Файл: К базовым или низшим когнитивным процессам процессам относят.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 20

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

1

Каждый день мы получаем информацию из Интернета, СМИ, книг, телевидения, от общения с другими людьми, в этом нам помогают такие органы чувств, как слух, зрение. После этого мы воспринимаем полученную информацию, обрабатываем, запоминаем и используем.

Слушание-это активный процесс, в ходе которого мы получаем информацию, создаем эффект заинтересованности в общении, тем самым побуждаем оппонента к продолжению или прекращению беседы. В ходе слушания участвуют когнитивные и эмоциональные процессы.

Когнитивные процессы-это процессы, которые отвечают за переработку всей получаемой нами информации из окружающей среды. Они дают нам возможность познать мир вокруг нас. Когнитивные процессы бывают базовыми или низшими; высшими или сложными.

К базовым или низшим когнитивным процессам процессам относят:

а)Ощущение-это познавательный психический процесс, заключающийся в отражении субъектом отдельных свойств предметов и явлений при их взаимодействии с органами чувств.

б)Восприятие заключается в отражении предмета или явления в целом при их взаимодействии с органами чувств.

в)Внимание. Оно помогает нам сосредоточиться на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

г)Память. С помощью нашей памяти мы можем ответить на многие вопросы, хранить или восстанавливать утерянную информацию.

К высшим или сложным когнитивным процессам относят:

а) Ум или интеллект. Что такое ум или интеллект? Это совокупность способностей, позволяющих нам решать различные задачи.

б) Мышление. Сложность и разнородность наших мыслей завораживает. Этот высший умственный процесс отвечает за решение проблем, рассуждение, принятие решений, творческое мышление, дивергентное мышление и т.д.

в) Речь. Это удивительно, но мы можем производить и понимать различные слова и звуки, комбинировать бесчисленное множество букв и предложений, точно выражать то, что мы хотим сообщить и т.д. Так мы дополняем словами наш язык тела. Мы даже можем владеть несколькими языками.

2

Среди факторов, препятствующих эффективному слушанию, можно выделить:

а) огромный объем информации, сваливается на нас ежедневно, не позволяя одинаково внимательно воспринимать все устные сообщения;


б) погруженность в собственные заботы, которые для нас важнее, чем сообщение других людей;

в) физиологические причины усталость, холод, голод, мы думаем быстрее, чем говорим и тому подобное.

Для повышения эффективности слушания необходимо совершенствовать навыки концентрации внимания, эмоционального самоконтроля, работы с информацией. Один из способов концентрации внимания в условиях большого объема информационных сообщений - умение точно определить, какого вида информация нужна в данной конкретной ситуации.

9 барьеров, препятствующих эффективному слушанию:

1) Физический дискомфорт. Жара, холод, усталость, голод или головная боль ухудшают способность слушать и уделять внимание собеседнику.

2) Прерывания. Телефонные звонки, стук пишущих машинок, гул вентиляторов и другие внешние воздействия могут отвлекать от хода беседы.

3) Занятость мыслями о других вещах. Мысли о других встречах, неотложных делах и срочных сообщениях могут отвлекать.

4) Заранее подготовленные ответы. Ответы-заготовки на реальные проблемы людей или попытки быстро отнести эти проблемы к той или иной категории могут мешать вам внимательно слушать.

5) Готовность к скуке. Ожидание скуки от общения с определенными людьми означает, что вы заранее пытаетесь отделаться от них, даже не дав им никаких шансов.

6) Разговоры о самом себе. Чрезмерная озабоченность самим собой и собственными проблемами разрушает процесс общения.

7) Персонализация. Предположение, что собеседник говорит о вас, хотя это и не так, ограничивает ваше восприятие.

8) Отношение к собеседнику. Симпатии или неприязнь к собеседнику могут испортить слушание.

9) Избирательное слушание. Восприятие только части того, что говорит собеседник, по причине несовпадения личных убеждений или мнений слушающего с содержанием воспринимаемого сообщения ведет к неприятию всего разговора, потому что мнение собеседника не имеет значения для него.

3

Анализируя причины столь серьезного искажения информации, исследователи выделяют факторы, не зависящие от участников коммуникации, факторы, связанные с поведением говорящего и слушающего; факторы, связанные с характером сообщения

, и факторы внешней среды.

Внимательно слушать трудно и в силу физиологических причин: мы думаем быстрее, чем говорим. Известно, что обычный человек способен воспринимать до 500 слов в минуту, в то время как средняя скорость устной речи - от 125 до 150 слов в минуту. В результате образуется, так сказать, «свободное время», которое слушатель заполняет обдумыванием своих проблем, мечтами, планами, или начинает перебивать и подгонять говорящего.

4

Забывание протекает во времени неравномерно. Наибольшая потеря материала происходит сразу же после его восприятия, а в дальнейшем забывание идет медленнее. Такой закономерности подчинено забывание как осмысленного, так и бессмысленного материала.

Исследователь М.Джонс (США) провел такой опыт: до чтения лекции по психологии он предупредил студентов, что поcле ее прочтения будет проведен письменный опрос по теме лекции. Письменный опрос был проведен 5 раз через разные интервалы времени (в дальнейшем студентов об опросе не предупреждали). Результаты получились следующие. Студенты правильно воспроизвели основные мысли лекции: сразу после лекции — 65%; спустя 3—4 дня после лекции — 45,3%; спустя 1 неделю — 34,6%;спустя 2 недели — 30,6%; спустя 8 недель — 24,1%. Из опыта следует вывод, что если студенты не будут работать над закреплением учебного материала в памяти, через 2 месяца от него останется лишь 25%, и наибольшая потеря (55%) произойдет в первые 3—4 дня после восприятия.

Забытое сразу же после восприятия может восстанавливаться через некоторое время. Это явление носит название реминисценции (смутное воспоминание). Так, ученик сразу же после уроков не может полностью передать содержание воспринятого материла, но через 1—2 дня даже без дополнительного чтения правильно воспроизводит урок — т.е. последующее воспроизведение пополняется фактами и понятиями, которые отсутствовали при первом воспроизведении материала.

5

Самый главный из них – активное слушание . Оно состоит в том, что вы пытаетесь предугадать, что скажет собеседник своей следующей фразой. Этим с пользой для разговора загружаются резервные мощности мозга, препятствуя отвлечению от слушания. Внешним проявлением этого являются слова, подсказываемые собеседнику, когда тот ищет подходящее слово. Точная подсказка воодушевляет говорящего, поскольку свидетельствует об интересе слушателя, его внимании и полном понимании. Только этим не следует злоупотреблять, чтобы собеседник не принял это за ваше желание доминировать в разговоре.


Второй прием – задавать уточняющие вопросы . Они оживляют слушание, а сам процесс их формулирования – дополнительная нагрузка нашему мышлению, привязывающая нас к слушанию.

Третий прием – активная позаслушающего: корпус слегка наклонен в сторону говорящего. Такую позу непроизвольно принимает внимательно слушающий человек. Эта поза не только способствует слушанию, но и демонстрирует заинтересованность, что так важно для говорящего.

Умение слушать и слышать является важнейшей, если не самой важной, характеристикой коммуникативной компетентности. Часто сам факт того, что человека просто внимательно выслушивают, является для него решением многих личностных проблем.

Умение слушать и слышать является необходимым условием для эффективной работы еще и потому, что решение многих проблем возможно только при полном понимании его проблемы.

Главное необходимо показать собеседнику, что его внимательно слушают и понимают.

Основная литература:

1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ 3-е изд., пер. и доп. Учебник для вузов / Нуркова В. В., Березанская Н. Б. - МГУ им. М.В. Ломоносова (г.Москва). Факультет психологии - 524 c. - ISBN 978-5-534-02583-5 – Режим доступа: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-468313

2. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ: ФИКСИРОВАННЫЕ ФОРМЫ ПОВЕДЕНИЯ 2-е изд. Учебное пособие для вузов / Залевский Г. В. - Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта (г. Калининград).; Национальный исследовательский Томский государственный университет (г. Томск). - 306 c. - ISBN 978-5-534-10661-9 – Режим доступа: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-fiksirovannye-formy-povedeniya-475738

3. ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И МЕХАНИЗМЫ РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Диянова З. В., Щеголева Т. М. - Иркутский государственный университет (г. Иркутск). - 173 c. - ISBN 978-5-534-08187-9 – Режим доступа: https://urait.ru/book/psihologiya-lichnosti-zakonomernosti-i-mehanizmy-razvitiya-lichnosti-472951

Дополнительная литература:

1. ОБЩАЯ ПСИХОЛОГИЯ. ЛИЧНОСТЬ И МОТИВАЦИЯ. ПРАКТИКУМ 2-е изд., испр. и доп. Учебное пособие для вузов / Диянова З. В., Щеголева Т. М. - Иркутский государственный университет (г. Иркутск). - 139 c. - ISBN 978-5-534-11876-6 – Режим доступа: https://urait.ru/book/obschaya-psihologiya-lichnost-i-motivaciya-praktikum-472952

2. СОЦИАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ И ГРУППЫ. Учебное пособие для вузов / Чернышев А. С., Сарычев С. В. - Курский государственный университет (г. Курск). - 201 c. - ISBN 978-5-534-13692-0 – Режим доступа: https://urait.ru/book/socialnaya-psihologiya-lichnosti-i-gruppy-477204


3. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ПСИХОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ. Учебник для вузов / Елисеев О. П. - Российский государственный гуманитарный университет (г. Москва). - 389 c. - ISBN 978-5-534-09519-7 – Режим доступа: https://urait.ru/book/eksperimentalnaya-psihologiya-lichnosti-473013