Файл: Урока Тема Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых Тип урока изучение и первичное закрепление.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 40
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Технологическая карта урока ОБЖ
в 6 классе по теме:
«Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых»
Учитель ОБЖ
Морозов А.А.
Технологическая карта урока
Тема Оказание первой помощи при укусах змей и насекомых
Тип урока: изучение и первичное закрепление
Цель: создать условия для:
- формирования у учащихся знаний о оказании первой помощи при укусах змеями;
- обеспечение учащихся необходимой информацией для решения ситуационных задач и творческих упражнений и формирование собственных стратегий и технологий;
- выяснения учащимися часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья (кровососущие и жалящие).
- изучения методов защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых.
- получения информации об опасности, которую несут лесные клещи в местах их обитания.
- формирования умений формирование способности конструктивного взаимодействия с членами группы по достижению общей цели; развитие способностей для применения полученных знаний при решении проблемы урока;
- развития способности применять полученные знания на практике;
- воспитания мотивов, направленных на стимулирование интереса учащихся к вопросам урока, воспитание чувства сострадания, участия.
Оборудование: пинцет, вазелин, катушка с нитками, йод, спирт, средства защиты от насекомых: одеколон, мятные капли, плотный защитный костюм, москитная сетка для лица, крем от укусов комаров «Маскитол, средство от клещей «Акрозоль», мультимедийный проектор, компьютер, электронный ресурс (мультимедийные уроки по ОБЖ, 6 класс с сайта http://urokicd.ru/obzh).
Технологии: проблемного обучения, коллективные способы обучения, здоровьесбережения, информационно-коммуникационные, педагогики сотрудничества.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
- уметь оказывать первую помощь при укусах змей;
- формировать убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;
- знать часто встречающихся в природе насекомых, которые представляют определённую угрозу для здоровья;
- уметь защищать себя от нападения кровососущих и жалящих насекомых;
- уметь оказать первую помощь пострадавшим;
- уметь решать ситуационные задачи и творческие упражнения.
Личностные:
- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;
- освоить правила индивидуального и коллективного безопасного поведения в походе;
- сформировать коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками;
- оценивать собственный вклад в работу группы.
Метапредметные:
- ставить учебную задачу под руководством учителя;
- планировать свою деятельность под руководством учителя;
- работать в соответствии с поставленной задачей и планом;
- оценивать работу одноклассников.
№ | Этап урока | Содержание учебного материала Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формирование УУД | ||||
1 | Организационный этап | Здравствуйте! Я рад приветствовать всех вас в кабинете ОБЖ и предлагаю всем удобно сесть, закрыть глаза и вслушаться в музыку: вы чувствуете как уходит напряжение, ощущаете спокойствие. Не открывая глаз возьмите за руку своего товарища…Чувствуете поддержку и тепло? Эту поддержку вы будете ощущать в течение всего урока, и у вас все сегодня получится. Откройте глаза и начнем наш урок. | Учащиеся класса предварительно разделены на 3 группы. Приветствуют учителя. Воспринимают информацию, сообщаемую учителем, закрыв глаза и расслабившись. | Регулятивные: волевая саморегуляция. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества со сверстниками. Личностные: проявлять интерес к новому содержанию урока. | ||||
2 | Этап актуализации субъектного опыта учащихся | Ребята, послушайте рассказ, чтобы определить тему и поставить цели урока. В июне группа ребят отправилась в лес в турпоход. Основная цель похода состояла в составлении гербария на тему «Флора леса». При прохождении по намеченному маршруту ребята слушали пение птиц, изучали растения и животных своего края, увидев гнездо синицы, наблюдали, как заботливые родители кормят своих птенцов. На одном из деревьев Саша обнаружила рой пчёл. Их было очень много. Часть из них жужжали и кружили вокруг неё. Испугавшись, Саша начала кричать, махать и прогонять пчёл руками. Две пчелы всё же ужалили Сашу. На помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Ближе к полудню ребят всё больше одолевала усталость, и они организовали привал. А тут опять неприятность – Коля обнаружил у себя на ноге присосавшегося клеща. Игорь Борисович сказал, что Коля зря отправился в поход в шортах и тоже оказал ему первую помощь? Через день, когда ребята проходили через густой залесок, с ними произошла еще одна очень неприятная история: во время пешего хода, один из ребят громко закричал и упал на колени. Когда все подбежали, он жаловался на сильную боль в ноге. Иван Сергеевич закатил штанину, и все увидели две красные точки, похожие на укусы, вокруг которых кожа опухла и покраснела. - Что произошло с мальчиком? -Как вы думаете, кто укусил мальчика? - А вы знаете, что необходимо предпринять в случае укуса змеи? Что мы на уроке будем изучать? Какие цели мы поставим перед собой на сегодняшнем уроке? Тема урока есть, цели мы определили, а еще нам с вами необходимо поставить проблемный вопрос, ответ на который и будет результатом нашего эффективного занятия, итогом нашего урока. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на поставленные вопросы учителя. - Его кто-то укусил? - Змея. - (пытаются дать ответы) - Формулируют тему и цели урока. Записывают тему урока в тетрадь. - Выявить правила поведения со змеями, определить способы оказания ПМП . | Познавательные: выделять существенные характеристики объектов, уметь строить высказывание, формулировать проблему. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками. Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий. | ||||
3 | Этап изучения новых знаний и способов деятельности Физкультминутка | Учитель: Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Данные правила нам необходимо выработать на уроке. В путь мы отправляемся на нашем корабле (Демонстрация модели корабля). Посмотрите на него внимательно – он не пригоден для путешествия. Почему? - Паруса мы можем натянуть, а в плавание отправляться нельзя. На борту нашего корабля 21 пассажир. А без чего не может обойтись ни одно судно? Конечно, без спасательного круга! Вот такой круг мы и попытаемся сделать. - Я вам даю вот такой спасательный круг, но он не подойдет. Он пустой и не может помочь ни одному человеку. Наши спасательные круги должны содержать всю информацию, которая необходима неподготовленному человеку. Ваш круг разбит на два сектора: каждый сектор состоит из заголовка и свободного поля. В свободном поле необходимо записать правила поведения и запрещающие действия, а также правила оказания ПМП для каждого вопроса. Для того чтобы заполнить данный пустой сектор, я предлагаю вам посмотреть видеофрагмент. Будьте внимательны и по ходу прослушивания заполняйте. - Попросим вторую группу ответить нам, что они записали в сектор своего круга. Может быть, кто-то захочет добавить? Какой мы с вами можем сделать вывод? - Проверяем правильность заполнения таблицы! Исходя из случая, описанного мной в начале урока, можно понять, что незнание правил поведения может стоить жизни попавших в аварийную ситуацию. Хорошо, что на помощь пришёл Игорь Борисович со своей аптечкой. Саше он пинцетом вытащил жало пчелы, ужаленное место смочил спиртом, дал обильное питьё. А у Коли на ноге обмазал место впившегося клеща вазелином и оставил на пол - часа, а затем, осторожно, взял клеща пинцетом и, покачивая из стороны в сторону, вытащил его. Обработал место укуса йодом и тщательно вымыл руки (демонстрация сказанного частично). Нам на сегодняшнем уроке нужно также выяснить методы защиты от нападения кровососущих и жалящих насекомых. В виртуальный поход мы отправляемся, разделившись на три группы. Каждой группе предлагает подготовить проект «Укусы насекомых и защита от них». Его основная идея состоит в том, чтобы исследовать кровососущих и жалящих насекомых и выработать методы защиты от них. Предлагает учащимся обратиться к материалу учебнику 141-146 «Укусы насекомых и защита от них», сети Интернет, проанализировать материалы учебника и интернета, разработать алгоритм своих действий и заполнить таблицу в тетради для оформления результатов (Приложение 2). Результаты проектной деятельности оформить в виде плаката. Насекомые Меры по обеспечению личной защищённости
Предлагает учащимся защитить проект. Проверяет правильность заполнения таблицы. Оценивает работу групп: - способность самостоятельно приобретать знания; - умение раскрыть содержание; - способность планировать свою деятельность и управлять ею; - умение ясно оформить и изложить результаты, ответить на вопросы Сейчас я предлагаю вам игру: «Правда-ложь» Если мое утверждение верно – вы встаете, если нет – остаетесь сидеть. 1. Бывалые охотники считают, что зверь чувствует, когда человек боится его. 2. При встрече с медведем или тигром можно повернуться к зверю спиной. 3. Большинство диких животных избегают встречи с человеком. 4. Встреча с копытными в брачный период не опасна. 5. Звери чуют человека до того, как он сможет их увидеть, и почти всегда стараются уйти с его дороги. 6. Большинство животных не опасны во время охоты, когда они ранены, когда защищают своих детёнышей. 7. Медведь сам нападает на человека. 8. Лоси, кабаны, олени, косули — более осторожны, чем хищники. Вот мы и подошли ко второму сектору спасательного круга? Этот сектор называется «Укусы змей» (задание 3 (приложение 1)). - Ребята, а какие виды змей вы знаете? - Какие змеи обитают в России? -Приступаем к выполнению задания. Найти ответы на все вопросы данного сектора вам поможет материал учебника на странице 120. - Озвучит свой ответ на этот вопрос нам третья группа. Все согласны? Может кто-то желает добавить? Проверьте правильность выполнения задания. | Воспринимают информацию, сообщаемую учителем. Отвечают на вопросы. - Нет парусов! Слушают правила выполнения работы. Самостоятельная работа в группах Работа с текстом, заполнение схемы. - Просмотр видеофрагмента. - Самостоятельная работа в группах Проверка заполнения. Слушают учителя. Обсуждают и уточняют идею исследования. Распределяют работу между членами группы (работа естественным образом де¬лится на пятерых или шестерых). Например, один учащийся читает и анализирует текст учебника, второй – ищет и анализирует информацию в сети Интернет, третий и четвёртый – фиксируют на черновике нужную информацию, которую диктуют работающие с текстом и Интернетом. Пятый - оформляет таблицу на плакате. - Обсуждают оформление результатов исследования. - Вносят в таблицу информацию - результат проектной деятельности. - Распределяют роли между участниками группы при защите проекта. Проводят защиту проекта. В процессе беседы анализируют работу групп. Проверка и самооценивание. - Самостоятельная работа в группах. - Выступление группы, проверка правильности выполнения. | Познавательные: извлечение необходимой информации. Коммуникативные: работа в группах, управление поведением партнера; Личностные: формировать умение способности к саморазвитию. Регулятивные: способствовать формированию умения слушать собеседника, управлять своей деятельностью, самостоятельно исправлять ошибки. Личностные: формировать здоровьесберегающие мотивы. | ||||
4 | Этап первичной проверки понимания изученного | Работа в парах. Нужно продолжить предложения по очереди. Один учащийся читает текст, с предложенной учителем карточки, а другой внимательно слушает и дополняет не законченное предложение. «Ответы-продолжения» открываются учителем (записаны на обратной стороне доски). 1. Пострадавшему от укуса змеи необходим…так как… 2. Рану после укуса нужно… | Активно работают в паре. Читают по очереди, внимательно слушают и дополняют: 1. (опасны). 2. … (покой), … (это препятствует распространению яда с кровью по всему организму). 3. … (промыть проточной водой с мылом, наложить стерильную повязку, обратиться в лечебное учреждение). | Регулятивные: контроль, коррекция, способность слушать собеседника, управлять своей деятельностью. Коммуникативные: сотрудничество со сверстниками. Познавательные: анализировать предложения и уметь применять знания на практике. Личностные: способствовать развитию умений мыслить и делать правильный выбор. | ||||
5 | Этап закрепления изученного | Для закрепления знаний на практике я предлагаю вам выполнить тест. Выберите один правильный ответ: 1. Какие правила безопасности следует выполнять при движении по тем местам, где водятся ядовитые змеи? А) ходить босиком по густой траве; Б) избегать густозаросщих территорий, ходить в высокой плотной и закрытой обуви. 2. Какова медицинская помощь при укусах змей? А) промыть рану проточной водой с мылом (15 мин); Б) наложить стерильную повязку; В) обратиться в лечебное учреждение; Г) всё перечисленное выше. 3. Что нельзя делать при отсасывании яда из раны при укусе змеи? А) нельзя отсасывать яд, если во рту есть раны; Б) нельзя глотать слюну; В) нельзя отсасывать яд, если во рту есть кариесные зубы. Г) всё перечисленное выше. Работаем индивидуально с последующей взаимопроверкой. - Обменяйтесь с товарищем тетрадями, проверьте и оцените его решение. | Обучающиеся самостоятельно выполняют тест, проверяют в парах, сравнивая с образцом. Критерии оценивания для взаимопроверки: 3 правильных ответа – «5» 2 правильных ответа – «4» 1 правильный ответ – «3» | Регулятивные: контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что подлежит усвоению. Познавательные: уметь применять знания для решения познавательных задач. Личностные: способствовать формированию умения управлять своей деятельностью, самостоятельно исправлять ошибки. | ||||
6 | Этап обобщения и систематизации | Ребята, я предлагаю вам ответить на вопросы рубрики «Проверьте себя» на странице учебника 146-147. | Отвечают на вопросы рубрики «Проверьте себя» на странице учебника 146-147. | Регулятивные: контроль, коррекция, осознание качества и уровня усвоения Личностные: формирование умений самостоятельно принимать обоснованные решения. Познавательные: уметь строить высказывание. | ||||
7 | Этап информации о домашнем задании | Домашнее задание: параграф 23 стр. 146-147 – ответить на вопросы, дополнительное задание по выбору: составить кроссворд или приготовить реферат о спасении людей после укусов змей. | Записывают домашнее задание. | Личностные: самостоятельно принимать обоснованные решения | ||||
8 | Этап подведения итогов учебного занятия | Ну, вот ребята, наш урок подошел к концу. Ваша работа была активной и результативной. Поднимите результат вашей работы. Конечно, это спасательный круг. Вы можете его кинуть любому, и оказать тем самым помощь. Давайте присоединим наши спасательные круги к нашему кораблю и поднимем паруса. Я думаю, что теперь мы можем двинуться в путь к новым знаниям. Даёт качественную оценку работы класса и отдельных учащихся. | Оснащение корабля спасательными средствами. | Коммуникативные: сотрудничество с учителем и сверстниками. | ||||
9 | Этап рефлексии | 1. Ребята, что нового узнали сегодня на уроке? Чему научились? Какова была проблема нашего урока? Можем ли теперь мы ее решить? Прошу – ваши выводы? | Делают вывод, что надо знать и выполнять правила поведения, правила безопасности, способы оказания ПМП при укусах. | Личностные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли. |
Приложение 1
Задание 1.
-
Какие правила безопасности следует выполнять при движении по тем местам, где водятся ядовитые змеи? (избегать густозаросщих территорий, ходить в высокой плотной и закрытой обуви) -
Медицинская помощь при укусе змей? (лежачее положение, обеспечение неподвижности, удаление капель яда с раны, высасывание яда, обработка места укуса спиртом йодом, обильное питье. -
Два важных правила при отсасывании яда из раны? (нельзя глотать слюну, необходимо сплевывать; нельзя высасывать яд, если имеются раны во рту, на губах и кариесные зубы).
Приложение 2
Насекомые | Меры по обеспечению личной защищённости |
Комары | Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами |
Мошки | Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами, москитная сетка для лица |
Слепни | Плотная одежда |
Пчёлы | Не подходить близко к местам их обитания, не трогать цветки с пчёлами, не махать руками, когда пчела пролетает мимо, использовать одеколон с мятными каплями. |
Осы | Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не разорять гнёзда ос, не махать руками, когда оса пролетает мимо. |
Шмели | Не трогать подземные гнёзда шмелей, не махать руками. |
Шершни | Не оставлять сладкие продукты открытыми рядом с собой, не махать руками, когда шершень пролетает мимо. |
Клещи | Плотная одежда, пользование отпугивающими средствами. |
Список литературы:
«Основы безопасности жизнедеятельности» для 5-11 классов общеобразовательных учреждений, авторы А.Т. Смирнов, Б.О.Хренников, М.В. Маслов //Программы общеобразовательных учреждений. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 классы /под общей редакцией А.Т. Смирнова. - М.: Просвещение, 2011).