Файл: Рабочая программа по биологии на уровне основного общего образования составлена на основе Требований к результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования,.pdf
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 17
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
— самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его часть), выбирать способ решения учебной биологической задачи с учётом имеющихся ресурсов и собственных возможностей, аргументировать предлагаемые варианты решений;
— составлять план действий (план реализации намеченного алгоритма решения), корректировать предложенный алгоритм с учётом получения новых биологических знаний об изучаемом биологическом объекте;
— делать выбор и брать ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
— владеть способами самоконтроля, самомотивации и рефлексии;
— давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её изменения;
— учитывать контекст и предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении учебной биологической задачи, адаптировать решение к меняющимся обстоятельствам;
— объяснять причины достижения (недостижения) результатов деятельности, давать оценку приобретённому опыту, уметь находить позитивное в произошедшей ситуации;
— вносить коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок, возникших трудностей;
— оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
— различать, называть и управлять собственными эмоциями и эмоциями других;
— выявлять и анализировать причины эмоций;
— ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и намерения другого; — регулировать способ выражения эмоций.
Принятие себя и других:
— осознанно относиться к другому человеку, его мнению;
— признавать своё право на ошибку и такое же право другого;
— открытость себе и другим;
— осознавать невозможность контролировать всё вокруг;
— овладеть системой универсальных учебных регулятивных действий, которая обеспечивает формирование смысловых установок личности (внутренняя позиция личности), и жизненных навыков личности (управления собой, самодисциплины, устойчивого поведения).
ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
— характеризовать биологию как науку о живой природе; называть признаки живого, сравнивать объекты живой и неживой природы;
— перечислять источники биологических знаний; характеризовать значение биологических знаний для современного человека; профессии, связанные с биологией (4—
5);
— приводить примеры вклада российских (в том числе В. И. Вернадский, А. Л. Чижевский) и зарубежных (в том числе Аристотель, Теофраст, Гиппократ) учёных в развитие биологии;
— иметь представление о важнейших биологических процессах и явлениях: питание, дыхание, транспорт веществ, раздражимость, рост, развитие, движение, размножение;
— применять биологические термины и понятия (в том числе: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология, биологическая систематика, клетка, ткань, орган, система органов, организм, вирус, движение, питание, фотосинтез, дыхание, выделение, раздражимость, рост, размножение, развитие, среда обитания, природное сообщество, искусственное сообщество) в соответствии с поставленной задачей и в контексте;
— различать по внешнему виду (изображениям), схемам и описаниям доядерные и ядерные организмы; различные биологические объекты: растения, животных, грибы, лишайники,
бактерии; природные и искусственные сообщества, взаимосвязи организмов в природном и искусственном сообществах; представителей флоры и фауны природных зон Земли; ландшафты природные и культурные;
— проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
— раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
— приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
— выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
— аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;
— раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
— выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
— применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
— владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
— проводить описание организма (растения, животного) по заданному плану; выделять существенные признаки строения и процессов жизнедеятельности организмов, характеризовать организмы как тела живой природы, перечислять особенности растений, животных, грибов, лишайников, бактерий и вирусов;
— раскрывать понятие о среде обитания (водной, наземно-воздушной, почвенной, внутриорганизменной), условиях среды обитания;
— приводить примеры, характеризующие приспособленность организмов к среде обитания, взаимосвязи организмов в сообществах;
— выделять отличительные признаки природных и искусственных сообществ;
— аргументировать основные правила поведения человека в природе и объяснять значение природоохранной деятельности человека; анализировать глобальные экологические проблемы;
— раскрывать роль биологии в практической деятельности человека;
— демонстрировать на конкретных примерах связь знаний биологии со знаниями по математике, предметов гуманитарного цикла, различными видами искусства;
— выполнять практические работы (поиск информации с использованием различных источников; описание организма по заданному плану) и лабораторные работы (работа с микроскопом; знакомство с различными способами измерения и сравнения живых объектов);
— применять методы биологии (наблюдение, описание, классификация, измерение, эксперимент): проводить наблюдения за организмами, описывать биологические объекты, процессы и явления; выполнять биологический рисунок и измерение биологических объектов;
— владеть приёмами работы с лупой, световым и цифровым микроскопами при рассматривании биологических объектов;
— соблюдать правила безопасного труда при работе с учебным и лабораторным оборудованием, химической посудой в соответствии с инструкциями на уроке, во внеурочной деятельности;
— использовать при выполнении учебных заданий научно-популярную литературу по биологии, справочные материалы, ресурсы Интернета;
— создавать письменные и устные сообщения, грамотно используя понятийный аппарат изучаемого раздела биологии.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/
п
Наименование разделов
и тем программы
Количество часов
Дата
изучен
ия
Виды деятельности
Виды,
формы
контроля
Электронные
(цифровые)
образовательные
ресурсы
всег
о
контрольн
ые работы
практичес
кие
работы
1.
Биология — наука о живой природе
4 0
0 05.09.20 22 26.09.20 22
Ознакомление с объектами изучения биологии, её разделами; Применение биологических терминов и понятий: живые тела, биология, экология, цитология, анатомия, физиология и др.;
Раскрытие роли биологии в практической деятельности людей, значения различных организмов в жизни человека;
Обсуждение признаков живого;
Сравнение объектов живой и неживой природы;
Ознакомление с правилами работы с биологическим оборудованием в кабинете
Устный опрос https://www.sbio.info/
2.
Методы изучения живой природы
6 0
3 27.09.20 22 14.11.20 22
Ознакомление с методами биологической науки: наблюдение, эксперимент, классификация, измерение и описывание;
Ознакомление с правилами работы с увеличительными приборами; Проведение элементарных экспериментов и наблюдений на примерах растений (гелиотропизм и геотропизм) и одноклеточных животных (фототаксис и хемотаксис) и др. с описанием целей, выдвижением гипотез (предположений), получения новых фактов;
Устный опрос.
Тестировани е https://www.sbio.info/http
:/
/www.theanimalworld.ru/
3.
Организмы — тела живой природы
7 0
3 15.11.20 22 23.01.20 23
Установление взаимосвязей между особенностями строения и функциями клеток и тканей, органов и систем органов; Аргументирование доводов о клетке как единице строения и жизнедеятельности организмов;
Выявление сущности жизненно важных процессов у организмов разных царств: питание, дыхание, выделение, их сравнение;
Обоснование роли раздражимости клеток;
Сравнение свойств организмов: движения, размножения, развития;
Анализ причин разнообразия организмов;
Устный опрос.
Тестировани е https://www.sbio.info/ http://www.theanimalworl d.ru/
4.
Организмы и среда обитания
5 0
1 24.01.20 23 27.02.20 23
Раскрытие сущности терминов: среда жизни, факторы среды;
Объяснение появления приспособлений к среде обитания: обтекаемая форма тела, наличие чешуи и плавников у рыб, крепкий крючковидный клюв и острые, загнутые когти у хищных птиц и др.;
Сравнение внешнего вида организмов на натуральных объектах, по таблицам, схемам, описаниям;
Устный опрос.
Тестировани е https://www.sbio.info/
5.
Природные сообщества
7 0
1 28.02.20 23 24.04.20 23
Анализ групп организмов в природных сообществах: производители, потребители, разрушители органических веществ;
Анализ искусственного и природного сообществ, выявление их отличительных признаков;
Исследование жизни организмов по сезонам, зависимость сезонных явлений от факторов неживой природы
Устный опрос.
Тестировани е http://www.theanimalworl d.ru/ https://www.sbio.info/
6.
Живая природа и человек 4 1
1 25.04.20 23 22.05.20 23
Анализ и оценивание влияния хозяйственной деятельности людей на природу;
Аргументирование введения рационального природопользования и применение безотходных технологий (утилизация отходов производства и бытового мусора);
Определение роли человека в природе, зависимости его здоровья от состояния окружающей среды;
Обоснование правил поведения человека в природ
Устный опрос.Тести рование https://www.sbio.info/ https://lbz.ru/metodist/iu mk/biology/er.php
Резервное время
1
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО
ЧАСОВ ПО
ПРОГРАММЕ
34 1
9
ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№
п/п
Тема урока
Количество часов
Дата
изучения
Виды,
формы
контроля
всего контрольные
работы
практические
работы
1.
Биология-система наук о живой природе.
1 0
0
Устный опрос
2.
Зарождение и развитие биологии как науки
1 0
0
Устный опрос
3.
Источники и способы получения биологических знаний
1 0
0
Устный опрос
4.
Биология и другие естественные науки
1 0
0
Устный опрос
5.
Научное познание
1 0
0
Устный опрос
6.
Наблюдение в биологии
1 0
0
Устный опрос
7.
Описание в биологии
1 0
0
Устный опрос
8.
Классификация и сравнение
- методы научного познания
1 0
0
Устный опрос
9.
Измерение в биологии
1 0
0
Устный опрос
10. Эксперимент в биологии
1 0
1
Устный опрос
11. Живой организм
1 0
0
Устный опрос
12. Разнообразие организмов
1 0
1
Устный опрос
13. Клеточное строение живых организма
1 0
1
Устный опрос
14. Лабораторная работа.
Изучение клеток кожицы чешуи лука под лупой и микроскопом (готовый микропрепарат)
1 0
1
Устный опрос
Практическая работа
15. Процессы жизнедеятельности организмов
1 0
0
Устный опрос
16. Лабораторная работа.
Наблюдение за потреблением воды растением.
1 0
1
Устный опрос.
Практическая работа
17. Классификация организмов.товый микропрепарат).
Лабораторная работа.
Ознакомление с принципами систематики организмов.
1 0
1
Устный опрос.
Практическая работа;
18. Обитатели водной среды
1 0
0
Устный опрос
19. Обитатели наземновоздушной среды
1 0
0
Устный опрос
20. Обитатели почвенной среды 1 0
0
Устный опрос
21. Обитатели организменной среды. Лабораторная работа.
Выявление приспособлений организмов к среде обитания
(на конкретных примерах).
1 0
1
Устный опрос.
Практическая работа
22. Видеоэкскурсия.
Растительный и животный мир родного края
1 0
0
Устный опрос.
23. Природные сообщества и экосистемы
1 0
0
Устный опрос.
24. Взаимосвязи организмов в природных сообществах
1 0
0
Устный опрос
25. Водные экосистемы
1 0
0
Устный опрос
26. Природные зоны Земли.
Ландшафты.
1 0
0
Устный опрос
27. Лабораторная работа.
Изучение искусственных сообществ и их обитателей.
1 0
1
Устный опрос.
Практическая работа
28. Экскурсия.
Изучение природных сообществ (на примере леса, озера, пруда, луга и др.).
1 0
0
Устный опрос
29.
Экскурсия.
Изучение сезонных явлений в жизни природных сообществ.
1 0
0
Устный опрос
30. Человек - часть природы
1 0
0
Устный опрос
31. Хозяйственная деятельность человека в природе
1 0
0
Устный опрос
32. Охрана живой природы
1 0
0
Устный опрос
33. Практические работыПроведение акции по уборке мусора в ближайшем лесу, парке, сквере или на пришкольной территории.
1 0
1
Устный опрос.
Практическая работа
34. Итоговая контрольная работа
1 1
0
Тестирование
ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ
ПО ПРОГРАММЕ
34 1
9
УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА
Баландин С.А., Ульянова Т.Ю., Романова Н.И., Михайловская С.Н.; под редакцией Криксунова
Е.А. Биология, 5 класс/ ООО «Русское слово-учебник»; Введите свой вариант:
МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ
ИНФОРМИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
ИНСТРУКТИРУЮЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
ПРИКЛАДНЫЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ.
ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ
лектронное пособие CD “Биологические следования»
ММ пособие «Биологи. 5-9 класс. Природоведение».
ММ пособие «Биология 5-9 класс. Живой организм».
ММ пособие «Биология 5-9 класс. Многообразие живых организмов».
Для учащихся:
.http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/d77a57c0-8cff-11db-b606-
0800200c9a66/x11_099.swf10.www.openclass.ru
.http://school-collection.edu.ru/catalog/rubr/eb17b17a-6bcc-01ab-0e3a-a1cd26d56d67/
.http://old.internet-school.ru(интернет-школа просвещение.ru)
4.www.skillopedia.ru (видеоуроки)
.http://festival.1september.ru/
Для учителя:
1. Фестиваль педагогических идей "Открытый урок" http://festival.1september.ru/articles/subjects/4
.Учительский портал http://www.uchportal.ru/
3. Завуч.инфоhttp://www.zavuch.info/
4. Открытый класс (сетевое образовательное сообщество) http://www.openclass.ru/
5. Педсовет.org http://pedsovet.org/
6. Сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/
7. Интернет портал ПроШколу.руhttp://www.proshkolu.ru/
8.http://www.mon.gov.ru Министерство образования и науки
9.http://www.fipi.ru Портал ФИПИ – Федеральный институт педагогических измерений
10.http://www.ege.edu.ru Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ)
11.http://www.probaege.edu.ru Портал Единый экзамен
15.http://edu.ru/index.php Федеральный портал «Российское образование»
16.http://www.infomarker.ru/top8.htmlRUSTEST.RU - федеральный центр тестирования.
17.http://www.pedsovet.org Всероссийский Интернет-Педсовет.
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
УЧЕБНОЕ ОБОРУДОВАНИЕ
Технические средства обучения.
Монитор
Колонки
Информационный проектор EPSON
Проекционный экран
Системный блок
Натуральные объекты.
Гербарий растений разных групп
Набор муляжей позвоночных животных
Набор муляжей плодов
Набор моделей «Органы человека и животных»
ОБОРУДОВАНИЕ ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ ЛАБОРАТОРНЫХ, ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ,
ДЕМОНСТРАЦИЙ
Микроскоп школьный 2П-3М
Биологические микролаборатории
Термометр