Файл: Практикум по психодиагностике Группа 21П176в Студент М. Д. Мешков москва 2023 Практическое задание по теме 1.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 22
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Автономная некоммерческая организация высшего образования «МОСКОВСКИЙ МЕЖДУНАРОДНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» |
Кафедра общегуманитарных наук и массовых коммуникаций Форма обучения: очно-заочная |
ВЫПОЛНЕНИЕ
ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ
ПО ДИСЦИПЛИНЕ
Практикум по психодиагностике
Группа 21П176в
Студент
М.Д. Мешков
МОСКВА 2023
Практическое задание по теме № 1
Задание 1.
Экспериментальный метод в психологическом исследовании. Раскройте понятие, нормативы и представьте классификацию экспериментального метода.
Экспериментальный метод исследования в психологии – это способ проведения исследования, при котором экспериментатор активно вмешивается в деятельность и функционирование объекта, подверженного испытанию, чтобы создать ситуацию и условия, при которых происходит выявление психологического фактора.
В процессе экспериментального исследования происходит целенаправленное изменение разнообразных факторов с целью закрепить их в исследуемом объекте или процессе.
Эксперименты в психологии проводятся в научных и практических целях. Они строятся по сходным нормативам (в той части, где задаются требования к сбору эмпирических данных и возможностям объяснения).
Можно выделить нормативы в регуляции чувственно-предметной деятельности экспериментатора (если относить эксперимент к эмпирическим методам) и нормативы в структуре реализованного метода (если понимать экспериментальный метод как определённую логику рассуждения).
Нормативы научного мышления – это надындивидуальные схемы, сложившиеся в науке правила сбора и использования эмпирических данных для содержательного вывода о предмете изучения. Включают всю используемую систему исследовательских методов.
Эти нормативы означают необходимость учета исследователем определенных правил содержательного вывода при организации экспериментального рассуждения и отражают культуру исследования.
Психологический эксперимент должен удовлетворять критериям научности.
Классификация.
Качественные эксперименты имеют поисковый характер и не дают возможности получить какие-то количественные соотношения. Они позволяют лишь выявить действие тех или иных факторов на изучаемое явление.
Количественный эксперимент. Позволяет не только фиксировать существование того или иного явления, но и устанавливать количественные взаимосвязи между факторами, определяющими протекание процесса, а также устанавливать математическую модель влияния этих факторов на то или иное явление.
Естественный эксперимент – проведение исследовательской работы в реальных условиях деятельности объекта испытания. Такой эксперимент проводится в разнообразных областях человеческой деятельности, позволяя понять и оценить психологические факторы совершения того или иного поступка, оценить их динамику и структуру;
Лабораторный эксперимент – проведение исследования в нереальных условиях существования объекта, а в максимально к ним приближенных искусственных. Итоги проведенного эксперимента в последствии применяются и оцениваются в реальном мире;
Формирующий эксперимент – проведение исследования на основе сочетания методов обучения, воспитания, тренировки, психологического анализа. Методиками реализации данного эксперимента являются разнообразные тренинги, ролевые и деловы игры, построение ситуационных моделей. Этот метод играет огромное значение в психологии, поскольку позволяет не просто получить какие-то данные, но и создает условия для личностного развития объектов экспериментальной деятельности.
Практическое задание по теме № 2
Задание 1.
Опишите основные методы психофизиологических исследований (регистрация импульсной активности нервных клеток, окулография, электромиография и др.)
Электромиография - это регистрация суммарных колебаний потенциалов. Возникающих как компонент процесса возбуждения в области нервно-мышечных соединений и мышечных волокнах при поступлении к ним импульсов от мотонейронов спинного или продолговатого мозга, в настоящее время применяются различные варианты подкожных (игольчатых) и над кожных (поверхностных) электродов. Последние в силу их атравматичности и лёгкого наложения имеют более широкое применение.
Окулография - метод регистрации и анализа движений глаз, основанный на измерении разности потенциалов роговицы и сетчатки глаза. Используемый в комплексе с регистрацией ЭЭГ, метод позволяет выделить в картине биоэлектрической активности мозга артефакты (искажения), вносимые движениями глаз.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) — метод не инвазивной регистрации и анализа суммарной биоэлектрической активности, отводимой как с поверхности черепа, так и из глубоких структур мозга. ЭЭГ-сигнал представляет собой изменяющуюся во времени разность потенциалов между находящимися на скальпе электродами. Важнейший вклад в этот процесс вносят градуально изменяющиеся постсинаптические потенциалы нейронов III–V слоев коры головного мозга. Мощные синхронные колебания, генерируемые в глубоких структурах мозга (таламус, ствол мозга), также могут оказывать существенное влияние на общую картину ЭЭГ-активности, регистрируемую с поверхностных электродов. Важным приемом, обеспечивающим комплексную оценку активности мозга, является многоканальность регистрации, т. е. одномоментная запись с многих пар электродов.
Регистрация импульсной активности нервных клеток
Изучение активности нервных клеток, или нейронов, остается базовым направлением в психофизиологии. Одним из показателей активности нейронов являются потенциалы действия - электрические импульсы длительностью несколько мс и амплитудой до нескольких мВ. Современные технические возможности позволяют регистрировать импульсную активность нейронов у животных в свободном поведении и сопоставлять эту активность с различными поведенческими показателями. В некоторых случаях в условиях нейрохирургических операций исследователям удается зарегистрировать импульсную активность нейронов у человека.
Регистрация активности нейронов осуществляется с помощью подводимых вплотную к ним специальных отводящих микроэлектродов. Диаметр их регистрирующей поверхности составляет 1 мкм. Усиленный сигнал поступает на монитор и записывается на магнитную ленту или в память ЭВМ.
Позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ) — метод исследования, в котором используются ультракороткоживущие позитронизлучающие изотопы — «красители», входящие в состав естественных метаболитов мозга, которые вводятся в организм внутривенно или через дыхательные пути. Накапливаясь в
активных участках мозга, они дают возможность построить «картину» мозга на основе данных о метаболической активности его структур. ПЭТ представляет возможность наблюдать мозг объемно, включая локальные взаимодействия нейронов и нейронных популяций при выполнении экспериментальных задач за счет регистрации пространственного распределения и концентрации радиактивно меченных веществ, участвующих в обменных процессах, синаптической передаче, нейрохимической рецепции. Временная разрешающая способность ПЭТ зависит от используемого изотопа и составляет порядок десятков минут.
Практическое задание по теме № 3
Задание 1.
Диагностика исследования избирательности внимания Г. Мюнстерберга.
Дата: 10.04.23
Время: 17:30
Испытуемый №1: 21 слово за 2 минуты.
Испытуемый №2: 18 слов за 2 минуты.
Обработка результатов:
У Испытуемого №1, хороший результат и внимательность, так как его работа связана с подобным видом деятельности, от которой требуется большое внимание.
У Испытуемого №2, внимательность немного хуже, так как он привык бывает порой не очень усидчив.
Практическое задание по теме № 4
Задание 3.
Стратегии мышления имеют отношение ко всем сторонам нашей жизни. Д. Брунер и К. Левин, изучив подходы испытуемых к решению задач, выделили три стратегии.
Случайный перебор. При такой стратегии случайным образом формулируется гипотеза либо осуществляется выбор, а затем оценивается их правомерность; так продолжается до тех пор, пока не будет найдено верное решение. Данная стратегия осуществляется по методу проб и ошибок, чаще ее используют дети и субъекты со слабо структурированным мышлением. Главный ее недостаток – поиск ведется несистематично и поэтому может оказаться неполным и привести либо к отказу от дальнейших попыток, либо к неприятным последствиям.
Рациональный перебор. Исследуют некое центральное, промежуточное или наименее рискованное предположение, а затем, изменяя каждый раз по одному элементу, «отсекают» неверные направления поиска. Пример: вас просят отгадать определенную букву алфавита
, можно задавать вопросы, на которые вы получите ответы «да» или «нет». Логично будет спросить, расположена ли загаданная буква между А и Н или между О и Я. При таких последовательных приближениях круг поиска постепенно сужается, пока не будет найден ответ. Так работает и «искусственный интеллект» компьютера. Такую стратегию взрослые люди часто применяют в жизни.
Систематический перебор. При такой стратегии мышления субъект охватывает всю совокупность возможных гипотез и систематически анализирует их одну за другой. Это самая строгая стратегия, но и самая долгая. Это единственная стратегия, позволяющая действительно наиболее адекватно разрабатывать планы долговременных или сложных действий. Чаще используется в науке.