Файл: Лекция 1 1 Экономическая информация и информационные процессы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 62

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.


Следует напомнить, что идея хранения изображений не нова и реализовывалась раньше на основе микрофильмов и микрофиш. Созданию данной технологии способствовало появление нового технического решения - оптического диска в комбинации с цифровой записью изображения.

Аудиоконференции. Они используют аудиосвязь для поддержания коммуникаций между территориально удаленными работниками или подразделениями фирмы.

Наиболее простым техническим средством реализации аудиоконференций является телефонная связь, оснащенная дополнительными устройствамидающими возможность участия в разговоре более чем двум участникам.

Создание аудиоконференций не требует наличия компьютера, а лишь предполагает использование двухсторонней аудиосвязи между ее участниками.

Видеоконференции предназначены для тех же целей, что и аудиоконференций, но с применением видеоаппаратуры. Их проведение также не требует компьютера.

В процессе видеоконференции ее участники, удаленные друг от друга на значительное расстояние, могут видеть на телевизионном экране себя и других участников.

Одновременно с телевизионным изображением передается звуковое сопровождение.

Факсимильная связь. Эта связь основана на использовании факс-аппарата, способного читать документ на одном конце коммуникационного канала и воспроизводить его изображение на другом.

Факсимильная связь вносит свой вклад в принятие решений за счет быстрой и легкой рассылки документов участникам группы, решающей определенную проблему, независимо от их географического положения,

2.3 Информационные технологии управления


Целью информационной технологии управления является удовлетворение информационных потребностей сотрудников организации, имеющих дело с принятием управленческих решений на всех уровнях управления.

Эта технология используется при худшей структурированности решаемых задач, если их сравнивать с задачами, решаемыми с помощью информационной технологии обработки данных.

Для принятия решений информация должна быть представлена в агрегированном виде так, чтобы просматривались тенденции изменения данных, причины возникших отклонений и возможные решения.

При этом решаются следующие задачи обработки данных:

- оценка планируемого состояния объекта управления;

- оценка отклонений от планируемого состояния;

- выявление причин отклонений;

- анализ возможных решений и действий.


Информационная технология управления направлена на создание различных видов отчетов. 

Регулярные отчеты создаются в соответствии с установленным графиком, определяющим время их создания, например, месячный анализ продаж компании. 

Специальные отчеты создаются по запросам управленцев или когда в компании произошло что-то незапланированное.

Исходная информация является основой применения технологии электронной обработки данных. Выходная информация формируется в виде управленческих отчетов в удобном для принятия решения виде. Содержимое базы данных при помощи соответствующих компьютерных программ преобразуется в периодические и специальные отчеты, поступающие к специалистам, участвующим в принятии решений в организации.

База данных, используемая для получения указанной информации, должна состоять из двух элементов:

- данных, накапливаемых на основе оценки операций, проводимых фирмой;

- планов, стандартов, бюджетов и других нормативных документов, определяющих планируемое состояние объекта управления (подразделения фирмы).

2.4 Информационные технологии поддержки принятия решений


Главной особенностью информационной технологии поддержки принятия решений является качественно новый метод организации взаимодействия человека и компьютера.

Выработка решения происходит в результате итерационного процесса, в котором участвуют:

- компьютерная система поддержки принятия решений в роли вычислительного звена;

- человек, задающий входные данные и оценивающий полученный результат компьютерных вычислений.

Следует выделить ряд отличительных характеристик этой информационной технологии:

- окончание итерационного процесса происходит по воле человека;

- способность создавать новую информацию для принятия решений;

- ориентация на решение плохо структурированных задач;

- сочетание традиционных методов доступа и обработки компьютерных данных с новыми возможностями математических моделей и методами решения задач на их основе;

- направленность на непрофессионального пользователя компьютера.

В состав системы поддержки принятия решений входят три главных компонента: база данных, база моделей и программная подсистема, которая состоит из системы управления базой данных (СУБД), системы управления базой моделей (СУБМ) и системы управления интерфейсом между пользователем и компьютером.



База данных. Данные поступают из внутренних и внешних источников. От внутренних источников поступают данные о результатах и планах деятельности фирмы или организации, сведения о кадровых перемещениях персонала, инженерные данные и т.п. Данные из внешних источников характеризуют положение дел во внешнем окружении фирмы (курсы валют, цены на ресурсы и т.п.).

В настоящее время широко исследуется вопрос о включении в базу данных еще одного источника данных - документов, включающих в себя записи, письма, контракты, приказы и т.п. Если содержание этих документов будет записано в памяти и затем обработано по некоторым ключевым характеристикам (поставщикам, потребителям, датам, видам услуг и др.), то система получит новый мощный источник информации.

База моделей. Использование моделей обеспечивает проведение анализа в системах поддержки принятия решений. Модели, базируясь на математической интерпретации проблемы, при помощи определенных алгоритмов способствуют нахождению информации, полезной для принятия правильных решений.

Например, модель линейного программирования дает возможность определить оптимальный маршрут движения или вариант распределения ресурсов.

Математические модели состоят из совокупности отдельных блоков, реализующих математические методы. Сюда могут входить процедуры линейного программирования, статистического анализа временных рядов, регрессионного анализа и т.п.

Модельные блоки могут использоваться как поодиночке, так и комплексно для построения и поддержания моделей. 

Система управления базой моделей обладает возможностями создания новых моделей или изменения существующих, путем обновления параметров или комбинирования блоков.

Эффективность и гибкость информационной технологии во многом зависит от характеристик интерфейса СППР с пользователем.

Интерфейс - это способ общения пользователя с компьютерной системой, определяемый языком пользователя и языком сообщений компьютера.

Наиболее простой формой языка пользователя является создание форм входных и выходных документов. Получив входную форму (документ), пользователь заполняет его необходимыми данными и вводит в компьютер. Система поддержки принятия решений производит необходимый анализ и выдает результаты в виде выходного документа установленной формы.

Значительно возросла за последнее время популярность визуального интерфейса. С помощью манипулятора «мышь» пользователь выбирает представленные ему на экране в форме картинок объекты и команды.


Управление компьютером при помощи человеческого голоса - самая простая и поэтому самая желанная форма языка пользователя. Технология этого подхода интенсивно совершенствуется, и в ближайшем будущем можно ожидать появления систем поддержки принятия решений, использующих речевой ввод информации.

Язык сообщений - это то, что пользователь видит на экране дисплея (символы, графика, цвет), данные, полученные на принтере, звуковые выходные сигналы и т.п.

Долгое время единственной реализацией языка сообщений был отпечатанный или выведенный на экран дисплея отчет или сообщение. 

Теперь появилась новая возможность представления выходных данных - машинная графика. Она дает возможность создавать на экране и бумаге цветные графические изображения в трехмерном виде.

За последние несколько лет наметилось новое направление, развивающее машинную графику - мультипликация. Мультипликация оказывается особенно эффективной для интерпретации выходных данных систем поддержки принятия решений, связанных с моделированием физических систем и объектов.

В настоящее время используется в качестве языка сообщений человеческого голоса.

2.5 Информационные технологии экспертных систем


Развитие компьютерных информационных технологий, основанное на достижениях в области микропроцессорной техники и математических методов обработки данных, привело к созданию систем искусственного интеллекта.

Под искусственным интеллектом обычнопонимают способности компьютерных систем к таким действиям, которые назывались бы интеллектуальными, если бы исходили от человека. Чаще всего здесь имеются в виду способности, связанные с человеческим мышлением.

Одним из направлений искусственного интеллекта являются экспертные системы, которые дают возможность менеджеру или специалисту получать консультации экспертов по любым проблемам, о которых этими системами накоплены знания.

Главная идея использования технологии экспертных систем заключается в том, чтобы получить от эксперта (опытного специалиста) его знания и, загрузив их в память компьютера, использовать всякий раз, когда в этом возникнет необходимость.

Преимущества экспертных систем по сравнению с использованием опытных специалистов заключаются в следующем:

- достигнутая компетентность не утрачивается, может документироваться, передаваться, воспроизводиться и наращиваться;


- имеют место более устойчивые результаты в решении проблем за счет исключения эмоциональных и других факторов человеческой ненадежности;

- высокая стоимость разработки в дальнейшем компенсируется низкой стоимостью эксплуатации, возможностью копирования и применением менее квалифицированных специалистов.

Экспертные системы представляют собой компьютерные программы, трансформирующие опыт экспертов в какой-либо области знаний в форму эвристических правил (эвристик).

Эвристики не гарантируют получения оптимального результата с такой же уверенностью, как обычные алгоритмы, используемые для решения задач в рамках технологии поддержки принятия решений. Однако часто они дают в определенной степени приемлемые решения для их практического использования, и это позволяет применять экспертные системы в качестве советующих систем.

Сходство информационных технологий, используемых в экспертных системах и системах поддержки принятия решений, состоит в том, что обе они обеспечивают высокий уровень поддержки принятия решений.

Однако имеются три существенных различия.

Первое связано с тем, что решение проблемы в рамках систем поддержки принятия решений отражает уровень понимания этой проблемы пользователем и его возможности получить и осмыслить решение. Технология экспертных систем, наоборот, предлагает пользователю принять решение, превосходящее его возможности.

Второе отличие указанных технологий выражается в способности экспертных систем пояснять свои рассуждения в процессе получения решения. Очень часто эти пояснения оказываются более важными для пользователя, чем само решение.

Третье отличие связано с использованием нового компонента информационной технологии - знаний.

Основными компонентами экспертной системы являются:

интерфейс пользователя, база знаний, интерпретатор, модуль создания системы.

Менеджер (специалист) использует интерфейс пользователя для ввода информации и команд в экспертную систему и получения выходной информации из нее.

Технология экспертных систем предусматривает возможность получать в качестве выходной информации не только решение, но и необходимые объяснения.

Различают два вида объяснений:

- объяснения, выдаваемые по запросам. Пользователь в любой момент может потребовать от экспертной системы объяснения своих действий;

- объяснения полученного решения проблемы. После получения решения пользователь может потребовать объяснений того, как оно было получено. Система должна пояснить каждый шаг своих рассуждений, ведущих к решению задачи.