Файл: Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 256

Скачиваний: 20

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

АНО ПО «Открытый социально-экономический колледж»

Программа среднего профессионального образования

44.02.04 Специальное дошкольное образование

Дисциплина: Практикум по художественной обработке материалов и изобразительному искусству


Выполнил:

слушатель Коновалова Людмила Васильевна

Преподаватель:
Мороз Татьяна Сергеевна
2023 год

Оглавление

  1. Рисование мамы с ребенком в русском народном костюме……...3

    2. Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-Майдана………. 5

    3. Роспись шаблонов по мотивам Дымковской глиняной игрушки…….6

    4. Список используемой литературы…………………………………...9



Тема. Народный костюм.
Задание: Рисование мамы с ребенком в русском народном
костюме.
Материал: гуашь, акварель, масляная пастель, Формат А- 4
Цели: изучить женский и мужской народный костюм Севера и
Юга России
Методические рекомендации по практической работе:
1. Схематично постройте фигуру человека. Проведите
вертикальную линию и разбейте ее на восемь отрезков. В верхнем
делении нарисуйте голову, три следующих отрезка займет туловище, а
оставшиеся четыре составляют ноги. Длина рук доходит до середины
бедра. Для одетой фигуры необходимо лишь определить пропорции, не
вырисовывая покрытые одеждой части тела.
2. Нарисуйте сарафан: от плеч идут две короткие лямки к прямому
или фигурному вырезу лифа. Под грудью сарафан собран в складки, а к
низу он сильно расширяется. Нарисуйте волнистую линию низа,
изображая широкие мягкие складки ткани. От линии груди проведите
лучеобразно расходящиеся линии складок. По центру и подолу сарафана
пустите широкую узорную кайму
3. Теперь нужно нарисовать плечи и пышные рукава рубахи - они
могут быть расширены сверху или, наоборот, внизу. Низ рукавов собран

на манжету и образует объемный напуск. Другой вариант – широкие
трапециевидные рукава, украшенные по низу широкой вышитой каймой.
Верхняя часть рубахи, не закрытая сарафаном, тоже украшена
солнцевидной вышивкой вокруг шеи.
4. Нарисуйте традиционную женскую прическу – ровный пробор
волос, длинную косу, перекинутую через плечо наперед. Под косой на
затылке расположите большой бант – его края видны спереди. А низ
косы украсьте расшитым косником.
5. На голове изобразите красивый высокий кокошник
сердцевидной или какой-либо иной формы. Край кокошника можно
оформить фестончатой линией. Сбоку на кокошнике, а также по его
краю вдоль лба могут идти короткие нитки бисера в виде бахромы.
Украсьте кокошник растительным или геометрическим орнаментом,
подчеркивающим его форму.
6. Мужской народный костюм начните рисовать с рубахи,
заканчивающейся ниже пояса. Плечи нарисуйте более широкими,
мужскими. Рукава рубахи, либо чуть расширенные к низу и прямые,
либо собраны на манжете в сборку. Изобразите стоячий цилиндрический
воротник и застежку на груди, расположенную слева. Обычно оба этих
элемента украшены вышивкой или тесьмой.
7. Обязательная и немаловажная деталь мужского костюма – пояс
или кушак. Им подпоясывали рубаху на талии. В праздничном варианте
кушак богато украшали. Нарисуйте завязанный узлом пояс с двумя
свисающими концами.
8. Далее рисуйте штаны – они широкие, заправлены в высокие
сапоги или в тряпичные онучи, обмотанные вокруг голени, а сверху
онучей надевались лапти. Онучи нарисуйте перевязанными узким
шнурком характерными перекрещивающимися линиями. Штанины
образуют над голенищами сапог или онучами небольшой объем –
напуск из собранной ткани.
9. Обуйте изображаемого человека либо в мягкие сапоги с
небольшими каблучками, либо в плетеные из золотистого лыка лапти.
Постарайтесь точно передать плетение, ведь лапти – исконно русская
обувь и является одним из самых типичных и узнаваемых элементов
народного костюма.
10. Завершите рисунок изображением круглой прически «под
горшок» и головного убора – картуза с узким околышем и украшенного


цветком (такой убор характерен для городского костюма) или высокой,
чуть сбитой набок шапки.
Раскрасить костюмы можно в самые разнообразные цвета, но с
учетом того, что в старину использовались натуральные красители для
окрашивания тканей, что не позволяло получать неестественно-яркие и

искусственные цвета. Тем не менее костюмы не выглядели блеклыми.
Очень популярным был красный цвет в сочетании с зелеными,
золотистыми, коричневыми оттенками.
Также использовались ткани с различными набивными рисунками,
типичными из которых были: восточный огурец, горох, полоска. Также
традиционными считаются белоземельные ситцы (мелкий цветочный
рисунок по белому фону).



Тема. Русская деревянная игрушка. «Топорщина», тарарушки,
матрешка.
Задание: Роспись шаблона матрешки по мотивам Полхов-
Майдана.
Материал: гуашь. Формат А- 4, плоский контур предмета
Цели:
1) Изучить традиционные приемы росписи и ее разнообразие
2) Знать общий стиль росписи. Понять особенности и принцип
росписи при нанесении ее на плоский контур.
3) Уметь выполнять орнаментальное построение на плоском
изображении, передавая характерные черты и своеобразие росписи.
Методические рекомендации по практической работе:
1. 1.Рассмотрите изделия Полхов-Майдана в подлинниках или на
фотографиях;
2. Определите принцип построения орнамента на предмета.
3. Определите приём письма для наиболее широкого места
предмета;
4. Вырежьте контур матрешки из простой бумаги складывание
пополам. Разверните и переведите его на лист основной бумаги
5. В тонких линиях карандаша нарисуйте расположение основных
элементов орнамента карандашом;
6. Краской выполните основные элементы орнамента;
7. Дополните орнамент второстепенными украшающими
элементами и выполните прорисовку;
8. Украсьте края контура орнаментом тонкой кистью.



Тема. Русская глиняная игрушка.
Задание: Выполнение росписи шаблонов по мотивам Дымковской,
Каргопольской и Филимоновской глиняной игрушки.
Материал: гуашь. Формат А- 4
Цели:
1) Изучить традиционные образы глиняной игрушки и ее
разнообразие
2) Знать построение орнамента, элементы, входящие в узор,
ритмическое их расположение.
3) Уметь выполнять узор из элементов росписи на геометрической
форме в цвете.
4) Знать общий стиль игрушки и ее росписи.
5) Уметь выполнять плоское изображение игрушки, передавая ее
характерные черты и своеобразие росписи в цвете.
Методические рекомендации по практической работе:
1 Рассмотрите игрушки, обратите внимание на своеобразие форм
и индивидуальный характер украшающей росписи.
2 Выберите образ и рассмотрите особенности его росписи (3- 4
варианта для сравнения). Определите общие элементы росписи.
3 В легких линиях карандаша нанесите рисунок плоского контура
игрушки, сохраняя пропорции фигуры.
4 Выполните цветовое решение, сохраняя традиционный
дымковский стиль росписи.
ДЫМКОВСКАЯ ИГРУШКА
Изделия кировских мастеров удивляют пластикой формы,
особыми пропорциями, необычным по яркости узором. Всем нравятся
живые, праздничные, пышные по лепному оформлению и росписи
куклы барыни-франтихи, козлы, пони, петухи с яркими хвостами.
Промысел зародился в далёком прошлом. Самое раннее описание
дымковских игрушек относится к 1811г. Автор его – Николай Захарович
Хитрово. В описании рассказывается о народном вятском празднике –
«Свистопляске», во время которого продавались расписные глиняные
куклы с позолоченным узором. Глиняными игрушками торговали не
только в Вятке. Их продавали на уездных ярмарках и базарах,
отправляли в другие губернии. До революции мастера работали в селе
Дымково в одиночку и семьями. Копали глину, смешивали её с песком,
месили сначала ногами, а потом руками. Изделия обжигали в русских
печах, а потом расписывали. В этой работе принимали участие
женщины и дети.

Фабрика, где сейчас изготавливают дымковские игрушки,
находится в городе Кирове. Здесь работают всем известные
прославленные мастера А.А. Мазурина, Е.З. Кошкина, З.В. Пенкина,
которые, сохраняя старые традиции, создают новые оригинальные
игрушки. Народные умельцы работают в благоустроенных светлых
мастерских. На полках тесными рядами стоят игрушки, разные по
содержанию и оформлению, яркие, с позолотой. Это барыни-франтихи,
расписные козлы, кони, уточки-свистульки, поросята, медведи и др.
Процесс изготовления игрушки можно разделить на два этапа:
лепку изделия и роспись его. Способы лепки очень простые. Например,
изображая куклу, мастерицы делают сначала юбку из пласта глины, в
результате чего получается полая колоколообразная форма; голову, шею
и верхнюю часть туловища делают из одного куска, а детали одежды
(рюши оборки, манжеты, шляпки и др.) лепят отдельно и примазывают к
основной форме, называя их налепами.
Дымковская игрушка весьма специфична. В её создании и
оформлении существуют свои традиции, которые выражаются, прежде
всего, в статичности, пышности форм и яркости окраски.



Список используемой литературы.

  1. Додсон Б. «Ключ к искусству рисунка». – Минск, 2000. – 223 с.

  2. Норлинг Э. «Объёмный рисунок и перспектива». / Пер. М. Авдониной. – М.: Эксмо, 2004. – 160 с.

  3. Сапожников И. П. «Полный курс рисования». / Под ред. И. В. Ларионова. – Москва, 2003. – 143 с.