Файл: Вопросы а Чем, повашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 104

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Задания:

1. Ф. Энгельс так сформулировал основной вопрос философии: «Великий вопрос всей, и в особенности новейшей философии, есть вопрос об отношении мышления к бытию…».

А. Камю писал: «Есть лишь поистине серьезный философский вопрос: вопрос о самоубийстве. Решить, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или она того не стоит, — это значит ответить на основополагающий вопрос философии».

М. Хайдеггер считал, во-первых, что «всякий философский вопрос должен охватывать всю философскую проблематику в целом; во-вторых, всякий философский вопрос должен быть задан так, чтобы спрашивающий тоже вовлекался в него».

Вопросы:


а) Чем, по-вашему, можно объяснить, что именно философия пришла к необходимости постановки основного вопроса философии?


б) Что должно служить основанием для формулировки основного вопроса философии?


в) Как в самой постановке основного вопроса философии отражается мировоззренческая позиция философа?


г) Чем объяснить многообразие и разнообразие постановки этого вопроса?

Ответ:

Энгельс: Отношение к бытию предопределяет результат исследования. Т. е. ученый в ходе исследования будет искать факты, которые подтвердят его правоту, его отношение к бытию. С этой точки зрения это важный философский вопрос. Это означает, что объективного знания не существует. Основной философский вопрос — это отправная точка исследования. Это сильно влияет на результаты исследования. Поэтому важно правильно выбрать эту точку.

Что должно служить основанием: Человек, который ответит на этот вопрос, достоин Нобелевской премии. Мировоззрение человека — это зеркало (очки, призма), через которое человек смотрит на мир. Поэтому ни один человек не видит мир таким, какой он есть на самом деле. Он все видит в искаженном виде. Искажение происходит из-за зеркала. Поэтому мировоззрение накладывает сильный отпечаток на то, как философ сформулирует этот основой вопрос. Это происходит из-за того, что философ, как и любой другой человек, исходит из своих знаний. А знания искажены, т.к. прошли через зеркало.

Многообразие и разнообразие постановки основного философского вопроса объясняется многообразием и разнообразием мировоззрений философов.
2. Согласны вы или нет с выводами русского философа XX в. Н.А. Бердяева о сущности и задачах философии, приведенных ниже? Обоснуйте свой ответ:


а) "Допустима философия науки, но не допустима научная философия. По своей сущности и по своей задаче философия никогда не была приспособлением к необходимости… Философы искали премудрой истины, превышающей данный мир. Заветной целью философии всегда было познание свободы, а не необходимости";

б) «Философия есть принципиально иного качества реакция на мир, чем наука, она из другого рождается и к другому направляется»;

в) "Подчинение философии науке есть подчинение свободы необходимости";

г) «Научная философия есть порабощенная философия, отдавшая свою первородную свободу во власть необходимости».
Ответ:

а) Не согласен, я считаю, что допустима и научная философия. Философия (от древнегреч. любить размышлять) - наука о размышлениях, почему же не допустимо? Зачем запрещать философу об этом думать?

б) Не согласен, ведь общие принципы философия и наука имеют, эти два столба являются основой для переосмысления человека "здесь и сейчас".


в) Согласен, никто и ничто не должно подчиняться/покоряться кому-либо/чему либо, иначе зачем тогда все это?

г) Не согласен, не считаю, что это объективно, философия и наука должны быть независимыми, хотя и имеющими определенные точки соприкосновения.
3. Сравните нижеприведенные высказывания с мнением К. Ясперса: "Нет философии без политики и политических выводов". Кто прав, по вашему мнению?

а) Бельгийский философ Л. Флам утверждает: "Философия не должна служить никому: ни теологии, ни науке, ни социальному движению. Требовать от философа, чтобы он служил социальному движению, — это значит требовать, чтобы он перестал быть философом…".

б) "Философия не должна быть частью государственной идеологии, ибо идеология — средство достижения единомыслия, в том числе по мировоззренческим проблемам, а философия — это индивидуальная мыслительная деятельность" (М. Мамардашвилли).
Ответ:

Считаю, что высказывания не противоречивы. То, что философия соотносится с текущей политической конъюнктурой, никак не значит, что индивидуальный философ к чему-то вынуждается своими мыслями.

4. Какое место в системе знаний отводит Л. Витгенштейн (австрийский философ XX в.) философии, и как он определяет ее предназначение?

а) "Работа в философии — это в значительной мере работа над самим собой. Над собственной точкой зрения, над способом видения предметов (и над тем, что человеку от них требуется). Философ легко попадает в положение неумелого руководителя, который, вместо того, чтобы заниматься собственным делом и лишь присматривать за тем, правильно ли выполняют свое дело его подчиненные, отнимает у них работу. И потому

каждый день он перегружен чужой работой, подчиненные же, взирая на это, подвергают его критике".

б) "Философия не является одной из наук (слово "философия" должно обозначать нечто стоящее под или над, но не рядом с науками). Цель философии — логическое пояснение мыслей".

в) "Философия не учение, а деятельность. Философская работа, по существу, состоит из разъяснений. Результат философии — не "философские предположения", а достигнутая ясность предположений. Мысли, обычно как бы туманные и расплывчатые, философия призвана делать ясными и отчетливыми".
Ответ: в)

Философия, по мнению Витгенштейна, лишь «проясняет» предложения науки и показывает, как возможно знание о мире. С этой точки зрения, философия есть единство «логики» и «метафизики». Первая описывает форму научных высказываний, вторая – условия функционирования логического языка науки. Таким образом, доктрина логического атомизма представляет собой развернутую систему идеалистически обоснованного мировоззрения. «Лингвистическая концепция философии» посвящена позднему периоду философской эволюции Витгенштейна.