Файл: Правила. Объяснение игры. Ход игры. Указания по ходу игры. Подведение итогов игры. Конспект дидактической игры для детей старшей группы Назови одним словом.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 218
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Выигрывает команда, которая быстрее и правильнее «приготовит» блюдо.
№24. «Магазин»
Дети «покупают» в «магазине» у педагога «банки с компотом», вырезанные из картона. На каждой из них нарисован определенный фрукт. Ребёнок говорит: «Я хочу купить фруктовый компот из яблок» и т.д.
№25. «Овощи-фрукты»
Игра проводится с мячом. До игры, объяснить детям, когда ловить мяч. Например: «Дети, если вы услышите название фрукта, нужно поймать мяч, если овоща – уронить его».
ИГРУШКИ
№26. «Узнай игрушку»
Цель: уточнение и активизация словаря по теме.
Оборудование: любимые игрушки ребенка в мешке.
Ход. Взрослый рассказывает об игрушке, например: «Эта игрушка красного цвета синими полосками. Она круглой формы, хорошо прыгает. Можно играть и руками, и нога ми». Если ребенок правильно отгадал загадку, взрослый достает игрушку из мешка.
№27. «Чудесный мешочек» (вар 2)
Цель: закрепить словарь по теме, научить определять игрушки на ощупь.
Оборудование: игрушки в мешке.
Ход. Не заглядывая в мешочек, ребенок определяет игрушку на ощупь и называет ее. Если задание выполнено правильно, игрушку достают из мешочка.
№28. «Чего не стало?»
Цель: упражнять в образовании форм родительного надежа, развить зрительное внимание и память.
Оборудование: игрушки.
Ход. Взрослый выставляет на столе четыре игрушки. Ребенок называет их. Затем взрослый просит ребенка закрыть глаза, а сам в это время прячет одну из игрушек. Ребенок должен отгадать, какая игрушка исчезла. Игру рекомендуется повторять 3-4 раза.
№29. «Разрезные картинки»
Цель: научить составлять целое из двух частей.
Оборудование: разрезная картинка «Матрешка» (вертикальный разрез).
Ход. Ребенку предлагают сложить картинку. После выполнения задания малыш называет игрушку, которая получилась.
№30. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением флажка без палочки, шарика без ниточки.
Ход. Ребенок всматривается в нарисованную игрушку и находит ту часть, которой не хватало. Затем взрослый предлагает ребенку дорисовать недостающую часть.
ОДЕЖДА, ОБУВЬ, ГОЛОВНЫЕ УБОРЫ
№31.«Уложим куклу спать»
Цель: познакомить с предметами одежды, ее деталями, рисунком, цветом.
Оборудование: кукла с комплектом кукольной одежды, кукольная кроватка.
Ход. Взрослый предлагает ребенку уложить куклу спать. Ребенок раздевает куклу а взрослый комментирует его действия: «Сначала надо снять платье и повесить его на спинку стула. Чтобы снять платье, надо расстегнуть пуговицы» и т. д. По ходу игры взрослый должен активизировать речь ребенка, задавая наводящие вопросы: «Что надо расстегнуть на платье?» Если малыш затрудняется ответить, взрослый отвечает сам.
№32. «Кукла проснулась»
Цель: уточнить названия кукольной одежды, ее деталей, рисунка, цвета.
Оборудование: кукла на кроватке, комплект кукольной одежды.
Ход. Взрослый демонстрирует ребенку куклу, которая спит на кроватке. Затем он объясняет, что кукла проснулась, и ее нужно одеть. Ребенок одевает куклу, а взрослый сопровождает его действия речью: «Оденем кукле маечку, чистую белую маечку». Для активизации речи детей взрослый задает ребенку вопросы: «Что ты надеваешь кукле? Какого цвета маечка?»
№33. «Нарядим куклу»
Цель: активизировать словарь по теме.
Оборудование: картонная кукла, набор бумажной одежды.
Ход: Взрослый предлагаем ребенку одеть куклу для разных ситуаций (кататься па лыжах, на праздник, на пляж и т. д.). Ребенок одевает ее, например, на прогулку. Взрослый описывает одежду куклы; «Наденем кукле синее пальто. У пальто есть воротник, рукава, карманы. Застегивается оно на пуговицы». Активизируя речь ребенка, взрослый спрашивает: «Где у пальто рукава? Покажи. Что ты показал?».
№34. «Один – много»
(с предметами одежды) майка - майки платье - платья кофта кофты рубашка - рубашки
куртка - куртки и т. д .
№35. «Назови ласково» (с предметами одежды)
платье - платьице майка маечка носки - носочки сарафан - сарафанчик рубашка - рубашечка и т. д.
№36. «Кто во что одет?»
Цель: сравнить одежду мальчика и девочки, активизировать словарь по теме.
Оборудование: картинки с изображением мальчика и девочки. Ход: Взрослый сравнивает одежду детей: «У Насти - платье, и у Саши рубашка и брюки. У Папиного платья рукава короткие, а у Сашиной рубашки - длинные» и т.д. Ребенка взрослый активизирует вопросами: «Какая одежда у Насти? А у Саши? Какого цвета Настино платье?» Если ребенок затрудняется, взрослый сам отвечает на вопросы.
№37. «Чего не хватает?»
Цель: развитие у ребенка целостного восприятия предмета.
Оборудование: картинки с изображением брюк без одной брючины, платья без рукава, рубашки без пуговиц. Ход. См. игру из темы «Игрушки»
№38. «Репортер»
Ребёнку дают в руки игрушечный микрофон, и он отвечает на вопросы журналиста. В руках педагога тоже микрофон.
План вопросов:
• Что это? (Головной убор …).
• Из каких частей состоит?
• Какого цвета?
• В какое время года носят?
• Кто одевает? (мужчины, женщины, дети).
№39. «Магазин»
Ребёнок описывает вещь, которую хочет купить, не называя её. «Продавец» (педагог) отгадывает, о чём идет речь, и отдаёт «покупателю» картинку с изображением «покупки».
№40. «Кто во, что одет»
Один или двое детей выходят на подиум. Остальные описывают одежду, сравнивают какие-либо предметы одежды, имеющейся у того или другого ребёнка. Например: «На Вове надета зелёная рубашка с карманами, а у Ильдара – без».
№41. «Собери фотографию»
Для игры используются изображения кукол, разрезанные на три части (голова, туловище, ноги) – «фотографии».
Дети сидят по двое. На стол выдается 2 разрезанные «фото», части которых перепутались. Каждый собирает свою картинку так, чтобы головной убор, одежда соответствовали ситуации, в которой они используются. Это может быть сезонная, форменная, мужская, детская…
№42. «Остановки»
Взрослый перечисляет различные предметы туалета. Дети ходят вокруг него и останавливаются, когда услышат название зимней одежды (осенней и т.д.).
№43. «Ателье»
Выбирается приемщик, который принимает у детей заказы. Дети отбирают образцы – кусочки ткани и заказывает разные виды одежды. При этом они должны сказать, что приносят сшить (юбку, пальто и т.д.) из какой ткани, с какой отделкой.
№44. «Разложи по полочкам»
Для игры используется игрушечный магазин и кукольная одежда. Педагог рассказывает детям, что в магазине случилась беда – кто-то перемешал все вещи, которые там продавались. Одежда, обувь, шапки – все валяется на полу. Логопед просит детей помочь продавцу к открытию магазина разобрать вещи и разложить их по полочкам. Образец речи детей: «Я взял кофту. Кофта – это одежда. Я её положу на среднюю полку»; «Я взял туфли. Туфли – это обувь. Я их положу на нижнюю полку».
ПОСУДА
№45. «К кукле пришли гости»
Цель: познакомить с названием посуды, ее цветом, формой, назначением.
Оборудование: кукольная или настоящая посуда, стол (кукольный или настоящий), кукла, мишка и зайка.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что к кукле пришли гости (мишка и зайка), поэтому нужно накрыть стол к чаю. Малыш выполняет поручения взрослого: «Поставь хлебницу на середину стола. Рядом поставь мелкие тарелки и чашки с блюдцами и положи чайные ложки». Во время выполнения задания взрослый активизирует речь ребенка, задавая ему вопросы: «Какого цвета чашка? Что можно пить из чашки?» и т. д. Если малыш затрудняется ответить, взрослый сам отвечает на вопросы.
№46. «Угостим медведей чаем»
Цель: закрепить названия предметов посуды, познакомить с уменьшительно-ласкательной формой слов, ввести в пассивный словарь прилагательные большая, средняя, маленькая. Оборудование: три набора посуды разной величины, картинка из сказки «Три медведя».
Ход: Ребенок выбирает из набора посуды чашку, тарелку и ложку для медведя, медведицы и мишутки. Взрослый комментирует действия ребенка, употребляя прилагательные большая, средняя и самая маленькая. Мишуткину посуду необходимо называть ласково и побуждать к этому ребенка: чашка чашечка тарелка - тарелочка ложка ложечка.
№47. «Помоем посуду»
Цель: расширить словарь по теме, активизировать речь.
Оборудование: таз с водой, кукольная посуда.
Ход. Взрослый объясняет ребенку, что после завтрака нужно помыть посуду. Он начинает мыть посуду, рассказывая, что посуда была грязная, а теперь она чистая. Затем предлагает ребенку подключиться к игре. Ребенка необходимо побудить называть предметы посуды, действия (мыть, сушить).
№48. «Один – много»
Цель: научить образовывать существительные множественного числа
Оборудование: мяч.
Ход: Взрослый называет существительное в единственном числе бросает ребенку мяч. Ребенок называет существительное, но в множественном числе и возвращает мяч: чашка чашки ложка - ложки блюдце - блюдца тарелка тарелки чайник чайники хлебница – хлебницы.
№49. «Ложка и стакан»
Цель: сформировать понимание некоторых предлогов.