Файл: Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 14

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа №1
Тема: «Особенности содержания обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО».

А) изучите содержание обновленных ФГОС ООО, ФГОС СОО на основе сравнительного анализа со ФГОС ООО (2010), ФГОС СОО (2022).

Оформите работу в виде таблицы:

Параметр сравнения

ФГОС ООО

ФГОС СОО

Требования к условиям реализации программ обучения

Возможность углубленного изучения отдельных предметов, начиная с начальной школы.

Повышение статуса школ, инновационных площадок и их ответственность в части авторства качества образовательных программ и достигаемых результатов.

Предусматривают гибкость усвоения отдельных сроков программ в связи с индивидуальным планом, ОВЗ у ребенка.

Предусмотрено деление на подгруппы по различным основаниям.

В рабочих программах и курсах внеурочной деятельности, кроме разбивки по темам (тематического планирования), указывается форма проведения занятия.

Рассчитан диапазон часов (минимум-максимум) при 5-ти и 6-ти дневной неделе (минимум ниже, максимум - чуть выше тех часов, которые были в стандарте).

На уровне ОО по 5-ти предметам (математика, информатика, физика, биология, химия) результаты определены на базовом и углубленном уровне. Школа выбирает уровень изучения этих предметов.

Самое главное – появилось содержание образования. Появились выверенные рабочие программы.

Ключевое отличие обновлённых ФГОС — конкретизация. Каждое требование раскрыто и четко сформулировано

Более точно обозначены предметные результаты. Понятно, что должен знать и понимать ученик.

Появление нового понятия «функциональная грамотность»

В стандарте зафиксировано наличие обязательной и формируемой участниками частей образовательного процесса и их соотношение, в том, что определены разделы основной образовательной программы (содержательно и количественно) и в том, что задается интеграция учебной и внеурочной деятельности.

Личностные результаты в обновленном ФГОС СОО сгруппированы по направлениям воспитания: гражданское, патриотическое, духовно-нравственное, эстетическое, физическое, трудовое, экологическое, ценности научного познания.
Метапредметные результаты конкретизированы по видам универсальных учебных действий (УУД) и сгруппированы по трем направлениям: универсальные учебные познавательные действия
– базовые логические, базовые исследовательские, работа с информацией; универсальные учебные коммуникативные действия
– общение, совместная деятельность; универсальные учебные регулятивные действия – самоорганизация, самоконтроль, эмоциональный интеллект, принятие себя и других людей.
В новой редакции ФГОС СОО определены четкие требования к предметным результатам по каждой учебной дисциплине. Например, по русскому языку выпускник должен уметь пересказать текст
из 300 слов и написать сочинение, в котором будет не менее 150 слов. По литературе закреплен перечень обязательных произведений для изучения.
Для 10 учебных дисциплин установлены требования к предметным результатам для базового и углубленного уровней.
В перечень предметов, которые сдаются обучающимися в форме государственной итоговой аттестации по выбору, включены родной язык и родная литература.
В обновленном ФГОС СОО изменены названия двух предметных областей: «Общественные науки» и «Естественные науки». Теперь эти области называются «Общественно-научные предметы» и «Естественно-научные предметы» соответственно.
Также изменен перечень ряда учебных дисциплин. Исключены учебные предметы «Экономика», «Право», «Астрономия», «Естествознание», «Россия в мире» и «Экология». В учебный предмет «Математика», наряду с учебными курсами «Алгебра и начала математического анализа» и «Геометрия», включен еще один курс – «Вероятность и статистика». В учебный предмет «История» включены учебные курсы «История России» и «Всеобщая история». Также изменен перечень предметов для изучения на базовом и углубленном уровнях.
Обновленный ФГОС СОО предоставляет право каждой образовательной организации, учитывая ее ресурсы и пожелания родителей, самостоятельно решать вопрос о преподавании второго иностранного языка, родного языка и родной литературы на уровне среднего общего образования. Для внесения этих предметов в учебный план необходимы письменные заявления родителей.



Требования к структуре основной образовательной программы

Целевой раздел включает:
▪ пояснительную записку;
▪ планируемые результаты освоения
ООП ООО;
▪ систему оценки достижения
планируемых результатов ООП ООО.
Содержательный раздел включает
▪ рабочие программы учебных
предметов, учебных курсов (в том
числе внеурочной деятельности),
учебных модулей;

▪ программу формирования
универсальных учебных действий у
обучающихся;
▪ рабочую программу воспитания;
▪ программу коррекционной работы
(разрабатывается при наличии в
ОО обучающихся с ОВЗ).
Организационный раздел включает:
▪ учебный план;
▪ план внеурочной деятельности;
▪ календарный учебный график;
▪ календарный план воспитательной
▪ характеристику условий реализации
ООП ООО (в том числе
адаптированной)

Изменен объем учебной нагрузки. Максимальный объем аудиторной нагрузки старшеклассника сокращен на 74 часа и составляет 2516 учебных часов, минимум 2170
Теперь в учебном плане каждого профиля будет единый перечень из 13 обязательных предметов. Из них минимум два предмета школьники будут изучать углубленно.
Структура программы коррекционной работы уточнена и дополнена.

Требования к результатам обучения

Изменились методологические основы системы оценки достижения требований стандарта к результатам образования – критериальной основой оценки становятся результаты деятельности по реализации и освоению основной образовательной программы не только на уровне обучающихся, но и на уровне педагогов и образовательных учреждений.

Изменилось представление об образовательных результатах – стандарт ориентируется не только на предметные как это было раньше, но и на метапредметные и личностные результаты.

Впервые в структуре ФГОС задаются требования к условиям осуществления образования, дифференцированным по видам ресурсов (кадровых, финансовых, материально-технических, информационных, учебно-методических).

Требуют корректировки или нового составления рабочие программы учебных предметов.

В рабочие программы учебных предметов и курсов следует внести поправки во все разделы. В разделе «Планируемые результаты освоения» аналогично одноименному разделу всей ООП нужно

заменить все три блока планируемых результатов. Предметные результаты педагоги должны сформулировать в соответствии с уровнем, на котором преподается тот или иной предмет.



Материалы к практической части занятия: файлы документов ФГОС ООО (2010, 2021), ФГОС СОО (2012, 2022)