ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 28
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
-
Организационный момент
- здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, проверьте, все ли необходимое есть у вас на столах. Давайте произнесем девиз нашего урока.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться.
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Садитесь
Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки вниз, запишите сегодняшнее число и классная работа.
Отложите в сторону эти тетради, откройте тетради для чистописания.
2.Мин чистописания я предлагаю вам записать эти сочетания букв.
- посмотрите на мин. чистописания, что вы заметили?
Отметить верные утверждения:
-
Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета -
Имя существительное отвечает на вопросы кто? что? -
Имена существительные изменяются по родам
3. Слова кукла, снеговик – одушевленные имена существительные.
-Что такое суффикс?
Посмотрите на доску. Перед вами записаны слова. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, разделить эти слова в 2 столбика. 1) слова с безударной гласной в корне 2) слова с парными согласными в корне, проверьте написание. Возьмите в руки лист самооценки и оцените свою работу.
Где были орфограммы в словах?
Что такое корень?
Как одним выражением назвать корень , суффикс?
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.
Молодцы. Вы успешно справились с работой. Видно, что домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит, сможете помочь одному горе-ученику, Вите Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?
На какой вопрос не смог ответить Витя?
Какова же тема и цель нашего урока?
Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: "Правописание суффиксов".
А какая же цель нашего урока? (Цель нашего урока – выяснить, в каких случаях пишется суффикс ик, а в каких – суффикс ек.)
4. Решение учебной задачи.
Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы.
Сказка.
Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.
Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.
Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.
Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
Задания.
Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?
Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?
К каким же выводам вы пришли, познакомившись со сказкой?
А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в парах. У вас есть 1 минута
(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)
- Попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .
(Учащиеся озвучивают варианты правила)
Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ.
Есть кубик – нет кубика.
Потренируемся вместе
Есть арбузик – нет арбузика
Есть барашек – нет барашка
Есть бантик – нет бантика
Есть клубочек – нет клубочка
Есть носик – нет носика
Есть перчик – нет перчика
Физминутка.
Сейчас мы с вами встанем и немного отдохнем, но во время отдыха обратите ещё раз внимание на слова и оформление физминутки, это может нам пригодится.
5. Первичное осмысление и закрепление.
Как называется наша физ-ка? (самолетик)
Что изображено на платье у девочки? (цветочек)
Кто водят хоровод? (зайчик)
Что в руках у девочки в серебряном платье? (ключик)
Что нарисовано на стене? (кружочек)
Что висело на стене? (шарик?)
Запишите эти слова, примените правило и вставьте правильный суффикс.
Поменяйтесь работами и Оцените работу товарища в листе самооценивания.
Работа в группе:
Творческая лаборатория
- Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9.
Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик, шалашик, ёжик, рябчик, зайчик.
А нас ждет следующее задание… Будьте внимательны. Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Помогите Вите найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант.
«Корректор» (работавпарах): кармашик, билетек, песочик, кузнечек, мячик, орешик, цветочек, молоточик, дружёк, хвостик, кораблек,
Оцените свою работу в группе.
Итог урока. Рефлексия
А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой?
- Смогли мы её достичь?
- От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?
Как вы думаете а смогли мы помочь Вите Перестукину?
Давайте посмотрим. (мультфильм)
Молодцы.
Посмотрите на солнышко. На его лучиках написаны начала предложений. Продолжите любое.
Д.з правило