Файл: Вопрос 1 Правоведение как наука. Его особенности и состав.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 182

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
, но и в организационно-практической деятельности.

4. Одна из важнейших задач юридической науки состоит в разработке механизма внедрения результатов теоретических исследований в конкретную практику.

Подводя итоги анализа понятия юридической практики, возможно прийти к следующим выводам:

Юридическая практика является разновидностью социальной практики, при которой происходит опосредованное воздействие субъектов практики на объекты материального мира, так как субъекты воздействуют друг на друга и только в конечном счете на явления материальной действительности, изменяя как последние, так и самих себя, приобретая при этом новые черты и качества.

Юридическая практика является чертой, частью юридической деятельности. Причем в состав юридической практики входит только материально-преобразующая сторона юридической деятельности, что выражается в накапливаемых результатах или объективированных итогах юридической деятельности, включая и промежуточный процедурно-процессуальный опыт. Весь опыт — процессуальный и материальный, промежуточный и конечный — и является фиксацией тех изменений, которые приобрел субъект социальной (в т.ч. юридической) практики в ходе освоения действительности с применением юридических средств.

Юридическая практика является единством юридической деятельности и результата данной деятельности, а равно и тех результатов, которые накапливаются на промежуточных, процессуальных этапах данной деятельности.

Юридическая практика существует в тех видах правового регулирования, где субъекты принимают внешне выраженное решение о правах и обязанностях. К таковым необходимо отнести нормативное и индивидуальное регулирование общественных отношений.

Основой существования юридической практики являются правоотношения.

Итак, в философском аспекте юридическая практика будет представлять из себя разновидность и форму социальной практики конкретно-исторических субъектов, направленную на опосредованное преобразование объектов материального мира специфическими правовыми средствами.

В аспекте общей теории государства и права под юридической практикой необходимо понимать материально-преобразующую сторону юридической правотворческой, правореализационной и особенно правоприменительной деятельности субъектов правовых отношений, в ходе которой осуществляется процесс и накапливается опыт нормативного и индивидуального регулирования публично-правовых, социально-значимых общественных отношении.


Архипов 2019 г.

"Правоведение, - писал С.С. Алексеев, - представляет собой систему специальных общественных знаний, в пределах и посредством которой осуществляется теоретико-прикладное освоение правовой действительности".

Современные исследователи в большом количестве случаев правоведение и юриспруденцию интерпретируют как равнозначные понятия.

Структурно-функциональный анализ данной области знаний позволяет утверждать, что в научных трудах правоведение часто предстает только в качестве юридической науки, сочетающей в себе особенности теоретического и прикладного знания. В реальности под правоведением следует понимать в том числе и юридическую практику, которая обеспечивает освоение правовой действительности.

И третий элемент, составляющий на современном этапе содержание понятия правоведение, - юридическое образование.

"Юридическая наука - это относящаяся к группе общественных наук система непрерывно восполняющихся знаний о государстве и праве как явлениях цивилизации и культуры, состоящая из совокупности отдельных юридических дисциплин (юридических наук), каждая из которых изучает свои определенные аспекты государства и права. В свою очередь, каждая юридическая наука, - отмечает B.C. Нерсесянц, - это отдельный элемент структуры всей юридической науки, относительно самостоятельное научное формообразование в общем процессе понятийно-правового изучения и выражения объективной действительности, специфически определенная составная часть теоретико-юридического познания и знания. При этом следует понимать, что по логике системно-структурных отношений в сфере юридико-теоретического знания свойства целого (юридической науки в целом) принципиально несводимы к сумме свойств составляющих ее юридических дисциплин и невыводимы из них.

Юридическая наука прошла весьма длинный путь в своем развитии и в современном понимании, как специфический вид познавательной деятельности, возникла в Европе в XVI-XVII вв. в результате обособления научного рационализма от иных форм познания, формирования категориального аппарата юриспруденции.

Отечественная юридическая наука возникает только в XVIII в. в процессе заимствования европейского юридического знания (опыта), а также в результате его накопления в отечественном правовом сознании, сформировавшемся в особых условиях российской государственности.



Теоретическая юриспруденция - важнейший элемент правовой системы общества, обеспечивающий эффективное функционирование и развитие юридического образования.

Юридическое образование - это система подготовки, входе которой лица получают совокупность знаний о государстве и праве, наличие которых позволяет им профессионально заниматься юридической деятельностью.

Юридическое образование, как и юридическая наука, прошло весьма долгий и трудный путь, прежде чем стать тем, что мы имеем сегодня. Об отдельных элементах юридического образования можно вести речь со времен, когда древнекитайский мыслитель, политик Кунцзы наставлял своих учеников и делился с ними опытом по созданию правильных законов, государства всеобщего благоденствия и др. Нельзя упустить достижения древнегреческих школ. Древнеримские юристы придавали юридическому знанию системный характер, и уже в I в. Сабин открыл первую юридическую школу. Далее были университеты Болоньи (XI в.), Парижа (XII в.) и т.д.

Юридическое образование в России начинает формироваться еще в XI в., становление его длится вплоть до XVIII в. На данном этапе юридическое образование представляет ретрансляцию, скорее, не юридических научных (абстрактных) знаний, а опыта, полученного в результате юридической практики, то есть знания опытного, несистемного, необходимого для решения конкретных практических задач. Юридическое знание начинается приводиться в порядок, ему придается системный характер благодаря деятельности Петра I, который стремится повысить уровень знаний российского дворянства, государственных служащих. И в полной мере юридическое образование становится частью общественной жизни российского общества с образованием Московского университета.

Третий элемент, составляющий системное единство правоведения, - юридическая практика - это деятельность компетентных субъектов по созданию правовых актов, основанная на системе непрерывно восполняющихся знаний о государстве и праве, взятая в единстве с накопленным социально-правовым опытом.

Это сфера правовой реальности, которая возникает в результате вовлечения социальной практики в процесс правового регулирования. Если вести речь об истории формирования юридической практики, то следует говорить о том периоде, когда человек осознал необходимость в таком социальном институте, как право, и начал предпринимать те или иные действия для нормативного обобщения (государственно-нормативного выражения индивидуального решения признанного и защищаемого государством, как указывает С.С. Алексеев).


Уходя от узкого понимания юридической практики как объективированного опыта индивидуально-правовой деятельности, складывающегося в результате применения права при решении юридических дел, отметим, что юридическая практика предстает перед нами как совокупность юридической деятельности и накопленного социально-правового опыта. Следовательно, юридическая практика складывается не только из правоприменительной деятельности, как об этом пишет В.И. Леушин, но и из правотворческой, правореализационной и интерпретационной, где правотворческое начало определяет содержание иных видов юридической деятельности. Таким образом, вести речь о юридической практике следует с позиции первых писаных памятников права древнейших цивилизаций, с законодательных актов Месопотамии, Хеттского царства, Древнего Китая. Далее - юридическая практика Древней Греции, Рима, средневековья и т.д. до наших дней, до того момента, когда в отдельных странах (государствах) юридическая практика вновь, как в древние времена, становится и началом, и концом правоведения. Хотя, исходя из ее природы, она должна выступать в качестве низшей формы правоведческого знания.

Несмотря на то что большинство исследователей рассматривают правоведение только как совокупность юридической науки и практики, в современных условиях необходимо, как пишет Н.С. Нижник, к обязательным элементам, составляющим единый комплекс взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов правоведения, относить в том числе и юридическое образование.

Таким образом, с точки зрения системно-структурной характеристики правоведения оно предстает перед нами как совокупность юридического образования, науки и практики взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов правоведения.

Ситуация, когда правоведение выступает как совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных элементов ее составляющих, - это идеал. Как показывает исторический опыт, такая ситуация, когда элементы правоведения были бы взаимосвязаны и взаимообусловлены, складывалась в истории России, по словам проф. Е.Г. Комиссаровой, однажды. В период буржуазных реформ 1864 г. сложилась ситуация, когда юридическая практика потребовала от юридической науки деятельного участия в процессе реформирования общественных отношений.

Юридическая наука, ее видные представители, погрузились в вопросы юридической практики; как итог, она стала для практики средством решения повседневных проблем. Юристы-практики обращались к представителям юридической науки и получали необходимые советы и указания, часто сами практики активно включались в процесс выработки нового научного юридического знания. Второй случай, который приводит Е.Г. Комиссарова, имел место в истории древнеримского государства на заре формирования юриспруденции. Деятельность древнеримских юристов по толкованию права - а она, как известно, уже содержала некоторые элементы научно-рационального мышления - способствовала выработке правовых норм, правоположений судебной практики. Такой симбиоз юридической науки и юридической практики можно было наблюдать вплоть до того момента, когда римские императоры ограничили возможность юриста давать соответствующее толкование правовой нормы. При этом необходимо заметить, что как в первом, так и во втором случаях имело место весьма динамичное развитие юридического образования. На данном этапе порой кажется невозможным отделить одно от другого.


Во все остальные этапы исторического развития ситуация складывалась следующим образом: юридическая наука, образование и практика существуют самостоятельно друг от друга; один из элементов, получая поддержку со стороны власть имущего субъекта, оставляет далеко позади остальные, например, довольно хорошо была развита юридическая наука в Советском Союзе, а вот вопросы юридической практики (правового регулирования) стояли на втором месте.

Сегодня, в условиях функционирования рыночных механизмов, ситуация изменилась на диаметрально противоположную. Приоритет отдается юридической практике, а наука и образование уходят в тень, от них требуется не мешать юридической практике, в лучшем случае обеспечить ее всем необходимым для получения соответствующего полезного для практической юридической деятельности результата.