Файл: Структура и содержание процесса анализа в гештальт подходе.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Т.19, № 4 (73), 2015
26
психотерапия, КлиничесКая психология и психоанализ
УДК 159.99.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА АНАЛИЗА В ГЕШТАЛЬТ
ПОДХОДЕ
Т. А. Демидова*, В. В. Сойко**
*Таврическая академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
**Медицинская академия ФГАОУ ВО «КФУ им. В. И. Вернадского»
Резюме. В данной статье показана структура и рассмотрено содержание процесс анализа в гештальт подходе, раскрыты понятия фигура сессии, фазы и маркеры механизмов пре- рывания цикла контакта, даны техники работы с механизмами прерывания контакта.
Ключевые слова: гештальт поход, цикл контакта, механизмы прерывания контакта, фи- гура, процесс анализ.
Супервизия как обучающий процесс имеет свои элементы, структуру, динамику, цель и задачи. Процедура супервизии, по мнению Л. Л. Третьяка, включает обсуждение с супер- визируемым психологом, работающим в гештальт подходе нескольких ключевых пунктов, в том числе анализ процесса клиента [9]. Структура процесс анализа клиента включает в себя ответы на следующие вопросы:
1. В чем состояла фигура сессии?
2. Какая потребность лежала в основании фигуры?
3. На какой фазе произошло прерывания цикла контакта?
4. Какой механизм (механизмы) лежали в основе прерывания цикла контакта?
5. Для какой среды механизм прерывания цикла контакта был бы адаптивен?
6. Какие техники могут помочь клиенту осознать механизм прерывания цикла контакта?
Целью нашей статьи является раскрыть содержание теоретических основ гештальт подхода, которые должны помочь супервизируемому дать ответы на поставленные вопросы.
Фигура сессии. Процесс распознавания любого объекта или фигуры начинается с выделе- ния его из окружения: объект должен быть виден как фигура на фоне. Как только объект попадает в фокус и границы между ним и фоном четко определены, можно говорить о фор- мировании «фигуры».
Фигура – это фокус внимания, в основе которого лежит импульс, аппетит, желание, не- завершенная ситуация, интерес. Следовательно, фигура отделяется от фона, чтобы начать образовываться и затем «пойти на контакт» с окружающей средой, приобретая все более и более четкие контуры. Во время фазы предварительной ориентации у клиентов могут воз- никать затруднения в связи с неспособностью выделить фигуру с ясными контурами [8].
Потребность клиента. Для продуктивной работы с клиентом, психологу желательно при- держиваться определенной теории, которая дает четкое определение и классификацию потребностей. Несмотря на широкий спектр теорий, связанных с потребностной сферой человека наиболее используемой в практическом применении является теория базовых по- требностей А. Маслоу. Согласно А. Маслоу, некоторая характеристика может считаться ба- зовой потребностью, если она удовлетворяет следующим условиям: ее отсутствие ведет к заболеванию; ее наличие предотвращает заболевание; ее восстановление излечивает забо- левание.
Базовые (дефицитарные)
потребности обычно обнаруживаются и испытываются в определенном порядке: физиологические (воздух, вода, пища, жилище, сон, секс); безопас- ность и уверенность; любовь и принадлежность; уважение других; самоуважение [5].
Фазы цикла контакта. Цикл контакта (цикл удовлетворения потребностей)– это удобная схема для описания контакта человека с окружающей средой, которая состоит из опреде- ленных фаз, которые следуют в определенной последовательности. В цикле контакта (ци- кле удовлетворения потребностей) выделяют последовательные фазы, которые неизбежно сменяют друг друга. Они не обособлены друг от друга, а плавно переходят одна в другую,


Психотерапия, клиническая психология и психоанализ
27
иногда возвращаясь назад или временно перескакивая через фазу. Основное значение та- кой разбивки, считают Серж и Анна Гингеры,
состоит в том, что она позволяет как можно точнее выделить ту фазу цикла, в которой происходит его обрыв, прерывание контакта с окружающей средой [1].
Пол Гудман предлагает четырехфазнуюмодель цикла контакта. Он выделяет: прекон- такт (fore contact), вступление в контакт (contacting), олныпй контакт, или окончательный контакт (final contact), постконтакт или отступление (post contact).
В ходе преконтакта возникает возбуждение, необходимое для построения фигуры по- требности. На фазе вступление в контакт личности придется проделать следующую работу: сориентироваться во внешнем мире, чтобы определить «перспективный» в плане удовлет- ворения потребностей объект, а для этого надо ясно рассмотреть «поле» – внешний мир и свои собственные ресурсы; выбрать из возможностей наилучшую и отказаться от других; совершить ряд действий, чтобы приблизиться к избранному объекту, иногда преодолевая множество препятствий; если потребность в «удалении», то действия приобретают характер дистанцирования или бегства. Именно в этом месте на первый план выходят эмоции, по- зволяющие осуществить выбор. По ходу выбора вариантов тело и потребность уходят в фон: внимание захвачено событиями внешнего мира.
На фазе полного контакта
желанный объект достигнут; фигурой внимания становит- ся собственно взаимодействие субъекта и объекта. Граница между «Я и Ты» растворяется, и в спонтанном единении ощущений, чувств, мыслей и движения происходит, собственно, реализация потребности. На фазе постконтакта человек ассимилирует – присваивает – но- визну, а так же опыт, связанный с ее достижением. Фигуры окружающего мира и сама по- требность становятся фоном [2].
Лебедева Н. М. и Иванова Е. А. пишут о том, что во время сессии психолог, работающий в гештальтподходе, пытается помочь клиенту осознать фазу прерывание цикла контакта и вместе с ним посмотреть, каким образом это прерывание проявляется, что и каким образом может воздействовать на это прерывание. Задача психолога заключается в попытке поддер- жать способность клиента к осознанному выбору: действительно ли осуществить прерывание или поступить по-другому, то есть получить возможность творческого приспособления [4].
Маркеры определения механизмов прерывания контакта. Слияние (конфлюенция) со- стоит в том, что человек вообще не чувствует границы между Я и не-Я, полагает что он и среда – одно, часть и целое неразличимы [3]. Слияние (конфлуэнция) бывает двух видов.
Конфлуэнция первого рода – слияние со своими чувствами и переживаниями. Она прояв- ляется в случае, когда человек не может понять, что он чувствует. Конфлуэнция второго рода – слияние с партнером, когда другой человек воспринимается как часть себя и ког- да происходит разрыв, человек чувствует, как будто у него отрезали часть его тела («как руку отрезали») [4]. Маркерами слияния являются: чувство обиды; употребление слов «мы»,
«наши»; употребление фраз «он должен знать, что я чувствую», «разве он не понимает».
Интроекция – это склонность неразборчиво поглощать и присваивать любые нормы, стандарты поведения, взгляды, мнения и ценности, без попытки разобраться в них и кри- тически переосмыслить [3]. Маркерами интроекции являются: появление в речи должен- ствований («должен», «надо», «не могу“, «так правильно»), предельных обобщений («все муж- чины», «все женщины “) и моральных оценок («стыдно”, «так не принято”).
Проекция представляет собой вынесение вовне внутриличностных процессов или их причин, попытка сделать среду ответственной за то, что исходит от самого человека. Суще- ствует несколько видов проекции: зеркальная, при которой человек находит в других свои черты или свойства, которые ему нравятся и желанны; дополнительная (комплементарная), когда другим приписываются характеристики, с помощью которых можно оправдать свои действия и поступки; катартическая, состоящая в том, что человек освобождается от своих негативных свойств, приписывая их другим; атрибутивная, когда окружающие наделяются собственными мотивами и потребностями [3]. Маркерами проекции являются: использова- ние фраз «он», «ты», «они», «все другие»; суждения о том, что другой думает, чувствует; пред- сказание поведения других.
Ретрофлексия значит буквально «обращение назад, на себя», при этом контактная гра- ница проходит как бы посередине самой личности, и субъект начинается относиться к себе как к другому человеку. Могут наблюдаться два различных процесса: или человек делает себе то, что он хотел бы делать другим (упрекает, обвиняет, наказывает), или сам делает себе то, хотел бы получить от других (жалеет, восхищается) [3].


Т.19, № 4 (73), 2015
28
Ретрофлексия основывается на внутриличностном расколе и состоит из активной и пассивной части. На первый план поочередно выступают то активная, то пассивная часть личности. Мы имеем дело с сознательной активной частью личности, направляющей свои действия против другой пассивной части. Маркерами ретрофлексии являются: выражения типа «хочу, но не могу»; психосоматические жалобы; неудобные позы тела; мышечные за- жимы; монотонная речь; чувство вины (иррациональное).
Дефлексия (уклонение) позволяет избегать нежелательного контакта (с определенным человеком или аспектом реальности, слишком тесного или угрожающего). Иногда дефлек- сия направлена на уклонение от контакта со своими собственными желаниями или чувства- ми. Уклоняющееся поведение позволяет личности отгородиться от мира и от себя самой, усиливая контактную границу, в пределе – делая ее непроницаемой. Уклонение от прямого контакта и перенесение переживаний в зону умственных процессов (мысли, фантазии или мечтания) [3]. Маркерами дефлексии являются: бегство в разговоре от обсуждения, того, что происходит «здесь и теперь» в воспоминания, в проекты, в абстрактные рассуждения.
Эготизм – наиболее тяжелый тип нарушений контактной границы. Субъект изолиро- ван как от внешнего мира, так и от внутреннего, он отторгает других людей с их чувства- ми и поступками и свои собственные глубинные импульсы. Его поведение большей частью соответствует уровню «клише» и состоит из автоматизированных, стереотипных действий, которые никому не нужны и никого не радуют. Для такого человека характерно ощущение полной самодостаточности (крайнее проявление ретрофлексии), холодность и отстранен- ность [3]. Маркерами эготизма являются: консерватизм, боязнь всего неожиданного, спон- танного, боязнь сближения, страх прикосновений, «уход в теорию по поводу своих пережи- ваний, склонность руководить процессом психотерапии, преувеличенная независимость.
Слияние соответствует временному периоду преконтакта и предполагает невозмож- ность дифференцирования человеком своих телесных ощущений, чувств, желаний. На этапе контактирования интроекция/ проекция останавливают контакт посредством какой-либо неассимилированной анахроничной идеи либо фантазирования о том, что поле или объ- ект контакта являются, например, довольно опасными для субъекта. Финальный контакт может быть заморожен благодаря уклонению субъекта от прямого способа удовлетворения потребности, определяющей динамику поля (дефлексия), либо обращению контактного по своей природе энергетического возбуждения на себя самого (ретрофлексия). Об эготизме речь идет когда обсуждают феномены прерывания контакта на этапе постконтакта в слу- чае, если новый, полученный на предыдущих фазах, опыт не может быть ассимилирован и отвергается в пользу уже имеющегося.
Гипотеза об окружающей среде, в которой механизм прерывания контакта был бы
адаптивен. Конфлюэнция – это чувство слияния с другими, с окружением. Присутствует в группе с командным духом, у влюбленных людей – в слиянии со своими возлюбленными, у творцов – с создаваемыми ими произведениями.
Интроекция является продуктивной при усвоении учебного материала. Это интерио- ризация жизненных правил, полученных от главных заботящихся взрослых. Этот процесс можно увидеть в имитации и ролевых играх.
Механизм проекции лежит в основе узнавания, классификации, позволяет на базе имеющихся знаний познавать мир. Дает возможность человеку идентифицировать эмоции другого, определить эмпатию и таким образом создать контакт. Никто не может знать, как видит мир другой; человек может использовать только собственное воображение для того, чтобы предположить это.
Ретрофлексия возникает как адаптивный механизм, который «обучает» человека что- то «удерживать в себе» по законам общества в целях приспособления и адаптации человека в среде. Ретрофлексия выражается в самоконтроле и самодисциплине, так как сознатель- ная адаптация индивида к социальным нормам имеет функциональную ценность.
Адаптивная дефлексия может присутствовать в сложных ситуациях, где нужна ди- пломатия, помогающая избегать прямых ответов. Как ответ на угрозу реальную или мни- мую, дефлексия может быть стратегией избегания выбора: переживание сильного страха может сопровождаться разговорами на отвлеченную тему или смехом.
Эготизм, как адаптивный механизм, – это способность к саморефлексии: Я понял, что…;
Я узнал…; Было интересно…; Особенно понравилось…; Вызвало затруднения… Эготизм по- лезен в случаи избегания преждевременного согласия без ориентировки в ситуации, он по- могает реализовать свое право быть услышанным, т. о. развивает собственную автономию.


Психотерапия, клиническая психология и психоанализ
29
Технические средства, с помощью которых может быть освоен механизм
прерывания контакта.
Техники работы с дефлексией. Техника осознания и недопущения повествовательности
(«эбаутизм»). Пример – «Выразите одной фразой основной смысл сказанного Вами». Работа с интроекцией. Техника осознавания и недопущениея долженствования («шуддизм») и оцени- вания. Пример – «Замените «Я должен» на «Я хочу»» [7].
Техники работы с проекцией. Техника осознавания и недопущениея долженствования
(«шуддизм») и оценивания. Пример – «Замените «Он такой» на «Я воспринимаю его таким».
Техника предписания об усилении обратной экспрессии. Пример – Клиентка говорит, что она очень застенчива, а её знакомая – ведёт себя свободно. «Станьте своей знакомой, по- кажите какая она». Техника выявления (вербализация невербальной экспрессии). Монолог ощущения – станьте своим страхом или скажите что-то от своей тоски. Техника идентифи- кации и исполнения роли. «Станьте своей знакомой» или «Покажите своего начальника».
Техника ассимиляции проекции. Клиент: «Люди злы». «Вы когда-нибудь были таким? Хотя бы иногда Вы проявляли злость по отношению к кому-либо?» или «Сыграйте роль злого» [7].
Техники работы со слиянием (конфлюенцией). Техника осознания и прерывания мани- пуляций. Пример – «Вы хотите мне что-то доказать? Что Вы ждёте от меня? Что Вы сейчас хотите?» Техника стимулирования прямоты экспрессии и конкретности в вербальном вы- ражении своих чувств и желаний. Стимулирование принятия клиентом на себя ответствен- ности за свои проявления: «это именно я хочу, именно я чувствую, именно я делаю» [7].
Техники работы с ретрофлексией. Техника оборачивания ретрофлексии. При постуки- вании себя кулаком: «Кого ты хочешь ударить своим кулаком?»; «Вырази своё раздражение тому, перед кем чувствуешь себя виноватым». Техника внутриличностного столкновения.
«Нападающий – защищающийся»; «Я» и «Моя мораль» и т.д [7].
Литература.
1. Гингер С., Гингер А. Гештальт – терапия контакта. – СПб.: Специальная Литература, 1999. –287с.
2. Демидова Т. А. Сойко В. В. Цикл контакта в гештальт-терапии// Таврический журнал психиа- трии. – 2015. – Том 19, № 1 (70). – С.46–55 3. Калина Н. Ф. Основы психотерапии. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 1997. – 272 с.
4. Лебедева Н.М., Иванова Е. А. Путешествие в гештальт: теория и практика. – СПб., Речь, 2005. –
560с.
5. Маслоу А. Г. Дальние пределы человеческой психики. – СПб.: Евразия,
6. 1999. –432с.
7. Наранхо К. Гештальт-терапия: Отношение и Практика атеоретического эмпиризма / Перев. с англ. – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1995. – 304 с.
8. Старак я., Кей т., Олдхейм д. Техники гештальт-терапии на каждый день: Рискните быть живым. –
М.: Психотерапия, 2009. – 176 с.
9. Третьяк Л. Л. Клиническая супервизия в гештальт-подходе// http://psymaster.spb.ru/articles/
klinicheskaya-superviziya-v-geshtalt-podxode/
STRUCTURE AND CONTENT OF ANALYSIS PROCESS IN GESTALT THERAPY
T. A. Demydova, V. V. Soiko
Tavrical Academy of Vernadsky CFU
Medical Academy named after S. I. Georgievsky of Vernadsky CFU
Summary. This article shows the structure and the content analysis process considered in
Gestalt therapy, concepts disclosed figure session, phase cycle contact, markers interruption mechanisms of cycle contact and techniques for working with interruption mechanisms of cycle contact.
Keywords: Gestalt therapy cycle of contact, mechanisms interruption, fіgura, analіz process.