Файл: Контрольная работа по дисциплине Права человека в международном праве вопросы практики.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 54
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Казанский филиал
ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ ПРАВОСУДИЯ»
ФАКУЛЬТЕТ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ ДЛЯ СУДЕБНОЙ СИСТЕМЫ
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине «Права человека в международном праве: вопросы практики»
1 Вариант
Выполнил:
Обучающийся 3 курса гр. 323
заочной формы обучения
Мильгунова Дарина
Денисовна
Казань 2023
-
Общая характеристика международно-правовой системы защиты прав человека в рамках региональных международных организаций.
Международное право имеет приоритетное значение в деле защиты прав современного человека. Как правовая система международное право прямо не зависит от воли отдельно взятого государства; международное право способно стоять над государством, выполняя функцию эффективного гаранта прав человека. Значимость международного права в этой области отражена и в Конституции Российской Федерации, согласно которой в России «...признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией» (ст. 17 Конституции РФ). При этом «каждый вправе в соответствии с международными договорами Российской Федерации обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты» (ст. 46 Конституции РФ). М е ж д у н а р о д н о е п р а в о можно определить как систему международно-правовых норм, выраженных преимущественно в международном договоре и международном обычае и регулирующих международные и некоторые внутригосударственные отношения. Согласно информации, расположенной на официальном сайте крупнейшего межгосударственного объединения – Организации Объединенных Наций, международное право устанавливает юридическую ответственность государств в их взаимном поведении и в их обращении с индивидами в пределах национальных границ. В сферу международного права входит широкий перечень вопросов международной важности, среди которых – права человека, разоружение, международные преступления, беженцы, проблемы гражданства, обращение с заключенными, применение силы, ведение войны. Международное право также регулирует такие глобальные вопросы, как защита окружающей среды и обеспечение устойчивого развития,
использование международных вод, открытого космоса, глобальные коммуникации и мировая торговля11 . Именно в рамках международного права устанавливаются универсальные стандарты прав и свобод человека и гражданина. М е ж д у н а р о д н ы е с т а н д а р т ы п р а в и с в о б о д ч е л о в е к а – нормативный минимум, определяющий уровень государственной регламентации с допустимыми отступлениями в том или ином государстве в форме его (уровня) повышения или конкретизации12 . Исходя из приведенного определения международных правозащитных стандартов можно обозначить следующие их характеристики. 1. Это нормативный минимум регламентации прав и свобод человека. Международные стандарты ориентированы на установление минимально необходимого уровня защиты правового статуса личности. Данная их особенность предопределяет возможность служить в качества мерила для любого государства вне зависимости от социально-политических, экономических и культурных условий. Международные стандарты прав человека нормативны в том смысле, что отражены в универсальных и региональных международных договорах общего и специального характера, а также формализованы на уровне международных обычаев. 2. Международные стандарты определяют уровень государственной регламентации прав и свобод человека. В первую очередь такие стандарты обращены к государствам, которые принимают на себя обязательства обеспечить имплементацию и внутри государственную реализацию закрепленных в международном праве правозащитных стандартов. Национальное право, первоначально ориентированное на регулирование внутригосударственных отношений с участием физических и юридических лиц, служит главным механизмом обеспечения и гарантирования прав и свобод человека и гражданина. 3. Международные стандарты служат ориентиром для государства, допуская отклонения в их внутригосударственной имплементации. Такие отступления могут быть направлены в сторону конкретизации международных стандартов, сформулированных предельно обще и абстрактно в универсальных и региональных международных соглашениях или же на уровне международного обычая. Детализируя правозащитные минимумы, государство создает внутренний механизм их реализации и защиты. В этом смысле международные стандарты определяют смысл законотворческой деятельности. Например, в связи с разрешением вопроса о конституционности некоторых норм Гражданского процессуального кодекса РФ Конституционный суд РФ отметил: «Гарантируя каждому право на судебную защиту его прав и свобод и на судебное обжалование решений органов государственной власти, в том числе судебной, Конституция Российской Федерации непосредственно не закрепляет порядок судебной проверки решений судов по жалобам заинтересованных лиц, такой порядок определяется федеральным законом на основе Конституции Российской Федерации. Достаточно широки полномочия федерального законодателя, по усмотрению которого определяются пределы при установлении системы судебных инстанций, последовательности и процедуры обжалования, оснований для отмены или изменения судебных постановлений вышестоящими судами, полномочий судов вышестоящих инстанций. Во всяком случае, федеральный законодатель должен осуществлять соответствующее регулирование
исходя из конституционных целей и ценностей, общепризнанных принципов и норм международного права и международных обязательств Российской Федерации и обеспечивать процессуальные гарантии лицам, участвующим в деле».
Региональные системы международных стандартов прав человека. Региональные системы развиваются в русле универсальных правозащитных механизмов, существенно обогащая систему гарантий прав человека. Среди наиболее авторитетных и успешных региональных систем – два европейских правозащитных механизма. Первый функционирует в рамках Совета Европы (задействована Россия), второй – в системе Европейского cоюза. Правозащитная система Совета Европы основывается на деятельности Европейского суда по правам человека (институциональный элемент), обеспечивающего соблюдение Конвенции о защите прав человека и основных свобод (Европейской конвенции по правам человека – ЕКПЧ) от 4 ноября 1950 г. (нормативный элемент). В дальнейшем к Конвенции было принято 14 протоколов, вносящих изменения в работу самой системы и дополняющих положения Европейского комитета по правам человека. Широкая и разнообразная практика Европейского суда существенно развила первоначально ограниченные абстрактные формулировки ЕКПЧ. В общем каталоге прав и свобод Европейской конвенции права человека в системе 14 протоколов к ней выглядит следующим образом:
– право на жизнь (ст. 2);
– запрещение пыток (ст. 3);
– запрещение рабства и принудительного труда (ст. 4);
– право на свободу и личную неприкосновенность (ст. 5);
– право на справедливое судебное разбирательство (ст. 6);
– наказание исключительно на основании закона (ст. 7);
– право на уважение частной и семейной жизни (ст. 8);
– свобода мысли, совести и религии (ст. 9); – свобода выражения мнения (ст. 10); – свобода собраний и объединений (ст. 11);
– право на вступление в брак (ст. 12); – право на эффективное средство правовой защиты (ст. 13); – запрещение дискриминации (ст. 14);
– право на мирное пользование своим имуществом (Протокол № 1);
– право на образование (Протокол № 1);
– право на свободные выборы (Протокол № 1);
– запрещение лишения свободы за долги (Протокол № 4);
– свобода передвижения (Протокол № 4);
– запрещение высылки граждан (Протокол № 4);
– запрещение коллективной высылки иностранцев (Протокол № 4);
– отмена смертной казни (ограничена мирным временем) (Протокол № 6);
– процедурные гарантии в случае высылки иностранцев (Протокол № 7); 39
– право на обжалование приговоров по уголовным делам во второй инстанции (Протокол № 7);
– компенсация в случае судебной ошибки (Протокол № 7);
– право не быть судимым или наказанным дважды (Протокол № 7);
– равноправие супругов (Протокол № 7);
– общее запрещение дискриминации (Протокол № 12);
– отмена смертной казни (Протокол № 13).
Кроме систем Совета Европы и Европейского союза функционируют и активно развиваются Межамериканская и Африканская правозащитные региональные системы.
Международные механизмы защиты прав человека. По географическому критерию их можно разделить на универсальные и региональные. Первые распространяют свое действие на широкий круг государств из разных регионов, в то время как вторые ограничены территориально государствами одного региона (например, Европы, Азии, Северной и Южной Америки, Африки). Разветвленный универсальный механизм защиты прав человека создан в рамках Организации Объединенных Наций. Наиболее представительным и эффективным элементом этой системы являются так называемые конвенционные комитеты по правам человека, учрежденные на основе специальных международных договоров. Такие комитеты:
– состоят из экспертов от государств и выступают в личном качестве; – формируются на основании отдельной отраслевой конвенции;
– принимают акты рекомендательного характера (мнение, решение, заключение). Комитеты по правам человека осуществляют следующие процедуры:
– рассматривают представляемые государствами периодические и специальные доклады о соблюдении прав человека в той или иной области (замечания);
– рассматривают сообщения одного государства о нарушении прав человека другим государством;
– рассматривают индивидуальные жалобы о нарушении прав человека; – проводят расследования по собственной инициативе;
– осуществляют превентивные посещения. В настоящее время функционируют 9 таких комитетов и 1 специальный подкомитет: Комитет против расовой дискриминации (учрежден в 1965 г.), Комитет по правам человека (1966 г.), Комитет против дискриминации в отношении женщин (1979 г.), Комитет по против пыток (1984 г.), Комитет по экономическим, социальным 41 и культурным правам (1985 г.), Комитет по правам ребенка (1989 г.), Комитет по правам трудящихся-мигрантов и членов их семей (1990 г.), Комитет по правам инвалидов (2006 г.), Комитет против насильственных исчезновений (2006 г.) и Подкомитет по предупреждению пыток (2007 г.). Кроме указанных структур в системе Организации Объединенных Наций функционируют иные правозащитные механизмы, среди которых: Верховный комиссар ООН по правам человека (пост учрежден в 1993 г.), Верховный комиссар по делам беженцев (1951 г.), Совет по правам человека (2006 г.). В рамках Совета по правам человека (в него входят 47 государств) существуют специальные правозащитные процедуры:
– Универсальный периодический обзор (оценка ситуаций в области прав человека в каждом государстве);
– Консультативный комитет (представляет экспертные заключения и проводит консультации по тематическим вопросам в области соблюдения прав человека);
– Процедура подачи и рассмотрения жалоб (позволяет частным лицам и организациям довести до сведения Совета по правам человека информацию о нарушениях прав человека). Также в структуре Совета по правам человека функционируют независимые эксперты в области прав человека, уполномоченные информировать и консультировать по конкретным вопросам в области прав человека или по ситуациям с правами человека в определенной стране. В качестве своих функций такие эксперты:
– осуществляют страновые визиты;
– реагируют на индивидуальные случаи нарушений прав человека и проблемы более широкого и структурного характера;
– проводят тематические исследования и экспертные консультации; – способствуют разработке международных стандартов прав человека;
– участвуют в информационно-просветительской деятельности;
– предоставляют консультации по вопросам технического сотрудничества. 42 К региональным механизмам защиты прав человека можно отнести механизмы Совета Европы, Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе, Африканского союза и Организации американских государств, Европейского союза. Одним из наиболее известных судов по защите прав человека является Европейский суд по правам человека, учрежденный в рамках Совета Европы в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод 1950 г. В этот суд вправе обратиться любое лицо, считающее, что его права, гарантированные указанной конвенцией, нарушены государством, признавшим юрисдикцию суда, среди таких государств – Россия. В числе подобных судов – Африканский суд по правам человека и народов и Межамериканский суд по правам человека.
-
Международно-правовые стандарты права на участие в управлении делами государства
Права человека иллюзорны без надлежащих средств их защиты. В большинстве случаев такие средства предоставляются государством и реализуются индивидом по собственному почину. В некоторых ситуациях предусмотренные национальным правом приемы и способы правозащиты реализуемы исключительно в рамках функционирования публичных институтов. Вне зависимости от характера тех или иных механизмов защиты прав человека их задача – обеспечение надлежащего осуществления нормативно гарантированных прав и устранение негативных последствий в случае нарушения последних. В первую очередь необходимо определиться с терминологическим аппаратом рассматриваемого вопроса: с категориями «право» и «человек». Право в объективном смысле представляет собой систему юридических норм, регулирующих правоотношения. В известной степени законодательство является одной из форм существования права. Можно говорить о российском праве, о российском законодательстве, выраженном помимо прочего в системе иерархически выстроенных нормативно-правовых актов. Право в