Файл: Занятие 3 Задание Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 25

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.



Дисциплина: Русский язык и культура речи

Практическое занятие 3

Задание 1. Расставьте ударения в словах. В затруднительных случаях обращайтесь к словарям.

 а) вЕрование, вЕчеря, визавИ, гЕне­зис, докумЕнт, добЫча, договОр, досУг, духовнИк, жалюзИ, жерлО, завсегдАтай, зАговор закАзник, знАмение изЫск, каталОг, квартАл, кулинАрИя ломОта, крАшение, маркЕтинг , немотА, обеспечЕние озвУчение, столЯр, украИнец, при­дАное, отсвЕт ,процЕнт, псевдонИм, пулОвер, тамОжня, танцОвщик, упрОчение, факсИмиле, флюорогрАфия, щавЕль;

б) валовОй, грошОвый, избалОванный, красИвее, кУхонный, килогрАммОвый оптОвый, перехОдный, пОгнутый, прИмкнутый, слИвовый, преми­рОванный;

в) вчистУю, завИдно, задОлго , Издавна, издалекА, Издали, издрЕвле, исконИ, искОнно;

г) баловАть (бАловать), избаловАть, бередИть, взбодрИть, закУпорить, звонИть, кАшлянуть, копИровать, начАть, обезУметь, облегчИть, плЕсневеть, под­бодрИть, принУдить, принЯть, присовокупИть, премировАть, пломбировАть, рассердИться, убыстрИть, увЕдомить, чЕрпать.

Задание 2. Придумайте словосочетания с каждым из данных слов.

 языковая – языковая, характерный – характерный, морщить – морщить,
языковАя работа - языкОвая нарезка
характЕрная собака – харАктерный вид
мОрщить лоб – сапоги морщИт

 

Задание 3. Вставьте пропущенные буквы. Подберите родственные слова, в которых гласный звук находится в ударной позиции.

 Образец: линейка (линия)

 Выбросил (бросить), уплотнить сроки (плотный),выделил (делит),уплатить деньги (оплата),отставал (отстать),затаить обиду (тайна),поливал (лить),единица (один),линейка (линия),облениться (лень),поспевал (спелый)уличённый во лжи (улика),обличенный властью (обезличенный),смятение в умах (это словарное слово),сидеть на стуле (сидя),седеть от горя (сед),скрипеть (скрип),раскалённая решётка (накал),кричать (крик),захлебнуться (взахлёб),промелькнуть (мельком),соблазниться (соблазн),ослепительный (слепнуть),липучий (липкий),неизгладимый (гладить),возить (возит),огласиться (гласный),очарование (чары),предвещало (весть),умолять о пощаде (молиться),он умаляет его заслуги (малый),


 

Задание 4. Определите, какие из следующих слов являются паронимами, запишите парами.

 Образец: адресат — адресант.

 Удачливый-удачный, одеть-надеть, подозревать-подразумевать, опровергать-отвергать, представить-предоставить, удивленно-удивительно, недоумение-недоразумение, идеальный-идеалистический, придворный-дворовый, крепостной-крепостник.

Задание 5. Образуйте формы слов.

 5.1 Образуйте форму родительного падежа единственного числа следующих существительных. Поставьте ударение.

 Образец: массаж — массажа.

Арбитраж-арбитража, бандаж-бандажа, брелок-брелока, бюллетень-бюллетени, инструктаж-инструктажа, лю­бовь-любви, герб-герба, гусь-гуся, гуляш-гуляша, грош-гроша, выбор-выбора, кольцо-кольца, порт-порта, торт-торта.

5.2 Образуйте форму сравнительной степени следующих при­лагательных. Поставьте ударение.

 Образец: верный — вернее.

 Длинный-длиннее, красивый-красивее, удобный-удобнее, веселый-веселее, сладкий-слаще, твердый-твёрже.

 5.3 Образуйте от инфинитивов следующих глаголов формы 1гго, 2-го и 3-го лица единственного числа. Поставьте ударение.

 Образец: вертеть — верчу, вертишь, вертит.

Влечь – влеку, влечешь, влечет
Дремать – дремлю, дремлешь, дремлет
Звонить – звоню, звонишь, звонит
Изменить – изменю, изменишь, изменит
Катить – качу, катишь, катит
Колебать – колеблю, колеблешь, колеблет
Положить – положу, положишь, положит
Баловаться – балуюсь, балуешься, балуется
 Задание 6. Сделайте стилистическую правку предложений:

 1. Теннисист понял то, что тактику поединка нужно ме­нять. 2. В продаже есть украшение стоимостью 30,0 миллионов рублей. 3. Мы просто не знаем достоверно о воздействии некоторых загрязняющих веществ. 4. Конструкторы установили сверхмощный двигатель. 7. Все это доказывает то, что эти обвинения необосно­ванны.  8. В результате аварии гонщик получил перелом пра­вой и сильный ушиб левой ноги. 9. Запретить курение студен­тов, а также преподавателей и сотрудников в здании института. 10. Пересдача задолженности по результатам летней сессии с 8 сентября по 8 октября (объявление).

Задание 7. Перепишите, расставляя знаки препинания. Подчеркните однородные определения.

1. Вдруг две большие белые лохматые собаки со злобным лаем бросились на меня. (Т.) 2. Она протянула мне свою нежную бледную руку. (Т.) 3. Стал накрапывать редкий мелкий

дождь. (Ч.) 4. Фёдору подвели вороного шустрого жеребца. (Фурм.) 5. В гостиной стояло пузатое ореховое бюро. (Г.) 6. Bсё спало крепким неподвижным здоровым сном. (Г.) 7. По мшистым топким  берегам чернели избы здесь и там (П.) 8. Как-то давно случилось мне плыть по угрюмой сибирской   реке. (Кор.)   9. Пашня  заросла   сильными живучими  неприхотливыми  сорняками. (//А)   10. Громкий   хохот   оглашал   снежные   окрестные   поля. (Акс.) 11. Солнце скрылось за передовым низким разорванным облаком, (Л. Т.) 12. Мальчик очутился в горячих душистых нежных объятиях тёти. (Кат.) 13. Вот уездный городок с деревянными кривыми домишками бесконечными заборами купеческими необитаемыми каменными строениями. 14. Вид огромного весь небосклон обнимающего бора напоминает вид моря. (Т.) 15. Темны июльские беспредельные степные ночи. (Сер.)

Задание 8. Перепишите, расставляя недостающие знаки препинания.

 

1. Дети - народ   любопытный    и    наблюдательный. (Кат.)  2. Наше знанье - сила и оружие. (М.) 3. Наше оружие - наши песни. Наше золото - звенящие голоса. (М,) 4. Въезжая улица - это два ряда одноэтажных лачужек. (М. Г.) 5. Семь уничтоженных и три захваченные фашистские бронемашины. Таков результат проведённого пар­тизанами боя. (Сурк.) 6. У Акима было четверо детей, у Петра - нико­го. (Л. Т.) 7. Старшего мальчика звали Петя, а младшего Павлик. (Кат.) 8. Голова у Ивана Ивановича похожа на редьку хвостом вниз; голова у Ивана Никифоровича - на редьку хвостом вверх. (Г.) 9. Каких бричек и повозок там не было! Одна -зад широкий, а перёд узенький; дру­гая - зад узенький, а перёд широкий. (Г.) 10. Мясо у этого искусника повара отзывалось рыбой, рыба – грибами, ма­кароны -порохом. (Т.)  11. Илюша к воротам, но из окна послы­шался голос матери. (Гонч.) 12. Вы, сударь, камень, сударь - лёд. (Гр.) 13. Нам не очень было ловко, но охотники народ неразборчивый. (Т.) 14. Калиныч стоял ближе к природе. Хорь же к людям, к обществу. (Т.) 15. Пусторослеву за верную службу чижовскую усадьбу, а Чижова в Сибирь навечно. (А. Т.)

 Задание 9. Прочитайте тексты, письменно определите принадлежность к стилю.

 9.1. Аллергия — это изменённая реактивность организма, которая проявляется в нарушении обычного течения общих или местных реакций чаще при повторном поступлении в организм веществ, называемых аллергенами. (научный стиль)


9.2. Ввиду отсутствия на складе требуемой аппаратуры дирекция в настоящее время не имеет возможности удовлетворить заявку вашего предприятия. (официально-деловой стиль)

9.3. В навигацию день год кормит. Время, когда караваны судов могут доставить северянам всё необходимое для жизни коротко. Между тем в этом году навигация под угрозой провала. (публицистический стиль)

9.4.      — А сколько ей лет-то?

            — Девятнадцать.

            — Вот щас в феврале будет девятнадцать.

            — А-а. А я ей говорю, ты смотри там осторожно, потому что…знаешь, разные люди бывают.

            — А она смеётся в трубку и мне токо всё «да- да- нет» (разговорный стиль)

9.5. Хорош лес ранней и поздней весною, когда начинает пробуждаться в нём сокрытая от глаз и ушей бурная жизнь. Тает зимний снег. Над головой видны осыпанные надувшимися смолистыми почками тонкие ветки берёз. (художественный стиль)

9.6. Мы приходим в мир для того, чтобы постигнуть красоту, утвердить, создать её. Красота — это радость нашей жизни. Остановись и ты в изумлении перед красотой и в твоём сердце расцветёт благородство. (художественный стиль)

9.7. Прошу предоставить мне отпуск на три дня без сохранения содержания. (научный стиль)

9.8. Любое изменение в облучаемом объекте, вызванное ионизирующим излучением, называется радиационно-индуцированным эффектом. (официально-деловой стиль)

 

Задание 10. Замените выражения книжного стиля нейтральными вариантами.

 10.1. Футболисты французской команды уверенно держали оборону. Французские футболисты не сдавались и крепко держали оборону.

10.2. Российские хоккеисты в очередной раз потерпели поражение от финнов. Российские хоккеисты опять проиграли.

10.3. В финальной игре корейская команда взяла верх. В финале корейская команда победила.

10.4. В Чемпионате мира по футболу пальма первенства досталась команде из Германии. Германские футболисты взяли пальму первенства в Чемпионате мира.

10.5. Этот профессор читает лекции по современному изобразительному искусству. Этот профессор читает лекции по современной живописи.

10.6. Мастерство зодчих Древней Руси вызывает восхищение у туристов из разных стран. Туристы восхищаются мастерством зодчих Древней Руси.


10.7. Я давно не был в Музее изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Давно я не был в музее А.С. Пушкина.

10.8. Молодые супруги решили провести отдых за границей. (Молодожены решили отдохнуть за границей)

10.9. Профессору исполнилось семьдесят лет. Юбиляру вручили ценный подарок. (На юбилей профессору вручили ценный подарок)

10.10. Сколько высших учебных заведений в столице Вашей республики? Сколько ВУЗов в вашей столице?)

10.11. В России среднее образование обязательно для всех граждан, поэтому все люди должны окончить среднее учебное заведение. (Все граждане России должны закончить среднее учебное заведение, так как оно обязательно)

10.12. В новом районе города недостаточно детских дошкольных учреждений. (В новом районе нашего города мало ДОУ).

 


Пермь - 2023