Файл: Имя существительное отвечает на вопросы кто что.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

  1. Организационный момент

- здравствуйте, ребята. Прежде чем начать наш урок, проверьте, все ли необходимое есть у вас на столах. Давайте произнесем девиз нашего урока.

Мы пришли сюда учиться,

Не лениться, а трудиться.

Работаем старательно,

Слушаем внимательно.

Садитесь

Ребята, откройте свои тетради, отступите 2 строчки вниз, запишите сегодняшнее число и классная работа.

Отложите в сторону эти тетради, откройте тетради для чистописания.

2.Мин чистописания я предлагаю вам записать эти сочетания букв.

- посмотрите на мин. чистописания, что вы заметили?

Отметить верные утверждения:

  1. Имя существительное – это часть речи, которая обозначает действие предмета

  2. Имя существительное отвечает на вопросы кто? что?

  3. Имена существительные изменяются по родам

3. Слова кукла, снеговик – одушевленные имена существительные.

-Что такое суффикс?

Посмотрите на доску. Перед вами записаны слова. Вам необходимо вставить пропущенные буквы, разделить эти слова в 2 столбика. 1) слова с безударной гласной в корне 2) слова с парными согласными в корне, проверьте написание. Возьмите в руки лист самооценки и оцените свою работу.

Где были орфограммы в словах?

Что такое корень?

Как одним выражением назвать корень , суффикс?
3. Создание проблемной ситуации. Постановка учебной задачи.

Молодцы. Вы успешно справились с работой. Видно, что домашнее задание к сегодняшнему уроку выучили. А значит, сможете помочь одному горе-ученику, Вите Перестукину. Он из-за своей нерадивости очутился в стране невыученных уроков. Посмотрите, что с ним приключилось.
(Просмотр фрагмента из мультфильма «В стране невыученных уроков»)
Поможем Вите выбраться из страны невыученных уроков?

На какой вопрос не смог ответить Витя?

Какова же тема и цель нашего урока?
Молодцы! Вы правильно сделали вывод. Тема нашего урока: "Правописание суффиксов".

А какая же цель нашего урока? (Цель нашего урока – выяснить, в каких случаях пишется суффикс ик, а в каких – суффикс ек.)

4. Решение учебной задачи.   

Ответить на вопрос, с которым не справился Витя, нам поможет сказка. Предлагаю вам поработать со сказкой в группах. Прочитайте и ответьте на вопросы.


Сказка.

Жили-были два брата – уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.

Суффикс –ЕК – всего боялся, особенно изменения по падежам. Как страус при виде опасности прячет в голову песок, и её не видно на поверхности, так и суффикс – ЕК – при склонении слова всегда прятал гласную Е, оставляя работать в косвенных падежах букву К: замочЕК, замочКа, замочКу, замочКом, о замочКе.

Слабая , пугливая, неустойчивая, полукругленькая буква Е всё время выкатывалась из слова, стоило ей выйти из-под защиты Именительного падежа.

Суффикс – ИК – имел твёрдый характер. Стойкая, смелая буква И в нём крепко стояла на двух ногах и никого не боялась. Никто и ничто не мог её сдвинуть с места. Поэтому, как слово ни изменяют, суффикс – ИК – крепко сидит в нём и постоянно икает: ключИК, ключИКа, ключИКу, ключИКом, о ключИКе.

Вот такие они разные уменьшительно-ласкательные суффиксы – ЕК – и – ИК –.
Задания.

Почему суффикс – ЕК – в этой сказке сравнивается со страусом?

Почему суффикс – ИК – имеет твёрдый характер?
К каким же выводам вы пришли, познакомившись со сказкой?
А теперь подумайте, что нужно сделать, чтобы определить, какой суффикс следует писать в слове? Посовещайтесь в парах. У вас есть 1 минута

(Учащиеся озвучивают ответы на вопросы)
- Попробуйте составить правило написания гласных в суффиксах существительных –ЕК и – ИК – .

(Учащиеся озвучивают варианты правила)

Ребята, открою вам небольшой секрет. В русском языке есть слово, которое поможет вам написать правильный суффикс. Это слово НЕТ.

Есть кубик – нет кубика.
Потренируемся вместе

Есть арбузик – нет арбузика

Есть барашек – нет барашка

Есть бантик – нет бантика

Есть клубочек – нет клубочка

Есть носик – нет носика

Есть перчик – нет перчика

Физминутка.

Сейчас мы с вами встанем и немного отдохнем, но во время отдыха обратите ещё раз внимание на слова и оформление физминутки, это может нам пригодится.



5. Первичное осмысление и закрепление.

Как называется наша физ-ка? (самолетик)

Что изображено на платье у девочки? (цветочек)

Кто водят хоровод? (зайчик)

Что в руках у девочки в серебряном платье? (ключик)

Что нарисовано на стене? (кружочек)

Что висело на стене? (шарик?)

Запишите эти слова, примените правило и вставьте правильный суффикс.

Поменяйтесь работами и Оцените работу товарища в листе самооценивания.

Работа в группе:

Творческая лаборатория

Представьте, что вы корреспонденты школьной газеты. Вам нужно составить небольшой текст на тему и записать его. Составить текст вам помогут опорные слова. Предлагаю поработать в группах. Слайд 9.

Слова для справок: Жорик, Толик, дождик, кустик, шалашик, ёжик, рябчик, зайчик.
А нас ждет следующее задание… Будьте внимательны. Перед вами слова. Но не все из них написаны верно. Помогите Вите найти те слова, в которых есть ошибки, и записать верный вариант.

«Корректор» (работавпарах): кармашик, билетек, песочик, кузнечек, мячик, орешик, цветочек, молоточик, дружёк, хвостик, кораблек,

Оцените свою работу в группе.

Итог урока. Рефлексия

А сейчас вернемся к началу нашего урока и вспомним, какую цель мы ставили перед собой?

- Смогли мы её достичь?

- От чего зависит выбор гласных в суффиксах –ек, –ик?

Как вы думаете а смогли мы помочь Вите Перестукину?

Давайте посмотрим. (мультфильм)

Молодцы.

Посмотрите на солнышко. На его лучиках написаны начала предложений. Продолжите любое.

Д.з правило