Файл: Курсовая работа по дисциплинепрофессиональному модулю мдк 03. 02 Экономика отрасли наименование дисциплины пм мдк.pdf
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 38
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
11
4. РАСЧЕТ ПРИБЫЛИ И РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ИЗДАТЕЛЬСТВА
№
п/п
Наименование показателей
Сумма, руб.
1
Выручка от реализации продукции, в т.ч. НДС
4046304 2
Налог на добавочную стоимость
367845,82 3
Выручка от реализации продукции без НДС
3678458,18 4
Себестоимость издательской продукции
3469109,2 5
Прибыль от реализации продукции
209348,98 6
Внереализационный доход
-
7
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности
209348,98 8
Налог на имущество
477,93 9
Налогооблагаемая прибыль
208871,05 10
Налог на прибыль
41774,21 11
Чистая прибыль
167096,84 12
Рентабельность, %
4,13
Таблица 5
Выручка от продукции с НДС = 4046304 / 110×10 = 367845,82 руб.
Выручка с продукции без НДС = 4046304 - 367845,82 = 3678458,18 руб.
Прибыль от реализации продукции = 3678458,18 – 3469109,2= 209348,98 руб.
Внереализационный доход отсутствует.
Прибыль от финансово-хозяйственной деятельности = 209348,98 + 0 =
209348,98 руб.
Налогооблагаемая прибыль = 209348,98 - 477,93= 208871,05 руб.
Налог на прибыль = 208871,05/ 100 × 20 = 41774,21 руб.
Чистая прибыль = 208871,05 - 41774,21= 167096,84 руб.
Рентабельность = 167096,84 / 4046304 × 100 = 4,13%.
Вывод: Издательством получена прибыль, составляющая 167096,84
рублей. Показатель рентабельности издательства составляет 4,13%. Данное значение отклоняется от среднеотраслевого показателя, показатель рента- бельности низкий. Для повышения показателя рентабельности предприятия возможно пересмотреть вопрос актуальности выпускаемой продукции, про- анализировать и уменьшить затраты на наемных сотрудников, искать пути получения внереализационного дохода.
12
5. ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ В ОТРАСЛИ
Ценообразование - процесс образования, формирования цен на товары и услуги, характеризуемый, прежде всего методами, способами установления цен в целом, относящимися ко всем товарам.
Различают две основные системы ценообразования: рыночное ценооб- разование на основе взаимодействия спроса и предложения и централизован- ное государственное ценообразование на основе назначения цен государ- ственными органами. При затратном ценообразовании в основу формирова- ния цены кладутся издержки производства и обращения.
5.1. Ценообразование в издательствах
Цена - это стоимость единицы товара, обычно выражается в денежных знаках. В условиях свободного рынка цена на товар или услугу определяется спросом и предложением на рынке.
Рыночная или равновесная цена - это цена, при которой количество по- требляемого и поставляемого продукта уравновешено.
Ориентация на себестоимость - элемент активной политики ценооб- разования, предусматривающей необходимость добиваться такого уровня за- трат на производство книги, при котором издательство сможет обеспечить достижение желаемого финансового результата при реализации тиража.
Следует иметь в виду, что чисто затратный метод ценообразования влечет за собой возможность серьезных финансовых просчетов. Поэтому бо- лее рациональный подход состоит в том, чтобы вначале определить уровень цены, которую можно получить за книгу на рынке, и лишь затем определять тираж и затраты на экземпляр.
Таким образом, себестоимость определяет нижний порог цены за еди- ницу книжной продукции, верхний же ее предел определяется покупатель- ским спросом:
13
Себестоимость < Цена < Спрос.
Следует иметь в виду, что для книжного рынка характерна унификация цен на сходные типы и виды изданий. В мировой практике книги одной те- матической группы, имеющие приблизительно тот же объем, формат, выпол- ненные в приблизительно одинаковом полиграфическом оформлении, про- даются за одну и ту же цену, независимо от того, какое издательство их вы- пустило. Если спрос на какую-либо книгу более высок по сравнению с анало- гичными изданиями, то, в отличие от классической схемы, когда цена повы- шается, если спрос превышает предложение, издатель обычно не повышает цену, а увеличивает тираж, допечатывая его до тех пор, пока спрос не будет удовлетворен.
Книжная продукция обладает рядом особенностей, которые определен- ным образом влияют на принятие решения издателем при определении им цены на свою продукцию. К ним относятся:
− широчайший ассортимент;
− оценка покупателем продукта преимущественно по его содержательным, а не физическим характеристикам;
− относительно низкая эластичность спроса.
Поэтому оправдан подход, при котором издатель скорее оценивает возможность продажи намечаемой к выпуску книги по усредненной цене, чем исследует возможность продажи книги по цене, назначенной исходя из конкретных обстоятельств. Соответственно, для книжной продукции больше подходит методика назначения цены исходя из себестоимости книги, а не из- вестная маркетинговая методика расчета цены исходя из спроса на товар и эластичности этого спроса.
Отпускная цена издательства - цена, с которой товар выходит с пред- приятия. Отпускная цена издательства складывается в зависимости от кон- кретных обстоятельств, принятой стратегии ценообразования или общей стратегии издательства на том или ином этапе его деятельности.
14
В общем виде издательская (отпускная) цена книги складывается из ее себестоимости и наценки издателя:
Себестоимость книги = стоимость рукописи (авторский гонорар) + рас- ходы издательства по подготовке рукописи к печати (редакционно- издательские расходы) + расходы на полиграфические материалы и работы
(типографские расходы) + расходы по продвижению и распространению из- дания + накладные расходы издательства.
Авторский гонорар, редакционно-издательские расходы, накладные расходы издательства и часть расходов на рекламу, и продвижение называют "условно-постоянными" расходами.
Расходы на полиграфические материалы и полиграфическое исполне- ние книжной продукции, ее распространение и рекламу называют "условно- переменными" расходами.
Условно-постоянные расходы - это затраты на издание, не зависящие от его тиража и расходимости.
Условно-переменные расходы - затраты на издание, изменяющиеся в зависимости от тиража.
Наценка издателя или его валовой доход - это доля отпускной цены, устанавливаемая издателем для получения им средств для дальнейшего вос- производства.
Несмотря на общие методические подходы к формированию цены, единой политики ценообразования в условиях рынка нет.
Схема ценообразования в издательстве:
Цт = Ст + Пн + НДС, где
Цт - отпускная издательская стоимость тиража;
Ст - себестоимость тиража;
Пн - налогооблагаемая прибыль;
НДС - налог на добавленную стоимость.
При формировании цены в издательстве планируется уровень рента- бельности.
15
5.2. Ценообразование в книжной торговле
Формирование цены в рамках книжной торговли происходит в зависи- мости от типа используемого канала распространения. Имеется в виду число звеньев товародвижения. В настоящее время используются различные типы каналов распространения:
− издательство - конечный потребитель;
− издательство - розничное книготорговое предприятие - потребитель;
− издательство - оптовое книготорговое предприятие - розничное книготор- говое предприятие - конечный потребитель;
− издательство - дилер - покупатель.
Цена книги в книготорговом звене существует в двух основных формах
- оптовой и розничной.
Оптовая цена складывается из отпускной цены издательства и наценки оптового книготорговца, которая состоит из следующих элементов:
− торговые издержки или издержки обращения (себестоимость оптового оборота);
− доход оптового книготорговца - доля оптовой наценки, направляемая оптовиком на собственное воспроизводство.
Издержки обращения оптового книготорговца складываются из следу- ющих составляющих:
− расходы на хранение продукции;
− расходы на доставку товара на склад;
− расходы на обработку и выполнение заказов покупателей;
− расходы на рекламу и продвижение;
− расходы на оплату труда работников предприятия;
− страховые расходы;
− накладные расходы оптового книготорговца.
Таким образом, оптовая цена книги может быть представлена в следу- ющем виде:
16
Цо = Цт + Но, а Но = Соу + По + НДС, где
Цо - оптовая цена;
Цт - отпускная издательская стоимость тиража;
Но - оптовая наценка;
Соу - себестоимость оптовых услуг;
По - наценка (прибыль) оптовика.
Розничная цена книги может формироваться двумя путями:
− установление розничной цены издательством исходя из себестоимости, собственных торговых расходов и издержек обращения книжной торговли, с учетом реального спроса и цен конкурентов.
− установление розничной цены розничным или конечным книготорговцем исходя из оптовой цены, собственных издержек обращения и ожидаемого уровня дохода, а также принятого на предприятии уровня торговой наценки, спроса и цен конкурентов.
В настоящее время преобладающей при установлении розничной цены книги на российском книжном рынке является вторая форма.
Наценка (или прибыль) розничного книготорговца покрывает его ос- новные издержки и дает ему прибыль, необходимую для собственного вос- производства.
Чистый доход розничного книготорговца - часть наценки (прибыль), остающаяся после вычета издержек. Определяется исходя из тех же факто- ров, что и наценка, устанавливаемая издателем и оптовым книготорговцем.
Таким образом, розничная цена книги может быть представлена в сле- дующем виде:
Цр = Цо + Но + Нр, где
Цр - розничная цена книги;
Цо - отпускная цена издательства;
Но - наценка оптового книготорговца;
Нр - наценка розничного книготорговца.
17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В рамках данной курсовой работы по МДК.03.02 «Экономика отрасли» мы узнали, что на каждом предприятии должны предусматриваться плановые мероприятия по увеличению прибыли.
В общем плане эти мероприятия могут быть следующего характера:
− увеличение выпуска продукции (реализации);
− улучшение качества продукции (уменьшение затрат).
Показатель рентабельности более полно, чем прибыль, характеризует эффективность работы издательства в целом, отражает окончательные ре- зультаты хозяйствования, потому что его величина показывает соотношение эффекта с наличными или потребленными ресурсами. Его используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в ценообразовании.
Цена является одним из самых сильных инструментов маркетинга, по- этому, решая вопрос о своей конкурентоспособности, предприятие должно рассмотреть свои позиции на рынке с точки зрения ценовой политики. Уста- навливая цену на издание в условиях рыночных отношений, приходится учи- тывать позиции конкурентов, временные задержки между изменением цен и соответствующим изменением объема продаж, эластичность спроса, особен- ности издания. При формировании стратегии ценообразования следует ис- пользовать разные методы расчета цен и сочетать полученные результаты с другими компонентами комплекса маркетинга. Каждый этап жизненного цикла издания характеризуется своей стратегией ценообразования.
В настоящее время из всех возможных методов ценообразования наиболее распространен в практике работы предприятий отрасли печати ме- тод возмещения затрат с максимизацией текущей прибыли. В условиях ры- ночной экономики необходимо использовать все многообразие методов для того, чтобы правильно выбрать основные направления своей ценовой поли- тики.
18
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Коваленко, А.В. Микроэкономика : учебно-методическое пособие / А. В.
Коваленко, А. В. Бельский ; Белорусский государственный университет. —
Минск : БГУ, 2018. — 367 с.
2. Коробкин, А.З. Экономика организации отрасли : учебное наглядное пособие / А. З. Коробкин. — Минск : Издательство Гревцова, 2017. — 286 с.
3. Крум, Э.В. Экономика предприятия : учебное пособие для слушателей системы повышения квалификации и переподготовки кадров по экономическим специальностям / Э. В. Крум. — 2-е изд., переработанное. —
Минск : ТетраСистемс, 2013. — 192 с.
4. Лемешевский, И.М. Микроэкономика : основы микроанализа и белорусская практика : учебное пособие для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / И. М.
Лемешевский. — 5-е изд., переработанное. — Минск : ФУАинформ, 2018. —
399 с.
5. Лопарева, А.М. Экономика организации (предприятия) : учебно- методический комплекс : учебное пособие для студентов бакалавриата высших учебных заведений, средних профессиональных учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям / А. М. Лопарева. —
Москва : ФОРУМ : ИНФРА-М, 2019. — 398 с.
6. Паламарчук, А.С. Экономика предприятия : учебник : для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению "Экономика" и другим экономическим специальностям / А. С. Паламарчук. — Москва :
Инфра-М, 2014. — 456 с.
7. Русак, Е.С. Экономика предприятия : ответы на экзаменационные вопросы
/ Е. С. Русак, Е. И. Сапёлкина. — 5-е изд., переработанное. — Минск :
ТетраСистемс, 2013. — 143 с.