ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 37
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Янгучина Римма Тимерхановна, Тобольский район. 3.4.(2), "Организация воспитательной работы, направленной на профилактику и противодействие деструктивному поведению подростков и обучающейся молодёжи"
3.4. Тьюторское сопровождение вопросов профилактики.
1) выполните анализ методического обеспечения профилактики деструктивного поведения обучающихся в своём регионе по следующим направлениям:
- реализуемые программы повышения квалификации педагогических работников по данной теме;
- методические рекомендации, учебно-методические пособия, сборники материалов (за последние 3 года), разработанные в регионе;
- тематические региональные форумы, конференции, семинары, вебинары, организованные для педагогических работников в текущем календарном году;
- профилактические программы и технологии, рекомендованные для реализации образовательными организациями на уровне региона.
2) подготовьте предложения по совершенствованию методического обеспечения профилактики деструктивного поведения обучающихся в своём регионе, в том числе:
- внедрение новых программ повышения квалификации педагогических работников по актуальным вопросам профилактики деструктивного поведения обучающихся, используя программы Федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (направленность «воспитание», «психология») https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1
- внедрение новых профилактических программ, используя программы-лауреаты Всероссийского конкурса лучших психологопедагогических программ и технологий в образовательной среде https://rospsy.ru/KP (в номинации «Профилактические программы») или другие программы и технологии с доказанной научно-обоснованной эффективностью, соответствующие требованиям современной образовательной практики.
Ответ: В образовательными учреждениями систематически проводится работа, направленная на профилактику проявлений деструктивного поведения молодежи по отношению к окружающим, внешней среде и по отношению к себе, в том числе мероприятия с привлечением в рамках межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ежегодно каждым образовательным учреждением разрабатывается программа воспитательной работы на учебный год, в которую включаются мероприятия направленные на профилактику деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактические вопросы данной направленности также включены в индивидуальные планы работы классных руководителей. Также всеми образовательными организациями района разработана и утверждена программа по формированию законопослушного поведения. Анализ результативности и эффективности мероприятий, направленных на профилактику деструктивного поведения предоставляется в отдел образования в установленные сроки. На всех учащихся, относящихся к группе риска, составлены планы работы и программы индивидуального профилактического сопровождения. Согласно этим программам ведется планомерная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.
Аналитический центр ФГБУ «ФИОКО». Аналитический центр выполняет функцию федерального координационного центра и осуществляет управление системой мониторинга, обеспечивает взаимодействие между участниками системы на федеральном уровне, осуществляет взаимодействие с региональными координаторами РОИВ, проводит сбор актуальных данных и анализ ситуации как на общероссийском уровне, так и в разрезе субъектов РФ, осуществляет сбор и обработку оперативных данных о резонансных случаях деструктивного характера. В числе первоочередных задач в деятельности Аналитического центра определены:
– анализ ситуации, в том числе сбор актуальных данных, выявление причин деструктивного поведения детей и молодежи, сбор и обработка оперативных данных о резонансных случаях деструктивного характера;
– разработка методик, направленных на предупреждение общественно опасного поведения детей и молодежи, для региональных органов исполнительной власти в сфере образования и муниципальных органов управления образованием, в том числе на основе разработок российских ученых и международного опыта;
– анализ эффективности работы, мониторинг и методическое сопровождение деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере воспитания и профилактики деструктивного поведения детей и молодежи; Методические рекомендации по сбору статистических данных и анализу результатов работы в сфере профилактики;
Важным элементом эффективного управления является действующая система обучения и повышения квалификации участников и организаторов профилактической работы, а также сеть тьюторов, оказывающих адресную поддержку и сопровождение участников системы мониторинга. Муниципальный тьютор совместно с МОУО принимает решение о включении в состав участников федеральных и региональных программ обучения/повышения квалификации специалистов и педагогов муниципалитета, реализует муниципальные программы повышения квалификации, определяет категории их участников и персональный состав. Муниципальные тьюторы принимают участие в оценке качества профилактической работы, рассматривают модели воспитания и профилактики, определяют, какие из них более эффективны в условиях конкретных образовательных организаций. Важно, чтобы методическая поддержка была обеспечена каждому организатору воспитательного процесса (от директора школы до классного руководителя) т.е. обучение и повышение квалификации сотрудников органов управления образованием, специалистов по воспитательной работе и других педагогических работников, участвующих в воспитательном процессе.
Важным направлением работы Аналитического центра является взаимодействие с профессиональным сообществом, в том числе с ведущими профильными вузами и центрами как федерального, так и регионального уровня, направленное на выявление причин деструктивного поведения детей и молодежи, анализ динамики и прогнозирование распространения отдельных видов деструктивных проявлений, деструктивных групп и течений.
На основе разработок российских ученых и международного опыта Аналитический центр по мониторингу и профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи ФГБУ «ФИОКО» формирует цикл практико-ориентированных методических рекомендаций, которые являются аналитическим обзором современных исследований и предназначены для учителей, специалистов по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, методистов, тьюторов, организаторов и координаторов воспитательной работы в образовательных организациях на муниципальном и региональном уровнях.
- Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных практик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых) (ФИОКО)
-Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения-1.pdf (fioco.ru)
- Методические рекомендации по использованию международного опыта профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи в образовательных организациях России ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»
- Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с девиантным поведением;
-Методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в субъектах РФ;
-Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет (АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»)
- Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет (АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»).
С целью принятых мер по профилактике деструктивного поведения обучающихся в образовательных учреждениях разъяснительная работа проводится как с учащимися, так и родителями (законными представителями) совместно с врачами-наркологами с использованием фильмов, слайдов, а также подросткам и их родителям вручаются памятки о последствиях потребления наркотиков, об ответственности за их незаконный оборот. Проводятся межведомственная Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи где торгуют смертью», оперативнопрофилактическая операция «Дети России», в рамках которых организовано проведение проверок по месту жительства несовершеннолетних и неблагополучных семей, состоящих на учете в ПДН, с целью выявления фактов употребления подростками психоактивных веществ, а также лиц, вовлекающих в употребление запрещенных веществ.
Так, в учреждениях профессионального образования инспекторами ПДН во взаимодействии с педагогическими и социальными работниками, воспитателями общежитий, психологами, представителями .
В рамках психопрофилактических программ (мероприятий) и включать различные формы и методы работы:
- индивидуальная психологическая работа с педагогами и родителями (законными представителями) представлена по большей части беседами, психологическим консультированием, диагностикой (экспертизой) особенностей педагогического воздействия (воспитания и обучения в семье и в образовательной организации).
- групповая работа с педагогами и родителями (законными представителями) включает: интерактивные лекции, групповые консультации, диспуты, дискуссии, форсайт-сессии, на сайте образовательной организации) и т. д.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования является инструментом повыения качества дополнителього профессионального образования педагогичешских работников и управленческих кадров, который является источником информации для педагогических работников и управленческих кадров о возможности повышения квалификации по актуальным и проверенным образовательным коучсессии, выступления на совещаниях (собраниях), тренинги, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, кейс-технологии, конкурсы, информирование (стенды, буклеты, рубрики программам дополнительного профессионального образования.
В этой связи, важность использования Федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования в деятельности образовательных организаций также обозначена в актах Минпросвещения России.
Конкурсным программам победителей, призеров и лауреатов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2022 присвоить гриф общероссийской общественной организации «Рекомендовано Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях; центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации
3.4. Тьюторское сопровождение вопросов профилактики.
1) выполните анализ методического обеспечения профилактики деструктивного поведения обучающихся в своём регионе по следующим направлениям:
- реализуемые программы повышения квалификации педагогических работников по данной теме;
- методические рекомендации, учебно-методические пособия, сборники материалов (за последние 3 года), разработанные в регионе;
- тематические региональные форумы, конференции, семинары, вебинары, организованные для педагогических работников в текущем календарном году;
- профилактические программы и технологии, рекомендованные для реализации образовательными организациями на уровне региона.
2) подготовьте предложения по совершенствованию методического обеспечения профилактики деструктивного поведения обучающихся в своём регионе, в том числе:
- внедрение новых программ повышения квалификации педагогических работников по актуальным вопросам профилактики деструктивного поведения обучающихся, используя программы Федерального реестра образовательных программ дополнительного профессионального педагогического образования (направленность «воспитание», «психология») https://dppo.apkpro.ru/bank?page=1&sortType=1
- внедрение новых профилактических программ, используя программы-лауреаты Всероссийского конкурса лучших психологопедагогических программ и технологий в образовательной среде https://rospsy.ru/KP (в номинации «Профилактические программы») или другие программы и технологии с доказанной научно-обоснованной эффективностью, соответствующие требованиям современной образовательной практики.
Ответ: В образовательными учреждениями систематически проводится работа, направленная на профилактику проявлений деструктивного поведения молодежи по отношению к окружающим, внешней среде и по отношению к себе, в том числе мероприятия с привлечением в рамках межведомственного взаимодействия субъектов профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Ежегодно каждым образовательным учреждением разрабатывается программа воспитательной работы на учебный год, в которую включаются мероприятия направленные на профилактику деструктивного поведения, безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних. Профилактические вопросы данной направленности также включены в индивидуальные планы работы классных руководителей. Также всеми образовательными организациями района разработана и утверждена программа по формированию законопослушного поведения. Анализ результативности и эффективности мероприятий, направленных на профилактику деструктивного поведения предоставляется в отдел образования в установленные сроки. На всех учащихся, относящихся к группе риска, составлены планы работы и программы индивидуального профилактического сопровождения. Согласно этим программам ведется планомерная работа по социальной реабилитации несовершеннолетних.
Аналитический центр ФГБУ «ФИОКО». Аналитический центр выполняет функцию федерального координационного центра и осуществляет управление системой мониторинга, обеспечивает взаимодействие между участниками системы на федеральном уровне, осуществляет взаимодействие с региональными координаторами РОИВ, проводит сбор актуальных данных и анализ ситуации как на общероссийском уровне, так и в разрезе субъектов РФ, осуществляет сбор и обработку оперативных данных о резонансных случаях деструктивного характера. В числе первоочередных задач в деятельности Аналитического центра определены:
– анализ ситуации, в том числе сбор актуальных данных, выявление причин деструктивного поведения детей и молодежи, сбор и обработка оперативных данных о резонансных случаях деструктивного характера;
– разработка методик, направленных на предупреждение общественно опасного поведения детей и молодежи, для региональных органов исполнительной власти в сфере образования и муниципальных органов управления образованием, в том числе на основе разработок российских ученых и международного опыта;
– анализ эффективности работы, мониторинг и методическое сопровождение деятельности органов государственной власти субъектов РФ в сфере воспитания и профилактики деструктивного поведения детей и молодежи; Методические рекомендации по сбору статистических данных и анализу результатов работы в сфере профилактики;
Важным элементом эффективного управления является действующая система обучения и повышения квалификации участников и организаторов профилактической работы, а также сеть тьюторов, оказывающих адресную поддержку и сопровождение участников системы мониторинга. Муниципальный тьютор совместно с МОУО принимает решение о включении в состав участников федеральных и региональных программ обучения/повышения квалификации специалистов и педагогов муниципалитета, реализует муниципальные программы повышения квалификации, определяет категории их участников и персональный состав. Муниципальные тьюторы принимают участие в оценке качества профилактической работы, рассматривают модели воспитания и профилактики, определяют, какие из них более эффективны в условиях конкретных образовательных организаций. Важно, чтобы методическая поддержка была обеспечена каждому организатору воспитательного процесса (от директора школы до классного руководителя) т.е. обучение и повышение квалификации сотрудников органов управления образованием, специалистов по воспитательной работе и других педагогических работников, участвующих в воспитательном процессе.
Важным направлением работы Аналитического центра является взаимодействие с профессиональным сообществом, в том числе с ведущими профильными вузами и центрами как федерального, так и регионального уровня, направленное на выявление причин деструктивного поведения детей и молодежи, анализ динамики и прогнозирование распространения отдельных видов деструктивных проявлений, деструктивных групп и течений.
На основе разработок российских ученых и международного опыта Аналитический центр по мониторингу и профилактике деструктивного поведения подростков и молодежи ФГБУ «ФИОКО» формирует цикл практико-ориентированных методических рекомендаций, которые являются аналитическим обзором современных исследований и предназначены для учителей, специалистов по воспитательной работе, педагогов-психологов, социальных педагогов, методистов, тьюторов, организаторов и координаторов воспитательной работы в образовательных организациях на муниципальном и региональном уровнях.
- Методические рекомендации по внедрению в практику образовательных организаций современных практик в сфере профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи (на основе разработок российских ученых) (ФИОКО)
-Методические рекомендации по профилактике деструктивного поведения-1.pdf (fioco.ru)
- Методические рекомендации по использованию международного опыта профилактики деструктивного поведения подростков и молодежи в образовательных организациях России ФГБУ «Федеральный институт оценки качества образования»
- Методические рекомендации по вопросам совершенствования индивидуальной профилактической работы с девиантным поведением;
-Методические рекомендации по планированию и информационному сопровождению мероприятий комплексного плана противодействия идеологии терроризма в Российской Федерации на 2019-2023 годы в субъектах РФ;
-Методические рекомендации о типовых формах и порядке взаимодействия органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних
- Алгоритм действий для педагогов по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет (АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»)
- Алгоритм действий для родителей обучающихся по раннему выявлению и реагированию на деструктивное поведение несовершеннолетних, проявляющееся под воздействием информации негативного характера, распространяемой в сети Интернет (АНО «Центр изучения и сетевого мониторинга молодежной среды», ФГБУ «Центр защиты прав и интересов детей»).
С целью принятых мер по профилактике деструктивного поведения обучающихся в образовательных учреждениях разъяснительная работа проводится как с учащимися, так и родителями (законными представителями) совместно с врачами-наркологами с использованием фильмов, слайдов, а также подросткам и их родителям вручаются памятки о последствиях потребления наркотиков, об ответственности за их незаконный оборот. Проводятся межведомственная Всероссийская антинаркотическая акция «Сообщи где торгуют смертью», оперативнопрофилактическая операция «Дети России», в рамках которых организовано проведение проверок по месту жительства несовершеннолетних и неблагополучных семей, состоящих на учете в ПДН, с целью выявления фактов употребления подростками психоактивных веществ, а также лиц, вовлекающих в употребление запрещенных веществ.
Так, в учреждениях профессионального образования инспекторами ПДН во взаимодействии с педагогическими и социальными работниками, воспитателями общежитий, психологами, представителями .
В рамках психопрофилактических программ (мероприятий) и включать различные формы и методы работы:
- индивидуальная психологическая работа с педагогами и родителями (законными представителями) представлена по большей части беседами, психологическим консультированием, диагностикой (экспертизой) особенностей педагогического воздействия (воспитания и обучения в семье и в образовательной организации).
- групповая работа с педагогами и родителями (законными представителями) включает: интерактивные лекции, групповые консультации, диспуты, дискуссии, форсайт-сессии, на сайте образовательной организации) и т. д.
Федеральный реестр дополнительных профессиональных программ педагогического образования является инструментом повыения качества дополнителього профессионального образования педагогичешских работников и управленческих кадров, который является источником информации для педагогических работников и управленческих кадров о возможности повышения квалификации по актуальным и проверенным образовательным коучсессии, выступления на совещаниях (собраниях), тренинги, конференции, круглые столы, семинары-практикумы, кейс-технологии, конкурсы, информирование (стенды, буклеты, рубрики программам дополнительного профессионального образования.
В этой связи, важность использования Федерального реестра дополнительных профессиональных программ педагогического образования в деятельности образовательных организаций также обозначена в актах Минпросвещения России.
Конкурсным программам победителей, призеров и лауреатов Всероссийского конкурса лучших психолого-педагогических программ и технологий в образовательной среде – 2022 присвоить гриф общероссийской общественной организации «Рекомендовано Общероссийской общественной организацией «Федерация психологов образования России» для реализации в образовательных организациях; центрах психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи; специализированных учреждениях для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации