Файл: История города Тамбова Легенды старого Тамбова в сказках и преданиях История города Тамбова.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 67
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
А Сампор провёл татар через лес и получил за это богатые подарки. Вернувшись домой, он не нашел там жены, а невдалеке от дома увидел реку, которой раньше не было. В говоре речных волн Сампор узнал голос жены: Цна говорила ему ласковые слова и, вместе с тем, упрекала за то, что богатство он поставил выше любви к ней и к родине. Молодой охотник с отчаяния бросился в воды Цны, стремясь хоть после смерти быть вместе с любимой. С той поры место, где жил Сампор, прозвали люди его именем: так стал называться посёлок Сампур. В народе говорят, что Цна не вернула тело утопленника: лежит оно много веков на дне, и волны целуют его мёртвые уста и шепчут слова любви и упрека.»
В мордовском фольклоре существовала несколько другая, поэтичная легенда о храбром юноше-богатыре Сампоре и верной девушке Цне. Когда Сампор задержался в походе, Цна взмолилась: «Пусть вернётся мой любимый, я омою его раны слезами». Не суждено было им встретиться. Сампор пал в бою, а из слёз девушки образовалась прозрачная река, которая течёт у подножия возвышенности, на которой раскинулся посёлок Сампур.
Герб Тамбова относится к числу старых Российских гербов. Он был составлен и утверждён Военной коллегией в мае 1729 года. Для города Тамбова была использована эмблема из европейского справочника «Символы и эмблемата», изданной в 1705 году в Амстердаме. Улей с пчёлами, как символ крепости, имел девиз «Ото всех затворено есть».
Позже герб Тамбова стали толковать как полугласный, говоря о развитии в крае пчеловодства – «Cказ о гербе Тамбовском»:
«В старину большинство поселений нашего края имели смешанный мордово-русский состав. Два народа-брата рука об руку вели совместное хозяйство, плечо в плечо отбивались от врагов своих степняков-кочевников.
Вместе пахали землю, охотились, ловили рыбу. Занимались бортничеством - сбором мёда диких пчел. Занятие это было прибыльным и необходимым, потому что платили оброк в те времена князьям и в царскую казну не только рублем, но и пушниной, воском, мёдом. Бортные места назывались Ухожья и разбросаны они были по всему краю, иногда за сотню километров от жилья. Сельчане с риском для жизни выезжали в эти места, да не по одному, а группами. Брали с собой оружие, останавливались в укреплённых станах. Но не всегда спасали эти станы от набегов степняков, которые рыскали по нашему краю, как хищные волки: нападали внезапно, старались живыми взять в плен, чтобы продать в рабство на заморских рынках за золото и серебро.
Собрались однажды мужики из поселения "Тон-бов" навестить Ухожье в устье рек Цны и Студенца. Славились эти места разнотравьем, поэтому мёд здесь был терпким, ароматным.
Взяли они с собой мальчонку-сироту по имени Ванятка, чтобы отвлекся он от горя своего. Убили в неравном бою отца его ногайцы, а мать и сестру увели в неволю. Остался он один-одинёшенек.
Приехали бортники на становище и пошли борти проверять. Отстал от взрослых Ванятка... Идёт по лесу и любуется на деревья, цветы и травы. Вышел он на холмистый берег реки Цны. Плавно несёт река свои воды, и отражаются в них облака белые.
Вдруг они грозно потемнели, раскатисто прогремел гром. Началась гроза, и молния ударила в дерево, стоящее на краю леса. С треском рухнуло и загорелось оно. Заметались над ним дикие пчёлы: жужжат жалобно, как бы просят Ванятку спасти их матку, оставшуюся в дупле. Скинул он кафтан свой и стал сбивать огонь, а тут и дождь проливной помог ему затушить пожар и спасти пчелиное семейство.
Думалось Ванятке, как похожи пчёлы на людей: трудятся с утра до вечера, строят соты, наполняют их мёдом, следят за порядком и чистотой в дупле, почитают свою матку, как царицу, помогают друг другу в беде.
Размышления его прервал нежданно-негаданно появившийся старец. Положил он руки на голову Ванятке и почувствовал тот такое доверие, любовь и теплоту, какое шло только от отца и матери. Заплакал Ванятка, вспомнив о них. Успокоил его старец и сказал: «На том месте, где находимся, поставлена будет крепость, которая оборонит, защитит землю нашу. Перестанут злые враги совершать свои набеги, уводить в плен людей, разорять землю, сеять смерть и горе. Назовут крепость ту Тамбовом. Превратится крепость та вскоре в город многоликий».
Увидел Ванятка эти лики на небе лазоревом, грозою омытом - расчищенном.
Первый лик - Воин-Богатырь.
Второй лик его - Монах-Старец-Мудрец.
Третий лик его - Пахарь-Труженик.
Четвертый - Купец богатый.
А пятый лик его - женский лик - красоты неописуемой.
И сказал старец: «Покажу тебе, Ванятка, где хранится Тайна Земли нашей».
Явился вдруг золотой улей, и вылетели из улья три пчелы серебряные. Одна села на ладонь правой руки, другая - на ладонь левой руки, а третья - на лоб чудесного старца.
«Когда соединятся прошлое, настоящее и будущее в едином круге - преобразится земля Тамбовская».
Вылетели из улья еще три пчелы золотые и таким же образом расселись.
«Та, что на правой руке, - указал старец, - будет собирать знания, добытые в опыте и трудах праведных. Та, что на левой руке, будет собирать и сохранять красоту неописуемую, а та, что на лбу - будет поддерживать и укреплять веру глубокую. И когда соединятся они в круге вечности, засияет Земля Тамбовская и откроется тайна тайн, сокрытая до времени».
Так же внезапно, как появился, исчез старец с ульем и пчёлами, только чудесным образом наполнились коробы Ванятки медовыми сотами. А тут и односельчане подошли, подивились рассказу его. Но поверили только тогда, когда пришлось столкнуться с крымцами. И не сдобровать бы им, если бы не налетели неожиданно пчёлы дикие, да как стали они жужжать, да кусать их. Пока те отбивались и приговаривали: «Ох и злые пчёлы!», Ванятка с односельчанами далеко уже были.
После того случая люди примечать стали, что открылся у Ванятки дар необыкновенный - лики писать на досках.
Поговаривали, что сам воевода - Роман Федорович Бобарыкин пригласил его украсить иконами Преображенскую церковь. С нее начиналось строительство крепости по царскому указу в 1636 году 17 апреля, в день святого Зосимы Пчельника, когда люди добрые ульи расставляют, а завершилось 27-28 сентября - когда их убирают. Совпали ли сроки строительства крепости с «рабочим» лётным сезоном пчёл или нет, был ли встреченный Ваняткой старец самим Зосимой Пчельником, никто не знает и тайна эта сокрыта до времени.
Только вот крепость действительно превратилась в город и на гербе его изображены улей и пчёлы».
«Русалочья роща»:
«Легендами овеяна бывшая усадьба Ахлябининых, находившаяся на берегу обширного озера, в котором жили русалки – крепостные девушки, утопившиеся от
нестерпимых мучений со стороны их жестоких господ. Русалка заманила в озеро влюблённого юношу, сына хозяев имения.
Заворожённый любовными чарами юноша не видел ничего, кроме своей любимой и, отвечая лаской на ласку, вошёл с ней в воду… Дальше и дальше манит его своими поцелуями русалка, зовёт к себе речами, полными обещаний счастья там, в волшебном царстве подводного мира… Ещё минута – и вот юноша скрылся вместе с ней в озере. В лунном свете мелькнул хоровод водяных красавиц и, окутавшись облаком тумана, скрылся в нём.
Во мраке и одиночестве сидел в своей комнате старый Ахлябинин, хозяин имения. Тяжёлые думы угнетали ум, тяжёлые чувства давили сердце: вся жизнь его, полная зла и чудовищных жестокостей, проходила перед ним. А когда увидел своего сына в объятиях русалки, хотел закричать, но не смог: ужас сковал его уста, звук замер в горле. Сознание покинуло Ахлябинина, покинула и жизнь, и мёртвый грянулся он об пол. Так отомстили русалки своим обидчикам-господам. Усадьба запустела: никто не хотел жить в ней из-за страха перед русалками и тенями погибших людей, бродящих в ночном сумраке под сводами зелёной рощи. Развалились мало помалу постройки, высохло озеро, остался от него лишь один ручеёк…»