ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 18
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
План-конспект классного часа, проведенного в 4 «г» классе
Тема: «Жить в мире с собой и другими».
Цель: знакомство обучающихся с понятием «толерантность», его происхождением, значением и актуальностью его формирования как нравственного качества личности.
Задачи:
Образовательные:
- Помочь обучающимся понять, почему так важно уважать окружающих;
- Объяснить обучающимся, почему очень важно уметь решать проблемы мирным путём.
Развивающие:
- Развивать речь, обогащать словарный запас обучающихся;
- Развивать умения формулировать и высказывать своё мнение, владеть собой, уважать чужое мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать положительное отношение обучающихся к себе самим, друзьям, одноклассникам, желание и умение прощать.
Оборудование: раздаточный материал, карточки разного цвета, мультимедийное оборудование.
Форма проведения: «круглый стол» с сюжетными задачами и проблемными вопросами.
Планируемые результаты:
Личностные: дети умеют и проявляют чувства доброты и милосердия, отзывчивости и сострадания к человеку.
Метапредметные: дети обладают критическим мышлением, навыками групповой работы, умеют вести диалог и аргументировать свою позицию, находить компромиссные решения обсуждаемых проблем.
Предметные: демонстрируют знания о понятии «толерантность».
Формы работы: фронтальная, индивидуальная, парная.
Ход занятия
I. Организационно - мотивационный.
1. Приветствие.
Учитель: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Улыбнитесь пожалуйста друг другу!
2. Введение в тему.
Учитель: наш классный час я сегодня хочу начать час с китайской притчи. Прослушав её внимательно, вы сможете самостоятельного сформулировать тему нашего занятия. Послушайте пожалуйста.
Притча называется «Ладная семья».
Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьёй и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье, и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров.
Дошёл слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришёл к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать.
Писал долго – видно, не очень силён был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге: любовь, прощение,терпение. И в конце листа: сто раз любовь, сто разпрошение, сто разтерпение. Прочёл владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил:
- И всё?
- Да – ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.
И, подумав, добавил:
- И мира тоже.
Учитель: Какие три слова стали законом в семье, где царили мир и согласие?
Обучающиеся: любовь, терпение, прощение.
Учитель: как вы думаете, о чём будем беседовать на классном часе?
Обучающиеся: о дружбе, доброте, терпении, любви, уважении.
Учитель: всё верно, ребята. Всё, что вы сейчас назвали можно объединить в одно слово - «толерантность». Вам понятно значение этого слова?
3. Знакомство с новым понятием.
Учитель: толерантность – (лат. tolerantia – терпение) – это способность терпеть что-то или кого-то.
Понятие «толерантность» в современном мире и обычной жизни любого человека используется очень редко. Нам привычнее понятие «терпимость».
Терпимость – способность и умение терпеть, быть терпеливым, мириться с чужим мнением.
Дать определение толерантности самостоятельно очень сложно, так как на разных языках оно трактуется по-разному. И сейчас мы в этом убедимся.
ребята, обратите внимание, что у некоторых из вас на партах лежат карточки оранжевого цвета, на которых даны определения толерантности разных народов мира. Найдите их.
Прочитайте их пожалуйста и ответьте на вопрос: «Что общего в определениях»?
С карточек оранжевого цвета дети читают:
-
Толерантность – способность признавать отличные от своих собственных идей и мнения. (Испанский) -
Толерантность – готовность быть терпимым, снисходительным. (Английский) -
Толерантность – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным. (Китайский) -
Толерантность – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, терпение. (Арабский)
Учитель: ребята, что общего вы заметили в этих определениях?
Обучающиеся: умение жить в мире и согласии со всем миром.
Учитель: в последнее время стало модным говорить о толерантности, так как проблема толерантности очень актуальна. Как вы думаете, почему?
Обучающиеся: в нашем мире стало много агрессии, конфликтов, преступности.
Учитель: сегодня на занятии мы с вами постараемся ответить на вопрос: что значит быть толерантным?
Обратите внимание, у некоторых из вас лежат на партах карточки зеленого цвета, на них записаны высказывания. Ваша задача: прочитать высказывание, подумать и соотнести с соответствующей заповедью на доске.
(Дети зачитывают высказывания и соотнося с заповедью).
4. Упражнения на закрепление понятия «толерантность»:
а) соотнесение высказывания с заповедью;
-
«Наши сердца должны быть наполнены любовью к людям, нашим братьям и сестрам. Мы должны думать о них и помогать им, не ожидая ни малейшего вознаграждения». (возлюби ближнего своего) -
«Гнев - страсть по расположению духа, способная часто повторяться, жестокая и непреклонная по силе, служащая причиною убийств, союзница несчастия, помощница вреда и бесчестия». (не убий) -
«Не делай другому того, от чего больно тебе». (золотое правило) -
«Ничто притворное не может быть продолжительным». (не лги) -
«Любовь к родителям - основа всех добродетелей». (почитай отца своего и матерь свою) -
Воровство порождает лень и жадность. (не кради)
Учитель: итак, мы можем сделать вывод о том, что быть толерантным, значит:
-
Уважать другого. -
Любить ближнего своего. -
Не злиться. -
Быть добрым, терпимым. -
Сострадать.
Учитель: понятие «толерантность» я решила изобразить в виде солнышка. Как вы думаете, почему?
Обучающиеся: от солнца идет тепло и свет
Учитель: верно, ребята! Ведь действительно, солнце обогревает весь наш мир, так и толерантная личность, совершая добрые поступки, становится лучше, чище, светлее. От этой личности исходит добро и тепло. Вокруг неё
всегда царит счастье, рядом друзья и близкие. Толерантный человек всегда придёт на помощь окружающим.
Физкультминутка.
б) определение качеств толерантной личности;
Учитель: сейчас мы с вами попробуем определить, какими же качествами характера должна обладать толерантная личность. Ребята, у каждого из вас на парте лежат карточки белого цвета. На каждой из них написаны по одному качеству характера человека. Выберите пожалуйста те, которые можно отнести к толерантной личности.
Качества:
-
Терпимость -
Бессердечность -
Конфликт -
Сострадание -
Прощение -
Вспыльчивость -
Желание что-либо делать вместе -
Милосердие -
Злорадство -
Ложь -
Сотрудничество -
Уважение прав других -
Раздражение -
Принятие другого таким, какой он есть -
Зависть
Учитель: итак, подведём итог: толерантная личность должна обладать следующими качествами…
в) решение проблемных ситуаций.
Учитель: подумайте пожалуйста, а все ли мы обладаем качествами толерантной личности?
Обучающиеся: нет.
Учитель: все ли можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту? Из-за чего между вами могут возникнуть конфликты со своими друзьями, братьями или сестрами?
Предлагаю вам ситуацию. Предположите и расскажите пожалуйста мне, как можно решить проблему мирным путем.
-
Вы играете с игрушкой или в игру, а кто-то подходит и забирает ее, даже не спросив, закончили вы играть или нет.
- Как следует поступить, чтобы сохранить спокойствие в конфликтной ситуации?
Обучающиеся: обсудить проблему и разойтись, сменить тему, отложить обсуждение до тех пор, пока оба не успокоятся.
Учитель: ребята, я хочу вам предложить памятку, которая научит вас, как правильно вести себя в конфликтной ситуации.
Памятка.
-
Сохраняй спокойствие, когда сердишься. -
Владей собой, имей выдержку. -
Имей терпение выслушать собеседника. -
Спокойно объясни свою точку зрения. -
Подумай, из-за чего возник спор.
5. Обобщающая беседа.
Учитель: ребята, поделитесь пожалуйста, бывали ли с вами такие ситуации, когда кто-то говорил о вас плохо?
- Что вы чувствовали в тот момент?
- А вы когда-нибудь говорили о ком-либо плохо?
- Как вы думаете, что чувствовал тот человек?
- Ребята, в данных ситуациях люди начинают злиться друг на друга, иногда возникает желание даже ударить человека. Все люди должны стремиться к тому, чтобы уметь решать возникающие проблемы мирно. Драка – не лучший способ решения проблем.
- Каждому человеку ведь приятно, когда он слышит о себе добрые и хорошие слова. А что вам приятнее делать – говорить людям добрые слова или гадости?
Учитель: а как вы думаете, можем ли мы изменить себя в лучшую сторону?
- Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой и окружающими.
- Что нам помогает быть толерантными? Терпимыми?
Обучающиеся: знание и соблюдение заповедей.
6. Итог.
Учитель: ребята, наше занятие подходит к концу. Мы много сегодня говорили о понятии «толерантность». Сейчас я вам предлагаю взять карточки желтого цвета в виде солнышка, которые лежат у вас на партах. Запишите пожалуйста на них два своих положительных качества, которыми вы обладаете и которые считаете сильными сторонами вашего характера.
(Дети записывают).
- Прочитайте пожалуйста вслух по цепочке свои качества.
Отлично! Ребята, я желаю вам сохранить эти качества на протяжении всей жизни!
- Ребята, мне очень нравится поговорка: Поступай с другими так же, как хочешь, чтобы поступали с тобой.
- Будьте добрыми, любящими, внимательными, терпеливыми, заботливыми, милосердными к себе и другим. И всё это вам поможет жить в мире. До свидания!