решение проблемных ситуаций.

Учитель: подумайте пожалуйста, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности? 

Обучающиеся: нет.
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из-за чего между вами могут возникнуть конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Предположите и расскажите пожалуйста мне, как можно решить проблему мирным путем.

  • Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.

- Как следует поступить, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
Обучающиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: ребята, я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.

 Памятка.

  • Сохраняй спокойствие, когда сердишься.

  • Владей собой, имей выдержку.

  • Имей терпение выслушать собеседника.

  • Спокойно объясни свою точку зрения.

  • Подумай, из-за чего возник спор.

5. Обобщающая беседа.

Учитель: ребята, поделитесь пожалуйста, бывали ли с вами такие ситуации, когда кто-то говорил о вас плохо?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в данных ситуациях люди начинают злиться друг на друга, иногда возникает желание даже ударить человека. Все люди должны стремиться к тому, чтобы уметь решать возникающие проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Каждому человеку ведь приятно, когда он слышит о себе добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
Учитель: а как вы думаете, можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными?  Терпимыми?   
Обучающиеся: знание и соблюдение заповедей.

6. Итог.

Учитель: ребята, наше занятие подходит к концу. Мы много сегодня говорили о понятии «толерантность». Сейчас я вам предлагаю взять карточки желтого цвета в виде солнышка, которые лежат у вас на партах. Запишите пожалуйста на них два своих положительных качества, которыми вы обладаете и которые считаете сильными сторонами вашего характера.

(Дети записывают).

- Прочитайте пожалуйста вслух по цепочке свои качества.

Отлично! Ребята, я желаю вам сохранить эти качества на протяжении всей жизни!

- Ребята, мне очень нравится поговорка: Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой.

- Будьте добрыми, любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными к себе и другим. И всё это вам поможет жить в мире. До свидания!