Файл: 1 Введение в логопедическую специальность. Научнотеоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 19

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1 Введение в логопедическую специальность. Научно-теоретические основы логопедии. Причины речевых нарушений. Классификации речевых нарушений. Определение и характеристика различных форм речевых нарушений (дислалия, нарушение голоса, ринолалия, дизартрия, заикание, алалия, афазия, нарушение письменной речи, нарушения речи у детей с сенсорной и умственной недостаточностью). Организация логопедической помощи в России.
1. Предмет, объект, цель и задачи логопедии.
Логопедия — это наука о нарушениях речи, о методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Предметом логопедии как науки являются нарушения речи и процесс обучения и воспитания лиц с расстройством речевой деятельности.

Объект изучения — человек (индивидуум), страдающий нарушением речи.

Целью логопедии является разработка научно обоснованной системы обучения, воспитания и перевоспитания лиц с нарушениями речи, а также предупреждения речевых расстройств.

Задачи логопедии:

1. Изучение онтогенеза речевой деятельности при различных формах речевых нарушений.

2. Определение распространенности, симптоматики и степени проявлений нарушений речи.

3. Выявление динамики спонтанного и направленного развития детей с нарушением речевой деятельности, а также характера влияния речевых расстройств на формирование их личности, на психическое развитие, на осуществление различных видов деятельности поведения.

4. Изучение особенностей формирования речи и речевых нарушений у детей с различными отклонениями в развитии (при нарушении интеллекта, слуха, зрения и опорно-двигательного аппарата).

5. Выяснение этиологии, механизмов, структуры и симптоматики речевых нарушений.

6. Разработка методов педагогической диагностики речевых расстройств.

7. Систематизация речевых расстройств.

8. Разработка принципов, дифференцированных методов и средств устранения речевых нарушений.

9. Совершенствование методов профилактики речевых расстройств.

10. Разработка вопросов организации логопедической помощи.
Первая теоретическая основа логопедии - положение психологии – о речи, ее видах, функциях, а также о связи речи с другими психическими процессами. Речь рассматривается как ВПФ, следовательно, она обеспечивается сложной структурой функциональной системы. Формируется речь прижизненно,  зависит от социальной ситуации развития ребенка.
 Речь — это высшая психическая функция, которая является основным средством выражения мысли.  Речь является функцией произвольной и в процессе онтогенеза развивается от простых форм устной речи до сложных видов речевой деятельности как устной, так и письменной. Речь разделяется на импрессивную (восприятие, понимание, чтение) и экспрессивную (то есть собственное говорение, письмо) форму. Наиболее крупным делением речи на виды является ее разграничение на устную и письменную, представленную чтением и письмом. Устная речь подразделяется в зависимости от сложности ее построения:

1.Диалогическая речь - взаимодействуют два или несколько партнеров.

2.Монологическая речь – связное речевое высказывание одного человека.

Для логопедии важно выделение других видов речи:

-Отраженная речь; сопряженная речь (хоровая); самостоятельная речь.

Речь выполняет следующие функции:

1-ая базовая – коммуникативная функция (внутри коммуникативной выделяется информационная и регулирующая речь). Коммуникативная функция речи появляется самой первой в онтогенезе. Именно эта функция страдает в первую очередь при различных нарушениях устной речи, но особенно грубо она страдает при ОНР (1-2 уровень речевого развития), открытой ринолалии, псевдобульбарной дизартрии, заикании.

2-ая функция речи – познавательная (когнитивная). Речь начинает использоваться ребенком для познания в раннем возрасте в 3 года (Почему?). Речь становится средством для развития мышления.

3-ья функция речи – метаязыковая. Метаязык- это язык, речь о речи. Использование речи для обозначения ее закономерностей и правил. Метаязыковая функция в норме начинает развиваться в дошкольном возрасте, особенно это проявляется в 6-7 летнем возрасте и затем продолжает развиваться в школьном возрасте. Ее развитию способствует изучение языка.

В логопедии использование метаязыковой функции очень важно в процессе коррекции речевых недостатков у детей. Эта функция формируется у детей сложно и длительно.

В первую очередь речь связана с мышлением, поэтому всякое недоразвитие интеллекта негативно отражается на недоразвитии речи. Проявляется у детей с ЗПР и УО.

Речь  связана с другими познавательными процессами, а именно с памятью, разными видами восприятия, воображением. Нарушение речи, особенно в виде ОНР негативно влияют на развитие этих познавательных психических процессов. Недостатки памяти, особенно оперативной, а также слуховой и зрительной памяти в свою очередь затрудняют речевое развитие (в частности это негативно сказывается на развитии словаря).



Недостатки зрительного восприятия, а также функций пространственного анализа и синтеза могут быть причиной нарушений чтения и письма.

Таким образом, психологический аспект теоретического базиса логопедии важен:

Во–первых, для правильного подхода к отграничению нарушенного речевого развития от нормального развития речи или от онтогенеза.

Во-вторых, для реализации системного подхода в диагностике и коррекции речевых нарушений.

В – третьих, для учета роли др. психических функций в коррекции и развитии речи (в частности учет личностного компонента, т.е. отношение ребенка или взрослого к своему недостатку и мотивация коррекционной работы по преодолению этого нарушения).

Второй теоретической основой логопедии является положение о анатомо-физиологических основах речи.

Согласно этому положению речь реализуется сложными структурными образованиями или функциональными системами, в которые объединены центральный и периферический отдел.

Центральный отдел представлен головным мозгом, корой больших полушарий, подкорковыми и стволовыми образованиями, основная функция которых заключается в программировании и уточнении программ различных речевых действий.

Лобные префронтальные отделы коры головного мозга обеспечивают общие смысловые программы речевых высказываний, их последовательность, целенаправленность и контроль. Височные отделы коры левого полушария обеспечивают фонемное восприятие, следовательно, опознание языковых единиц в устной речи. Двигательные отделы обеспечивают выбор артикуляционных программ и переключение от одной артикуляции к другой в процессе говорения. Затылочные отделы коры левого полушария выполняют функцию букворазличения. Проводящие пути, соединяющие кору головного мозга с ядрами мозговых нервов (находятся в стволе продолговатого мозга) обеспечивают передачу речедвигательных программ, уточнение которых происходит в мозжечке (координация движения). От ядер мозговых нервов начинается периферический путь к исполнительным органам, к периферическим мышцам периферического аппарата (дыхательный, голосовой, артикуляционный). Блуждающий нерв осуществляет регуляцию дыхательной функции. Языкоглоточный и блуждающий нервы— мышцы гортани и голосовых складок, глотки и мягкого нёба. Кроме того, языкоглоточный нерв является чувствительным нервом языка, а блуждающий иннервирует мышцы органов дыхания и сердца. Тройничный нерв
иннервирует мышцы, приводящие в движение нижнюю челюсть. Лицевой нерв— мимическую мускулатуру, в том числе мышцы, осуществляющие движения губ, надувание и втягивание щек. Добавочный нервиннервирует мышцы шеи.  Подъязычный нерв снабжает мышцы языка двигательными нервами и сообщает ему возможность разнообразных движений.

Через эту систему черепно-мозговых нервов передаются нервные импульсы от центрального речевого аппарата к периферическому. Нервные импульсы приводят в движение речевые органы.

Периферический речевой аппарат состоит из трех отделов: 1) дыхательного; 2) голосового; 3) артикуляционного (или звуко-производящего). В дыхательный отдел входит грудная клетка с легкими, бронхами и трахеей. Голосовой отдел состоит из гортани с находящимися в ней голосовыми складками. Основными органами артикуляции являются язык, губы, челюсти (верхняя и нижняя), твердое и мягкое нёбо, альвеолы. Из них язык, губы, мягкое нёбо и нижняя челюсть являются подвижными, остальные — неподвижными

Таким образом, анатомо-физиологические основы дают представление о нормальном строении речевой функциональной системы, что важно как для диагностики и коррекции нарушений речи, при простых дефектах звукопроизношения, так и при сложных нарушениях как заикание, сенсорная и моторная алалия.

3 –ей основой является психолингвистическая основа.

Психолингвистика изучает речевую деятельность с точки зрения соотношения процессов речепорождения и речевосприятия в связи с личностью, то есть она изучает особенности и закономерности использования языка в речевой деятельности личности. С психолингвистической точки зрения дается оценка роли мотивации в активности речи, роли условий способствующих повышению речевой мотивации ребенка, роли коммуникативных и социальных факторов в преодолении недостатков речи. В этом же направлении рассматриваются механизмы самоконтроля и самокоррекции речевых недостатков.

4-ая нейропсихологическая основа  понимания мозговой организации речи.

Нейропсихология дает сведения о современном понимании мозговых механизмов речевых нарушений.

Например: установлено, что нарушение письма у младших школьников может быть обусловлено не только специфическими недостатками фонематического восприятия, слуха, зрительно-пространственного анализа и синтеза, но и незрелостью регуляторных механизмов, которые обеспечиваются третьим функциональным блоком мозга. В связи, с чем выделяется регуляторная форма дисграфии. Например, Т.В. Ахутина (2001) с позиции нейропсихологического подхода выделила варианты трудностей письма, которые часто встречаются у детей, но механизмы, которых редко обсуждаются в логопедической (педагогической) литературе. В частности, автор выделила трудности письма по типу 
регуляторной дисграфии, обусловленной несформированностью произвольной регуляции действий (функций планирования и контроля).

5-ая неврологическая основа патологии речи (невропатология и психопатология).

Данные невропатологии и психопатологии учитываются в анализе нарушений речи в клинической картине различных неврологических и психиатрических расстройств: заикание, распад речи по типу афазии, при РДА, при ранней форме шизофрении, при УО.

6-ой теоретической основой логопедии являются лингвистические положения о фонетической, о лексической, о грамматической системах языка; о закономерностях строения и правилах использования языковых средств.Лингвистические основы важны для определения содержания и последовательности работы над различными языковыми единицами и различными языковыми действиями.

 Например: сад-садик-садовник. (словообразование)

7-ой теоретической основой логопедии является положения специальной психологии о структуре и закономерностях дизонтогенеза для теории и практики логопедии.

Согласно положениям специальной психологии дефицит одной нарушенной функции, в данном случае речи, рассматривается как первичный дефект. При отсутствии или недостаточной эффективности коррекционной работы этот первичный дефект может обусловить вторичные нарушения: задержку в интеллектуальном развитии, искажения в развитии личности.

Положения специальной психологии важны для правильной оценки соотношения актуального уровня развития ребенка с нарушением речи и его потенциальных возможностей при условии оказания специальной коррекционной помощи.

8-ой основой логопедии являются педагогические основы воспитания и обучения детей с речевыми нарушениями:

Специальная коррекционная педагогика является понятием родовым логопедии, поэтому логопедия использует все принципы коррекционной педагогики. Она использует принятые в специальной педагогике методы обучения и воспитания детей с речевыми нарушениями.

Таким образом, научно-теоретические основы логопедии имеют междисциплинарный характер, который можно обозначить как клинико-психолого-педагогический,  анатомо-физиологический и лингвистический.

Причины речевых нарушений.

         Под причиной нарушений речи в логопедии понимают воздействие на организм внешнего или внутреннего вредоносного фактора или их взаимодействия, которые определяют специфику речевого расстройства и без которых последнее не может возникнуть.