Файл: Лекция 1 1 Экономическая информация и информационные процессы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 55

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Лекция 1:

1) Экономическая информация и информационные процессы

2)Информационные технологии обработки экономической информации
1) Экономическая информация и информационные процессы
Экономическая информация является важнейшей составной частью управленческой информации. 

Управленческая информация используется для решения задач организационно-экономического управления и представляет собой разнообразные сведения экономического, технологического, социального, юридического и т.п. содержания.

Для экономической информации характерны:

  • большие объемы;

  • многократное повторение циклов ее получения и обработки в установленные

периоды времени (месяц, квартал, год и т.п.);

  • многообразие источников и потребителей информации;

  • большой удельный вес логических операций при ее обработке.

Эти свойства экономической информации определяют научно-техническую необходимость и экономическую целесообразность применения средств вычислительной техники для ее сбора, накопления, обработки и передачи.

При рассмотрении структуры (т.е. внутреннего строения) экономической информации обычно выделяют;

  • реквизиты;

  • показатели;

  • документы.

Реквизит - это элементарная неделимая единица (порция) экономической информации, выражающая определенные свойства объекта. Совокупность логически связанных реквизитов, имеющая экономический смысл, образует показатель. На основе показателей строятся документы. Документы, используемые в процессе управления, планирования и учета, могут включать один или несколько показателей.

При формировании информационного ресурса и дальнейшем производстве информационного продукта исходная информация подвергается в определенной последовательности различным преобразованиям. Выполняемые при этом действияназывают информационными процессами. В результате информация может изменить свое содержание и форму представления, а также может быть получена новая информация.

Учитывая характер преобразований информации, можно выделить следующие виды информационных процессов:

  • накопление информации;

  • хранение данных;

  • обработка данных;

  • обмен данными (передача данных);

  • представление знаний.


Информационные процессы накопления связаны с выполнением следующих действий:

  • сбор информации;

  • оценка достоверности и полезности собранной информации;

  • представление информации в удобном для дальнейшего использования виде (например, в виде таблицы);

  • фиксирование информации на материальном носителе (например, в виде бумажного документа или файла на магнитном носителе).


Информацию, подготовленную на материальном носителе и пригодную для дальнейшей автоматизированной обработки средствами вычислительной техники, называют обычно данными.

Информационные процессы хранения данных связаны с выполнением следующих действий:

• разделение всего множества накопленных данных на группы данных, логически связанных между собой;

• формирование признаков, по которым хранимые данные можно оперативно найти и извлечь по запросу пользователя;

  • создание и выполнение процедур поиска, извлечения, обновления хранимых данных:

  • создание и выполнение процедур, обеспечивающих защиту хранимых данных от разрушения, искажения или утечки.

В современных компьютерных системах данные хранятся в виде баз данных, обеспечивающих выполнение всех указанных выше процедур.

Информационные процессы обработки данных связаны с выполнением различных расчетов, подготовкой обобщающих реферативных документов и т.п. процедур, имеющих своей целью снабдить пользователя информацией, необходимой для выполнения его профессиональной деятельности. Например, информационным процессом обработки данных является построение графика «кривая спроса» на основе данных о результатах продажи одного и того же товара по различным ценам в определённый период времени.

Информационные процессы обмена данными связаны с организацией взаимосвязей (каналов связи) между удаленными друг от друга хранилищами информации, а также между хранилищами информации и пользователями. В современных условиях обмен данными обычно выполняется с помощью локальных или глобальных компьютерных сетей.

Информационные процессы представления знаний связаны с накоплением и хранением информации особого вида - знаний.

Знания - это такая форма информации, которая представляет собой не просто новые факты о чем-либо, а правила, закономерности, законы, действующие в некоторой предметной области.

Используя эти правила, закономерности и законы, пользователь может на основе имеющихся фактов получить новую информацию, практически полезную в его профессиональной деятельности;



В качестве примера знания можно привести закон спроса: повышение цен ведет обычно к уменьшению величины спроса, а снижение цен - к ее увеличению.

Необходимым условием использования знаний в современных компьютеризованных информационных системах является формализация этих знаний, т.е. представление их в таком символьном виде, который будет однозначно понимаем всеми пользователями и пригоден для ввода в компьютер.

В настоящее время информационные процессы представления и обработки знаний выполняются с помощью специальных компьютерных систем, называемых экспертными системами.

Одним из основных компонентов экспертной системы является база знаний, представляющая собой совокупность представленных в компьютерной форме знаний, а также автоматизированных процедур применения этих знаний для получения новой информации на основе вводимых в систему фактических данных.

Экспертная система выступает в роли накопителя знаний в конкретной области профессиональной деятельности и советчика специалисту при анализе экономических ситуаций и выработке управляющих воздействий.

2) Информационные технологии обработки экономической информации

Технология как строго научное понятие означает определенный комплекс научных и инженерных знаний, воплощенных в способах, приемах труда, наборах материально-вещественных факторов производства, способах их соединения для создания какого-либо продукта или услуги. В таком понимании термин «технология» неразрывно связан с автоматизацией того или иного производственного или социального процесса.

Особенностью современной информационной технологии является то, что в ней предметом и продуктом труда является информация, а орудиями труда - средства вычислительной техники, связи и телекоммуникаций.

Для того, чтобы понять роль современных информационных технологий в организационно-экономической сфере, рассмотрим этапы их развития.

Существуют различные точки зрения на развитие информационных технологий, которые определяются различными признаками деления.

Признак деления — преимущество, которое приносит компьютерная технология:

1-и этап (с начала 60-х гг XX в..) характеризуется довольно эффективной обработкой информации при выполнении рутинных операций с ориентацией на централизованное коллективное использование ресурсов вычислительных центров.

Основным критерием оценки эффективности создаваемых информационных систем была разница между затраченными на разработку и сэкономленными в результате внедрения средствами.


Основной проблемой на этом этапе была психологическая - плохое взаимодействие пользователей, для которых создавались информационные системы, и разработчиков из-за различия их взглядов и понимания решаемых проблем.

Как следствие этой проблемы, создавались системы, которые пользователи плохо воспринимали и, несмотря на достаточно большие возможности этих систем, не использовали в полной мере.

2-й этап (с середины 70-х гг. XX в.) связан с появлением персональных компьютеров. Изменился подход к созданию информационных систем - ориентация смещается в сторону индивидуального пользователя для поддержки принимаемых им решений.

Пользователь заинтересован в проводимой разработке, налаживается контакт с разработчиком информационной системы, возникает взаимопонимание обеих групп специалистов. На этом этапе используется как централизованная обработка данных, характерная для первого этапа, так и децентрализованная, базирующаяся на решении локальных задач и работе с локальными базами данных на рабочем месте пользователя.

3-й этап (с начала 90-х гг. XX в.) связан с понятием анализа стратегических преимуществ в бизнесе и основан на достижениях телекоммуникационной технологии распределенной обработки информации. Информационные системы имеют своей целью не просто увеличение эффективности обработки данных и помощь управленцу.

Соответствующие информационные технологии должны помочь организации выстоять в конкурентной борьбе и получить преимущество.
Признак деления - виды инструментария технологии:

1-й этап, (до второй половины XIX в.) - «ручная» информационная технология, инструментарий которой, составляли: перо, чернильница, книга. Коммуникации осуществлялись ручным способом путем пересылки через почту писем, пакетов, депеш.

Основная цель технологии - представление информации в нужной форме.

2-й этап (с конца XIX в.) - «механическая» технология, инструментарий которой составляли: пишущая машинка, телефон, диктофон, оснащенная более совершенными средствами доставки почта.

Основная цель технологии представление информации в нужной форме более удобными средствами.

3-й этап (40 - 60-е гг. XX в.) - «электрическая» технология, инструментарий которой составляли: большие ЭВМ и соответствующее программное обеспечение, электрические пишущие машинки, ксероксы, портативные диктофоны.

Изменяется цель технологии. Акцент в информационной технологии начинает перемещаться с формы представления информации на формирование ее содержания.


4-й этап (с начала 70-х гг. XX в.) - «электронная» технология, основным инструментарием которой становятся большие ЭВМ и создаваемые на их базе автоматизированные системы управления (АСУ) и информационно-поисковые системы (ИПС), оснащенные широким спектром базовых и специализированных программных комплексов.

Центр тяжести технологии еще более смещается на формирование содержательной стороны информации для управленческой среды различных сфер общественной жизни, особенно на организацию аналитической работы.

Множество объективных и субъективных факторов не позволили решить стоящие перед новой концепцией информационной технологии поставленные задачи.

Однако был приобретен опыт формирования содержательной стороны управленческой информации и подготовлена профессиональная, психологическая и социальная база для перехода на новый этап развития технологии.

5-й этап (с середины 80-х гг. XX в.) - «новая компьютерная» технология, основным инструментарием которой является персональный компьютер с широким спектром стандартных программных продуктов разного назначения.

На этом этапе происходит процесс персонализации, который проявляется в создании систем поддержки принятия решений (СППР) для пользователей-специалистов в различных прикладных областях.

Подобные системы реализуются на персональном компьютере и используют телекоммуникации. В связи с переходом на микропроцессорную базу существенным изменениям подвергаются и технические средства бытового, культурного и прочего назначений.

Начинают широко использоваться в различных областях глобальные и локальные компьютерные сети.

Все множество информационных технологий, применяемых для обработки экономической информации, можно разделить на классы по следующим признакам (см. рис. 1.5).

Рассмотрим классы информационных технологий, выделяемые по характеру задач, решаемых в процессе управления.



2.1 Информационная технология обработки данных


Информационная технология обработки данных предназначена для решения задач, по которым имеются необходимые входные данные, а также известны стандартные процедуры их обработки. Такие задачи называются хорошо структурированными.

Эта технология применяется на уровне операционной (исполнительской) деятельности персонала невысокой квалификации в целях автоматизации некоторых рутинных (постоянно повторяющихся) операций управленческого труда.