ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 11
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Доклад «Глобальные компетенции»
Куклина Н.С., педагог-психолог МБОУ «СОШ п.Мариец»
В 21 веке безграмотным считается уже не тот, кто не умеет читать и
писать, а тот, кто не умеет учиться, доучиваться и переучиваться.
Элвин Тоффлер
В 2018 году в рамках Международной программы по оценке образовательных достижений учащихся PISA (Programme for International
Student Assessment) впервые была проведена оценка глобальных компетенций 15-летних школьников. О том, что такое глобальные компетенции, почему Организация экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) считает их важными, какие результаты показали российские школьники и какие вопросы вызвали у них наибольшие затруднения, читайте в нашей статье.
Что же такое «Глобальные компетенции»? – это новый компонент функциональной грамотности.
Глобальные компетенции – это не конкретные навыки, а сочетание знаний, умений, взглядов и ценностей, применяемых при личном или виртуальном взаимодействии с людьми, которые принадлежат к иной культурной среде, и при участии в решении глобальных проблем, не имеющих национальных границ и оказывающих влияние на жизнь нынешнего и будущих поколений. По мнению ОЭСР, системы образования, которые учитывают необходимость подобных знаний, умений и отношений, действительно готовят школьников к жизни в современном мире.
Ребенок должен обладать:
-готовностью успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром;
-возможностью решать различные ( в том числе нестандартные) учебные и жизненные задачи;
-способностью строить социальные отношения;
-совокупностью рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию...»
Почему понятие глобальные компетенции стало актуальным для современной школы? Могут ли школы способствовать развитию глобальных компетенций?
Школа играет решающую роль в развитии глобальных компетенций молодых людей, может предоставить учащимся возможности изучить современные мировые события, которые оказывают влияние как на мировое сообщество так и на них самих. Педагоги могут научить детей как критически, эффективнее и ответственней использовать цифровые источники информации и СМИ.
Зачем нам глобальные компетенции?
Чтобы жить в гармонии в многонациональных(мультикультурных) сообществах. Обучение глобальным компетенциям может повысить
возможности трудоустройства. Эффективное общение и правильное поведение в разнообразных коллективах являются ключами к успеху на многих рабочих местах, и будут оставаться таковыми еще больше, поскольку технологии продолжают облегчать людям возможности связи по всему миру.
Итак, что же такое «Глобальная компетентность» — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.
На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: Аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах.
Как именно мы можем формировать глобальные компетенции? В первую
очередь наша задача- это коммуникация.
Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагаю задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:
- Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения,
которые всегда в тебя верят? ( очень хорошо, если они назовут учителя, который всегда рядом, поможет в трудную минуту. Это очень важно)
- Чему ты учишься и почему это важно? Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или немецкий язык, а детям дается обширный вопрос.
Итак, что же такое «Глобальная компетентность» — это многогранная цель обучения на протяжении всей жизни. Глобально компетентная личность способна изучать местные, глобальные проблемы и вопросы межкультурного взаимодействия, понимать и оценивать различные точки зрения и мировоззрения, успешно и уважительно взаимодействовать с другими, а также действовать ответственно для обеспечения устойчивого развития и коллективного благополучия.
Целенаправленное формирование глобальной компетентности связано с реализацией требований ФГОС ООО к предметным, метапредметным и личностным образовательным результатам и в отечественном образовательном учреждении должно отвечать следующим условиям:
1. быть целостным и непрерывным с 5-го по 9-й классы основной школы;
2. определять общие цели и дифференцировать задачи по их достижению на каждом этапе формирования (то есть в каждом классе основной школы);
3. сочетать образовательные и воспитательные задачи;
4. учитывать требования преемственности содержания и их последовательное усложнение;
5. отбирать содержание с учетом возрастных особенностей школьников, накопленных ими контекстных знаний, а также «чувствительных» для российского общества вопросов;
6. развивать метапредметные умения и способствовать достижению метапредметных образовательных результатов;
7. развивать интегративные подходы и организовывать междисциплинарную интеграцию учителей.
На уроках иностранного языка мы, конечно, тоже формируем глобальные компетенции: Аналитическое и критическое мышление, осознание и понимание глобальных проблем, осознание межкультурных различий, взаимопонимание и т.д. Естественно, все эти вопросы поднимаются на наших уроках, а также мы извлекаем информацию, связанную с ними из наших текстов, с которыми мы работаем в наших учебниках или других ресурсах.
Как именно мы можем формировать глобальные компетенции? В первую
очередь наша задача- это коммуникация.
Чтобы сплотить коллектив, настроить их на совместную работу, перед началом урока, предлагаю задавать детям такие вопросы, чтобы заинтересовать детей, вопросы, которые выходят за рамки предмета:
- Можешь ли ты назвать двух взрослых из твоего окружения,
которые всегда в тебя верят? ( очень хорошо, если они назовут учителя, который всегда рядом, поможет в трудную минуту. Это очень важно)
- Чему ты учишься и почему это важно? Формулировка таких вопросов выходит за рамки предметов. Т.е неконкретно для чего тебе математика или немецкий язык, а детям дается обширный вопрос.
- Как у тебя дела с учебой? Это уже самооценка учащегося. Кто-то критически отнесется, кто-то реально будет завышать свои способности.
-Каковы твои ближайшие цели и шаги?
Сегодня ученик и учитель выступают в роли двух партнеров. Поэтому учитель перестает быть оратором и источником информации, как это было раньше. Он затевает обсуждение, проясняет отдельные вопросы, помогает собрать информацию и разработать критерии для оценки. А ученик, в свою очередь становится соратником, коллегой. Он ищет информацию, оценивает результат.
Почему
вопрос
«Формирование
и
развитие
глобальных
компетенций» очень важный на сегодня? Наша задача, как педагогов
подготовить учащихся к быстроменяющемуся миру.
Роль педагога в формировании у учеников глобальной компетентности на уроках иностранного языка
Создание условий:
- для овладения знаниями о процессе глобализации, его проявлении во всех сферах и влиянии на все стороны жизни человека и общества;
- для освоения опыта отношения к различным культурам, основанного на понимании ценности культурного многообразия;
- для формирования аналитического и критического мышления школьника;
- для того, чтобы школьники осознали собственную культурную идентичность и понимали культурное многообразие мира ;
Всё, что связано с эффективной коммуникацией отрабатывается на уроке иностранного языка. Кроме того, мы говорим о культурах стран изучаемого языка. Очень хорошо и удобно формировать соответствующие компетенции при выполнении кейсовых заданий, так как они требуют сбора и анализа информации, критического мышления, а также эффективного взаимодействия, чтобы решить поставленную задачу. Есть такие темы, которые позволяют поговорить о каких-то проблемных вопросах.
Например: Экология, Межкультурное взаимодействие, Будущая профессия, Средства массовой информации, Проблемы молодежи. Везде в этих ситуациях можно поставить какую-то проблему , распределить роли и отработать кейсовые задания, можно организовать проектную деятельность, так как основе проекта лежит какая-либо проблема. Что бы ее решить, учащимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом знаний разнообразных и достаточных для решения данной проблемы.
Кроме того, школьники должны владеть определенными интеллектуальными, творческими и коммуникативными умениями. К интеллектуальным можно отнести умение работать с информацией, с текстом, анализировать информацию, делать обобщения, выводы и т.п. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, ( что очень важно для формирования глобальной компетенции), умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение
прогнозировать последствия. К коммуникативным умениям относятся, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами; умение находить компромисс с собеседником; умение лаконично излагать свою мысль.:
В одном из приложений к отчету ФИОКО приведены подробные описания пяти комплексных заданий из открытого банка: «Единственный сюжет», «Олимпийская команда беженцев», «Этичная одежда», «Языковая политика» и «Повышение уровня моря».
Приведем пример задания, при выполнении которого российские учащиеся показали результаты существенно ниже, чем их сверстники из стран-лидеров. Задание относится к блоку «Языковая политика». Речь идет о вымышленной стране Армаз и вымышленных языках – урском и ютанском.
Текст к блоку «Языковая политика». В Армазе большинство граждан говорят на официальном языке – урском. Группа урскоговорящих законодателей предложила политический курс, согласно которому во всех государственных школах обучение по всем предметам должно вестись только на урском языке. Единственным исключением стали бы уроки иностранных языков. Ряд граждан Армаза, говорящих на ютанском языке, который является языком меньшинства в этой стране, обеспокоены предлагаемым политическим курсом.
Задание. Ютаноговорящий учащийся изучил положение в других странах, проводящих схожую политику по вопросам обучения на официальном языке. В приведенных ниже в таблице утверждениях описана часть найденной им информации. Поддерживают ли эти утверждения предлагаемый политический курс на обучение всем предметам на одном официальном языке – урском? Отметьте в таблице «Да» или «Нет» для каждого утверждения.
Таблица к заданию из блока «Языковая политика»
Комментарии эксперта. В задании обучающийся должен читать и оценивать каждое утверждение с точки зрения предлагаемой языковой
В одном из приложений к отчету ФИОКО приведены подробные описания пяти комплексных заданий из открытого банка: «Единственный сюжет», «Олимпийская команда беженцев», «Этичная одежда», «Языковая политика» и «Повышение уровня моря».
Приведем пример задания, при выполнении которого российские учащиеся показали результаты существенно ниже, чем их сверстники из стран-лидеров. Задание относится к блоку «Языковая политика». Речь идет о вымышленной стране Армаз и вымышленных языках – урском и ютанском.
Текст к блоку «Языковая политика». В Армазе большинство граждан говорят на официальном языке – урском. Группа урскоговорящих законодателей предложила политический курс, согласно которому во всех государственных школах обучение по всем предметам должно вестись только на урском языке. Единственным исключением стали бы уроки иностранных языков. Ряд граждан Армаза, говорящих на ютанском языке, который является языком меньшинства в этой стране, обеспокоены предлагаемым политическим курсом.
Задание. Ютаноговорящий учащийся изучил положение в других странах, проводящих схожую политику по вопросам обучения на официальном языке. В приведенных ниже в таблице утверждениях описана часть найденной им информации. Поддерживают ли эти утверждения предлагаемый политический курс на обучение всем предметам на одном официальном языке – урском? Отметьте в таблице «Да» или «Нет» для каждого утверждения.
Таблица к заданию из блока «Языковая политика»
Комментарии эксперта. В задании обучающийся должен читать и оценивать каждое утверждение с точки зрения предлагаемой языковой
политики. Первое и последнее утверждения не поддерживают такой политический курс, поскольку описывают выгоды, которые человек или общество получают от знания более одного языка. Верные ответы для каждого утверждения: «Нет», «Да», «Да», «Нет». Итоговый ответ в этом задании считается верным при правильном выборе для всех утверждений.
Лишь 16% российских учащихся смогли дать правильный итоговый ответ. В странах-лидерах доля 15-летних подростков, давших правильный ответ, в три с лишним раза выше: Сингапур – 51%, Канада – 49%.
В чем выражается сформированность глобальных компетенций у
учащихся?
критическое и логическое мышление ;
изобретательский и креативный подход в решении задач;
умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать;
работать в команде
Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий.
Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения).
Вывод: К оценке степени сформированности глобальных компетенций у учащихся следует подходить с осторожностью, учитывая, что в большинстве стран – участниц исследования эти компетенции не выделяются в качестве объекта оценки, и, соответственно, на них не акцентируется внимание в процессе обучения.
Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
Подготовила: Куклина Наталья Сергеевна педагог-психолог, учитель-дефектолог
Лишь 16% российских учащихся смогли дать правильный итоговый ответ. В странах-лидерах доля 15-летних подростков, давших правильный ответ, в три с лишним раза выше: Сингапур – 51%, Канада – 49%.
В чем выражается сформированность глобальных компетенций у
учащихся?
критическое и логическое мышление ;
изобретательский и креативный подход в решении задач;
умение выстраивать коммуникацию, сотрудничать;
работать в команде
Во многом формирование глобальных компетенций обусловлено укладом и традициями школы, уходом от формализма при проведении мероприятий.
Педагоги должны обладать умением "раскручивать" программный материал в проектную деятельность и организовывать в нетрадиционной форме диспуты, споры (в спорах рождается истина и умение выслушать оппонента, воспринимать с уважением иную точку зрения).
Вывод: К оценке степени сформированности глобальных компетенций у учащихся следует подходить с осторожностью, учитывая, что в большинстве стран – участниц исследования эти компетенции не выделяются в качестве объекта оценки, и, соответственно, на них не акцентируется внимание в процессе обучения.
Формирование ГК направлено на достижение метопредметных образовательных результатов через междисциплинарную интеграцию учителей. Формирование ГК не заканчивается на уровне ООО, это такое состояние человека, которая подвергает его к обучению в течении всей жизни и формирование глобальной компетенции, как и социализация, никогда не заканчивается.
Подготовила: Куклина Наталья Сергеевна педагог-психолог, учитель-дефектолог