Файл: Инструкция по выполнению практической работы выберите класс, тему урока в соответствии с прп и заполните представленную ниже таблицу..docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 33

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа: разработка технологической карты урока
Инструкция по выполнению практической работы: выберите класс, тему урока в соответствии с ПРП и заполните представленную ниже таблицу. Для каждого учебного задания, включенного в урок, укажите планируемые результаты, на достижение которых это задание направлено.

1. ИНФОРМАЦИЯ О РАЗРАБОТЧИКЕ ПЛАНА

ФИО разработчика

Конькова Екатерина Васильевна

Место работы

МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №4» г Шадринск



2. ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ ПО УРОКУ

Класс (укажите класс, к которому относится урок):

10

Место урока (по тематическому планированию ПРП)

39

Тема урока

Изображение жестоких нравов «темного царства». Образ города Калинова.

Уровень изучения (укажите один или оба уровня изучения (базовый, углубленный), на которые рассчитан урок):

Базовый

Тип урока (укажите тип урока):

☐ урок освоения новых знаний и умений

☐ урок-закрепление

☐ урок-повторение

☐ урок систематизации знаний и умений

☐ урок развивающего контроля

комбинированный урок

☐ другой (впишите)

Планируемые результаты (по ПРП):

Личностные - осознание лексического богатства русского языка, стремление к речевому самосовершенствованию; развитию логического мышления; ставить цель и достигать её в процессе деятельности на уроке



Метапредметные - умение работать со справочным материалом, умение логически мыслить, рассуждать, делать выводы.

- осознавать роль слова для выражения мыслей; способность определять цель своей деятельности; оценивать достигнутые результаты



Предметные - знать особенности жанра «драма»; уметь находить ответ в тексте; подтверждать свои догадки авторскими монологами и диалогами из текста, применять средства речевой выразительности.


Ключевые слова (введите через запятую список ключевых слов, характеризующих урок): антитеза, драма, трагедия, система образов .средства речевой выразительности, говорящие фамилии.

Краткое описание (введите аннотацию к уроку, укажите используемые материалы/оборудование/электронные образовательные ресурсы)

Ресурсы: УМК под ред. В Коровина, «Поурочные разработки по литературе» под ред. Н.В. Егоровой, Т.И. Михайловой, И.В.Золотарёвой, текст драмы «Гроза» - у каждого ученика. (распечатка текстов для самостоятельной работы),




3. БЛОЧНО-МОДУЛЬНОЕ ОПИСАНИЕ УРОКА


БЛОК 1. Вхождение в тему урока и создание условий для осознанного восприятия нового материала

Этап 1.1. Мотивирование на учебную деятельность

Укажите формы организации учебной деятельности на данном этапе урока. Опишите конкретную учебную установку, вопрос, задание, интересный факт, которые мотивируют мыслительную деятельность школьника (это интересно/знаешь ли ты, что)


Ребята, мы продолжаем разговор о пьесе «Гроза».

Давайте вспомним, где происходит действие пьесы?

Опишите мне этот город

На доске мы видим репродукцию картины великого художника Левитана « Вечер. Золотой Плес». Рассмотрим ее. Что на ней изображено? Сравните картину с описанием, которое дает Кулигин. Как вы думаете, могла бы она стать иллюстрацией к внешнему образу города Калинов

Этап 1.2. Актуализация опорных знаний

Укажите формы организации учебной деятельности и учебные задания для актуализации опорных знаний, необходимых для изучения нового


Беседа с обучающимися
1 Кто из персонажей вводит читателей в атмосферу города Калинова? Как он характеризует город Калинов?

2 Что такое, с вашей точки зрения, «самодурство»?
3 Кто держит в страхе город Калинов?



Этап 1.3. Целеполагание

Назовите цель (стратегия успеха): ты узнаешь, ты научишься


Вы рассмотрите и проанализируете представителей «темного царства»: Дикого и Кабаниху.



БЛОК 2. Освоение нового материала

Этап 2.1. Осуществление учебных действий по освоению нового материала

Укажите формы организации учебной деятельности, включая самостоятельную учебную деятельность учащихся (изучаем новое/открываем новое). Приведите учебные задания для самостоятельной работы с учебником, электронными образовательными материалам (рекомендуется обратить внимание учеников на необходимость двукратного прочтения, просмотра, прослушивания материала. 1) на общее понимание и мотивацию 2) на детали). Приведите задания по составлению плана, тезисов, резюме, аннотации, презентаций; по наблюдению за процессами, их объяснением, проведению эксперимента и интерпретации результатов, по построению гипотезы на основе анализа имеющихся данных и т.д.



Ребята, давайте в тетради начертим таблицу из двух столбиков, в одну графу мы будем записывать характеристики Дикого, в другою Кабанихи.

Дикой

Кабаниха









Для начала рассмотрим образ Дикого.

Мы еще ничего не знаем о нем, перед нами лишь список действующих лиц.

Какую информацию мы уже можем почерпнуть оттуда?

Савел Прокофьевич Дикой, купец, значительное лицо в городе.

Как вы думаете, случайно ли выбрана такая фамилия для героя? Как она его характеризует?

Нет, вовсе неслучайно. Дикой — от слова дикий,т. е. дикий, злой, агрессивный.

Запишем эти характеристики в таблицу.

Как называется такой прием?

Говорящая фамилия.

Переходим к тексту. От кого мы впервые узнаем о Диком?

В разговоре Кулигина и Кудряша.


Что мы узнаем из их диалога?

Дикой ругает всех, чаще всего даже без дела; держит в страхе весь город; «пронзительный мужик»;узнаем, что к нему приехал племянник Борис, которого Дикой постоянно ругает, и не хочет делить с ним наследство.

Какие еще черты в Диком мы можем выявить на основании вышесказанного?

Жадный;делает так, как угодно его прихотям,никого не слушает, делает все по своему желанию.

Верно. А как мы называем таких людей, которые живут лишь по законам своих прихотей?

Самодуры.

Верно. Не забывайте все новые характеристики записывать в таблицу.

Какие еще характеристики Дикого вы можете назвать? Подумайте об образовании. Образованный ли, начитанный ли Дикой? Подтвердите текстом.

Необразованный. Пр.: считает, что гроза -это гнев Божий и т.д.

Вы сказали,что со всеми жителями Дикой ведете себя высокомерно, многих унижает и оскорбляет. Обратите, атак ли ведет себя Дикой в разговоре с Кабанихой?

Нет, Кабаниха богаче Дикого, и поэтому она является единственным человеком в городе, в общении с которым Дикой должен быть вежлив. « Ну, ты не очень горло - то распускай! Ты найди подешевле меня! А я тебе дорога!»

Какой вывод мы можем сделать? На чем основано самодурство Дикого?

(Слайд 7)

На власти денег,материальной зависимости и традиционной покорности калиновцев. Дикой считает,что сила лишь в деньгах. Он очень скуп, ненавидит Бориса,который может получить часть его денег. Материальная зависимость — вот основа взаимоотношенийгероев пьесы.

Вы правы. Вывод кратко запишите в тетрадь и не забудьте заполнить таблицу.

Переходим к образу Кабанихи.

Начнем все так же со списка действующих лиц.

Марфа Игнатьевна Кабанова, богатая купчиха, вдова

Что мы можем сказать о ее фамилии? Говорящая ли она?

Да, фамилия говорящая, Кабанова — от слова «кабан», злое, крупное, агрессивное животное.

Каков ее душевный облик?Черты ее характера, взаимоотношения с другими героями?

Ханжа, властная женщина, может «заесть» любого своими упреками и придирками.

Кто дает ей первую характеристику?

Кулигин, в третьем явлении. «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем».

Согласны ли вы с этой характеристикой? Докажите свою точку зрения.

Согласны. В произведении видно, что она не дает спокойной жизни никому в своей семье: не Тихону, не Варваре, не Катерине. Она постоянно их упрекает,ругает,унижает,оскорбляет. заставляет«плясать под ее дудку»; в то же время, мы видим, что она приютила бездомную странницу Феклушу.

Как ведет себя Кабаниха дома?

Властвует, хочет, чтоб все жили по ее правилам.

На каких основах, по мнению Кабанихи, строится семейная жизнь?

Кабаниха хочет,чтоб все жили по домострою, так же, как и прежде. Она говорит от лица целого поколения, постоянно употребляя нравоучительные фразы: «Не очень - то, нынче, старших уважают», «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают. От любви вас и бранят-то ».

Обратим внимание на речь Кабановой. Как ее манера говорить может охарактеризовать ее? (слайд 8)

Кабаниха очень часто в своей речи употребляет пословицы, поговорки, народную фразеологию. Речь ее монотонна, полна повторами. Это еще раз указывает нам на то, что Кабаниха — человек старой закалки.

Как относятся к Кабанихе и ее поучениям Тихон,Варвара, Катерина?В чем проявляется их отношение?

По-разному. Тихон пытается угодить матери, побаивается ее. Нотолько вот реплика в сторону («Ах ты, господи!») выражает его истинноеотношение к материнским поучениям. Варвара на протяжении диалога с матерью вслух не промолвила ни одного слова, но про себя иронизирует над матерью, осуждает ее («Не уважишь тебя, как же!», «Нашла место наставления читать») Варвара убеждена, что без притворства здесь не проживешь. Ее главный принцип «чтоб все было шито-крыто». Таким образом и Тихон, и Варвара приспособились к такой жизни. И только Катерина заявляет о своем человеческом достоинстве.( «Да хоть и к слову, за что ж ты меня обижаешь?» «Напраслину -то терпеть кому ж приятно»

На основании вышесказанного,какой вывод мы можем сделать?Кем является молодежь города Калинова? (слайд 9)

Жертвами самодуров.



Этап 2.2. Проверка первичного усвоения

Укажите виды учебной деятельности, используйте соответствующие методические приемы. (Сформулируйте/Изложите факты/Проверьте себя/Дайте определение понятию/Установите, что (где, когда)/Сформулируйте главное (тезис, мысль, правило, закон)

А теперь закрепим пройденный материал, проверим ваши знания.

Класс делится на группы. Каждой группе выдаются карточки с характеристиками различных героев. По опорным словам учащимся необходимо угадать героя и распределить его в нужную группу. Группы условно названы: «тираны» и «жертвы».

( текст карточек см. приложение 1)

Приложение

Приложение 1.



Опорные слова

Цитата

Ругатель; червяк; деньги

«У него жизнь основана на ругательстве из-за денег. Ни одного расчета без брани не обходится»


(Дикой)


Опорные слова

Цитата

Обманщица, шито-крыто, грехи

"И я не обманщицей была, да выучилась, когда нужно стало»


(Варвара)

Опорные слова

Цитата

Ослушаться, связанный, слабый

"Хорошо тебе, Катя! А я -то зачем остался жить на свете да мучиться!»



(Тихон)



Опорные слова

Цитата

Неволя, птица, свет

"Такая я уж зародилась горячая»



(Катерина)


Опорные слова

Цитата

Умный, спор, просьбы

"Жестокие нравы в нашем городе»


(Кулигин)



Опорные слова

Цитата

Обетованная, добродетели, странная

"В обетованной земле живете!»


(Феклуша)


Опорные слова

Цитата

Властная, домострой, гнет

"Все под видом благочестия»



(Кабаниха)


Опорные слова

Цитата

Романтичный, чужой, лишний

"Больно мне здесь..все на меня дико смотрят, точно я лишний!»


(Борис)



Опорные слова

Цитата

Грубиян, рабствовать, упрямец

"Я перед ним рабствовать не стану»


(Кудряш)


БЛОК 3. Применение изученного материала

Этап 3.1. Применение знаний, в том числе в новых ситуациях

Укажите формы организации соответствующего этапа урока. Предложите виды деятельности (решение задач, выполнение заданий, выполнение лабораторных работ, выполнение работ практикума, проведение исследовательского эксперимента, моделирование и конструирование и пр.), используйте соответствующие методические приемы (используй правило/закон/формулу/теорию/идею/принцип и т.д.; докажите истинность/ложность утверждения и т.д.; аргументируйте собственное мнение; выполните задание; решите задачу; выполните/сделайте практическую/лабораторную работу и т.д.).


Обучающимся предложено аргументировать собственное мнение на вопрос: « Способна ли красота природы смягчить жестокие нравы города Калинова?»

Этап 3.2. Выполнение межпредметных заданий и заданий из реальной жизни

Подберите соответствующие учебные задания

Назовите примеры из МХК, где были бы изображены «безобразные» черты жестокости и самодурства общества (картина «Неравный брак», народные песни «У церкви стояла карета», «Лучинушка»



Этап 3.3. Выполнение заданий в формате ГИА (ОГЭ, ЕГЭ)

Подберите соответствующие учебные задания

Задание из ОГЭ по литературе

Часть 2

Выберите только ОДНУ из пяти предложенных тем сочинений (5.1–5.5) и укажите её номер в бланке ответов № 2. Напишите сочинение, раскрывая тему сочинения глубоко и многосторонне. Аргументируйте свои суждения, опираясь на анализ текста(-ов) произведения(-ий). Не искажайте авторской позиции, не допускайте фактических ошибок. Используйте теоретико-литературные понятия для анализа произведения(-ий). Продумайте композицию сочинения, не нарушайте логики изложения. Соблюдайте нормы литературной письменной речи, пишите сочинение грамотно и разборчиво, оно оценивается по критериям грамотности. Рекомендуемый объём сочинения 200–250 слов, минимально необходимый объём – 150 слов (при меньшем объёме за сочинение выставляется 0 баллов).

5.1 Кто из героев Дикой или Кабаниха более страшен для общества

5.2 Как раскрываются характеры этих героев в их речевых характеристиках

Задание по пьесе «Гроза» в формате ЕГЭ

Установите соответствие между персонажами пьесы и их высказываниями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.

 

ПЕРСОНАЖИ

ДАЛЬНЕЙШАЯ СУДЬБА

А) Катерина;

Б) Тихон;

В) Дикой.

1) «…Как же я могу хотеть вашей погибели, когда я люблю вас больше всего на свете, больше самого себя!..»

2) …отчего люди не летают так, как птицы? Знаешь, мне иногда кажется, что я птица. Когда стоишь на горе, так тебя и тянет лететь…»

3) «…Потому только заикнись мне о деньгах, у меня всю нутренную разжигать станет; всю нутренную вот разжигает, да и только; ну, и в те поры ни за что обругаю человека…» 4) …а с этакой-то неволи от какой хочешь красавицы жены убежишь…»

 А)

Б) 

В) 


Этап 3.4. Развитие функциональной грамотности

Подберите соответствующие учебные задания

Работа с текстом. Пьеса «Гроза».

1.Монолог Кулигина (Действие 1, явление3.)

-Выделите слова, которые ярко характеризуют жизнь в городе.

(«жестокие нравы», грубость да бедность нагольная», старается бедного закабалить», не доплачу копейку», «враждуют» - принципы жизни в городе.

2. Монолог Кулигина( Действие 3, явление 3.)

- Назовите слова, характеризующие жизнь в семье.

(«ворота заперты и собаки спущены», «чтобы люди не видали, как они своих домашних поедом едят, да семью тиранят», «слезы льются»- принципы жизни в семье.


Этап 3.5. Систематизация знаний и умений

Подберите учебные задания на выявление связи изученной на уроке темы с освоенным ранее материалом/другими предметами

1 Вспомните и назовите писателя и произведение героиню которого тоже можно назвать самодуром, человеком жестоких нравов (Д Фонвизин «Недоросль»)



БЛОК 4. Проверка приобретенных знаний, умений и навыков

Этап 4.1. Диагностика/самодиагностика

Укажите формы организации и поддержки самостоятельной учебной деятельности ученика, критерии оценивания

Составление опорной обобщающей схемы « Город Калинов и его обитатели»(5 мин)

(работа в парах, самооценка, запись на доске и в тетрадях) (слайд 11)

Цель: систематизация полученных знаний.

УУД: контроль, коррекция, оценка.
Город Калинов и его обитатели
Законы, по которым строится жизнь в городе

-У кого деньги - у того и власть;

- у кого власть, тот пользуется ею безраздельно;

- человека можно унизить, оскорбить, принудить к повиновению;

- запретить любое проявление живого человеческого чувства;

- заставить лгать, приспосабливаться


«Темное царство» Жертвы «темного царства»

-олицетворяют гнетущую власть; - угнетенные и бесправные;

- враги всего живого и нового; - ощущают на себе власть и грубую силу;

Дикой, Кабаниха Варвара, Борис, Тихон, Кудряш


БЛОК 5. Подведение итогов, домашнее задание

Этап 5.1. Рефлексия

Введите рекомендации для учителя по организации в классе рефлексии по достигнутым либо недостигнутым образовательным результатам

Цель: осмысление пройденного материала и отношения к уроку, выявление сильных и слабых сторон. УУД: самооценка, адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД.

Ребята, что нового мы узнали сегодня на уроке?

Какое обсуждение вызвало у вас наибольший интерес?

Давайте попробуем оценить свою деятельность.

Этап 5.2. Домашнее задание

Введите рекомендации по домашнему заданию.

1. Дать характеристику городу Калинову от имени одного из персонажей пьесы (письменно).

2. Подготовиться к аналитической работе по теме «Протест Катерины против «тёмного царства».