Файл: 1. в корнегаргорпод ударением пишетсяа,без ударенияо.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 916
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
«Иных уж нет, а те далече». Эта цитата сообщает о классической ситуации разлуки, но поэт вкладывает в неё конкретный биографический смысл: «иные» - это умершие лицеисты, а «те» - сосланные декабристы.
Диалог
(отгреч.dialogos -разговор),видустнойречи,разговор,беседамеждудвумя(илиболее)лицами,вкоторойучастникименяютсяролямиавтораиадресата(вотличиеотмонолога,гдекаждыйисполняеттолькооднуроль).Фрагментыречикаждогоизучастниковдиалоганазываютсярепликами.Вповседневнойречидиалогсоставляюткраткиерепликисактивнымиспользованиемжестовимимики.
Вразличныхвидахдиалога(научныйспор,деловыепереговорыит. п.)репликимогутпредставлятьсобойпространныевыступления,речи.
Переписка -этоэпистолярныйдиалог,гдереплика -письмо.Драматургическийтекстпредставляетсобойдиалогперсонажей.Монологическийтекстпредставляетсобойдиалогперсонажей.Монологическийтекстможетбытьпостроенсэлементамидиалога(диалогизирован),напр.свопросамикадресату:И что бы вы думали,дорогиеслушатели?
Вхудожественнойлитературеиспользуетсякакодинизэлементовпроизведения,чащевсегобываетфрагментомпрозаическогопроизведения;драматическиепроизведенияпочтицеликомсостоятиздиалогов;впоэзиивстречаетсяреже,хотятожевозможен.Диалогпридаётповествованиюдраматичность,позволяетраскрытьхарактергероячерезегореплики,показываетидейно-нравственнуюпозициюгероевиавтора.Вкачествесамостоятельноголитературногопроизведениядиалог -одинизжанровфилософскойпрозы,вкотороммысльавтораизложенаввидебеседыснесколькимилицами,входекоторойавтор(илигерой,выражающийеготочкузрения)убеждаетвсе
Прямая речь после авторских слов
1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: Почаще вспоминайте слова Л. Толстого: «У человека есть только обязанности».
Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
...Никита, поклонясь в землю, сказал:
- Прости, батюшка (Горький).
Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький); «Что-то в ней есть жалкое все-таки», - подумал он (Чехов).
Кавычками также выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из радио- или телепередачи, например: «Ау, где вы?» - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо:
«Передаем последние известия».Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация - тире между репликам.
2. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них. Например: Наконец, я ей сказал:«Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он дергал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Чехов); Закричали:«Двоих... Санитары... Гляди, гляди - еще летит... Лезь под вагоны...» (А.Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами:«Вы очень мало взяли» (Гоголь).
3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.
Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и др.) либо же близкое по значению имя существительное (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и т.п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться и др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и т.п.). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь. Например:
Он глянул с усмешкой:
- Ничего, до свадьбы заживет.
Пока откапывали увязшие в песке колеса, к нам подошел милиционер:
- Кто такие?
Мать нахмурилась:
- Опять двойку получил?
Все ужаснулись:
- Неужели это правда?
Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь, например: ...А тот ему
: «Этот дом наш общий» (Чехов).
Если же вставка слови сказал, и воскликнул, и спросил и т.п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится, например:
Ему все стало ясно.
- Говорить нам больше не о чем.
Никому не хотелось уходить.
- Расскажите еще что-нибудь о ваших путешествиях.
Мои слова его явно смутили.
- Значит, ты мне не доверяешь?
Другого выхода у него не было.
- Я принимаю ваши условия.
Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь, например:
Он вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул мне их.
- Запишите подробно свои замечания, - сказал он спокойным голосом.
Прямая речь впереди авторских слов
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Дедушку знаешь, мамаша?»- матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» - сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян...»- сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь); «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич»,- съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукшин).
Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.), например: «Ничего не случилось»- так говорил ум. «Случилось» - так говорило сердце.
Авторские слова внутри прямой речи
1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами, например: «Я могу читать,- первый опять заговорил Петрусъ, -и скоро выучусь писать пером» (Короленко).
Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названия литературного произведения, промышленного предприятия
и т.д.) находим в таком примере: «Пиковая...» ли это «...дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).
Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:
а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Н. Толстой);
б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);
в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);
г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.
2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, - заметил один скептик, - не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Их распустили до приговора, - сказал дворник. -Объявят завтра, в девять вечера» (Трифонов).
4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы
. Например: «Так вас зовут Павкой? -прервала молчание Тоня.- А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! -воскликнул Мохов.- Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!» (Ажаев).
5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором - с прописной. Например: «Не надо... -сказал Вершинин, - не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Обожди... -сказал Морозно угрюмо. -Давай письмо...» (Фадеев).
6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Идем, холодно, -сказал Макаров и угрюмо спросил: -Что молчишь?» (Горький); «Покорно благодарю, -отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: -Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).
Диалог
(отгреч.dialogos -разговор),видустнойречи,разговор,беседамеждудвумя(илиболее)лицами,вкоторойучастникименяютсяролямиавтораиадресата(вотличиеотмонолога,гдекаждыйисполняеттолькооднуроль).Фрагментыречикаждогоизучастниковдиалоганазываютсярепликами.Вповседневнойречидиалогсоставляюткраткиерепликисактивнымиспользованиемжестовимимики.
Вразличныхвидахдиалога(научныйспор,деловыепереговорыит. п.)репликимогутпредставлятьсобойпространныевыступления,речи.
Переписка -этоэпистолярныйдиалог,гдереплика -письмо.Драматургическийтекстпредставляетсобойдиалогперсонажей.Монологическийтекстпредставляетсобойдиалогперсонажей.Монологическийтекстможетбытьпостроенсэлементамидиалога(диалогизирован),напр.свопросамикадресату:И что бы вы думали,дорогиеслушатели?
Вхудожественнойлитературеиспользуетсякакодинизэлементовпроизведения,чащевсегобываетфрагментомпрозаическогопроизведения;драматическиепроизведенияпочтицеликомсостоятиздиалогов;впоэзиивстречаетсяреже,хотятожевозможен.Диалогпридаётповествованиюдраматичность,позволяетраскрытьхарактергероячерезегореплики,показываетидейно-нравственнуюпозициюгероевиавтора.Вкачествесамостоятельноголитературногопроизведениядиалог -одинизжанровфилософскойпрозы,вкотороммысльавтораизложенаввидебеседыснесколькимилицами,входекоторойавтор(илигерой,выражающийеготочкузрения)убеждаетвсе
Прямая речь после авторских слов
1. Прямая речь выделяется кавычками, если идет в строку (в подбор), например: Почаще вспоминайте слова Л. Толстого: «У человека есть только обязанности».
Если же прямая речь начинается с абзаца, то перед началом ее ставится тире, например:
...Никита, поклонясь в землю, сказал:
- Прости, батюшка (Горький).
Независимо от места, занимаемого по отношению к авторским словам, кавычками выделяется, как правило, внутренняя речь, невысказанные мысли, например: Смотрю вслед ему и думаю: «Зачем живут такие люди?» (Горький); «Что-то в ней есть жалкое все-таки», - подумал он (Чехов).
Кавычками также выделяются передаваемые на письме звуки эха и слова из радио- или телепередачи, например: «Ау, где вы?» - громко повторило эхо; Голос диктора звучал отчетливо:
«Передаем последние известия».Для передачи разговора по телефону используется более обычная для оформления диалога пунктуация - тире между репликам.
2. Перед прямой речью, следующей за авторскими словами, ставится двоеточие, причем первое слово прямой речи пишется с прописной буквы. Вопросительный и восклицательный знаки, а также многоточие ставятся перед закрывающими кавычками, а точка после них. Например: Наконец, я ей сказал:«Хочешь, пойдем прогуляться на вал?» (Лермонтов); Лежа на тюке и плача, он дергал руками и ногами и шептал: «Мама! Мама!» (Чехов); Закричали:«Двоих... Санитары... Гляди, гляди - еще летит... Лезь под вагоны...» (А.Н. Толстой); Хозяйка очень часто обращалась к Чичикову со словами:«Вы очень мало взяли» (Гоголь).
3. Если прямая речь начинается с абзаца, то двоеточие после предшествующих авторских слов ставится не всегда.
Двоеточие ставится, помимо обычных случаев, когда авторские слова содержат в себе глагол со значением речи или мысли (сказать, спросить, ответить, подтвердить, начать, продолжать, прервать, подумать, вспомнить и др.) либо же близкое по значению имя существительное (вопрос, ответ, слова, восклицание, голос, звук, шепот, крик, мысль и т.п.), также в тех случаях, когда в функции слов, вводящих прямую речь, используются глаголы, обозначающие чувства говорящего, его внутреннее состояние (обрадоваться, огорчиться, обидеться, ужаснуться и др.), а также глаголы, обозначающие мимику, жесты, движения (улыбнуться, усмехнуться, рассмеяться, нахмуриться, вздохнуть, вскочить, подойти, подбежать и т.п.). Подобные глаголы допускают возможность добавить к ним глагол речи (например: обрадовался и сказал, удивился и спросил, улыбнулся и ответил, подбежал и воскликнул), поэтому они воспринимаются как вводящие прямую речь. Например:
Он глянул с усмешкой:
- Ничего, до свадьбы заживет.
Пока откапывали увязшие в песке колеса, к нам подошел милиционер:
- Кто такие?
Мать нахмурилась:
- Опять двойку получил?
Все ужаснулись:
- Неужели это правда?
Двоеточие ставится также и в тех случаях, когда в авторских словах нет глаголов речи или заменяющих их глаголов с указанными выше значениями, но ситуация показывает, что вводится прямая речь, например: ...А тот ему
: «Этот дом наш общий» (Чехов).
Если же вставка слови сказал, и воскликнул, и спросил и т.п. после авторских слов невозможна или затруднительна, то двоеточие не ставится, например:
Ему все стало ясно.
- Говорить нам больше не о чем.
Никому не хотелось уходить.
- Расскажите еще что-нибудь о ваших путешествиях.
Мои слова его явно смутили.
- Значит, ты мне не доверяешь?
Другого выхода у него не было.
- Я принимаю ваши условия.
Не ставится также двоеточие, если прямая речь заключена между двумя предложениями от автора, причем во втором из них содержатся слова, вводящие прямую речь, например:
Он вырвал из блокнота несколько листов бумаги и протянул мне их.
- Запишите подробно свои замечания, - сказал он спокойным голосом.
Прямая речь впереди авторских слов
Если прямая речь стоит перед авторскими словами, то после нее ставятся запятая (вопросительный или восклицательный знак, многоточие) и тире; слова автора начинаются со строчной буквы. Например: «Дедушку знаешь, мамаша?»- матери сын говорит (Некрасов); «Не шуми, тише иди, солдат!» - сердитым шепотом говорил старик Оленину (Л. Толстой); «Я хотел бы купить крестьян...»- сказал Чичиков, запнулся и не кончил речи (Гоголь); «Мы все прекрасно понимаем, Николай Васильевич»,- съязвил про себя Солодовников, присаживаясь на белую табуретку (Шукшин).
Примечание. После закрывающих кавычек ставится только тире без запятой (независимо от того, каким знаком заканчивается прямая речь) в тех случаях, когда в последующих авторских словах содержится характеристика прямой речи (авторская ремарка начинается словами так говорит, так указывает, вот что сказал, вот как описывает и т.п.), например: «Ничего не случилось»- так говорил ум. «Случилось» - так говорило сердце.
Авторские слова внутри прямой речи
1. Если авторские слова стоят внутри прямой речи, выделяемой кавычками, то последние ставятся только в начале и в конце прямой речи и не ставятся между прямой речью и авторскими словами, например: «Я могу читать,- первый опять заговорил Петрусъ, -и скоро выучусь писать пером» (Короленко).
Примечание 1. Особый случай пунктуационного оформления при разрыве заключенных в кавычки слов (названия литературного произведения, промышленного предприятия
и т.д.) находим в таком примере: «Пиковая...» ли это «...дама»? (реплика собеседника в ответ на утверждение, что представленный текст является отрывком из «Пиковой дамы»).
Примечание 2. Обычно не выделяется кавычками прямая речь:
а) если нет точного указания, кому она принадлежит, или когда приводится общеизвестная пословица либо поговорка, например: Дома и хворать легче и жить дешевле; и недаром говорится: дома стены помогают (Чехов); Про Ивашку Бровкина говорили: крепкий (А.Н. Толстой);
б) если она приводится в таком виде, который может иметь и косвенная речь с тем же лексическим составом, например: Но мне приходит в голову: точно ли стоит рассказывать мою жизнь? (Тургенев);
в) если в середину прямой речи вставлено слово говорит, играющее роль вводного слова, указывающего на источник сообщения, например: Я, говорит, самого вахмистра жандармерии из пистолета убить хочу (Вершигора);
г) если в середину предложения, представляющего собой сообщение из периодической печати, вставлено указание на источник сообщения (такая вставка выделяется одними запятыми, без тире), например: Речь оратора, продолжает корреспондент, вызвала горячую поддержку у большинства присутствующих.
2. Если на месте разрыва прямой речи авторскими словами не должно было быть никакого знака или должна была стоять запятая, точка с запятой, двоеточие или тире, то слова автора выделяются с обеих сторон запятой и тире, после которых первое слово пишется со строчной буквы, например: «Мы решили, - продолжал заседатель, - с вашего дозволения остаться здесь ночевать» (Пушкин); «Позвольте, - заметил один скептик, - не от лимонов ли этот ящик?» (Гончаров).
3. Если на месте разрыва прямой речи должна была стоять точка, то перед авторскими словами ставятся запятая и тире, а после них - точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы. Например: «Их распустили до приговора, - сказал дворник. -Объявят завтра, в девять вечера» (Трифонов).
4. Если на месте разрыва прямой речи должен был стоять вопросительный или восклицательный знак, то этот знак сохраняется перед авторскими словами и после соответствующего знака ставится тире; слова автора начинаются со строчной буквы, после них ставятся точка и тире; вторая часть прямой речи начинается с прописной буквы
. Например: «Так вас зовут Павкой? -прервала молчание Тоня.- А почему Павка? Это некрасиво звучит, лучше Павел» (Н. Островский); «Вот он, край света! -воскликнул Мохов.- Здорово! Никогда еще так далеко не ездил!» (Ажаев).
5. Если на месте разрыва прямой речи должно было стоять многоточие, то оно сохраняется перед авторскими словами и после него ставится тире; после слов автора ставятся или запятая и тире (если вторая часть прямой речи не образует самостоятельного предложения), или точка и тире (если вторая часть представляет собой новое предложение); в первом случае вторая часть начинается со строчной буквы, во втором - с прописной. Например: «Не надо... -сказал Вершинин, - не надо, парень!» (Вс. Иванов); «Обожди... -сказал Морозно угрюмо. -Давай письмо...» (Фадеев).
6. Если в авторских словах внутри прямой речи имеются два глагола со значением высказывания, из которых один относится к первой части прямой речи, а другой - ко второй, то после слов автора ставятся двоеточие и тире, причем первое слово второй части пишется с прописной буквы. Например: «Идем, холодно, -сказал Макаров и угрюмо спросил: -Что молчишь?» (Горький); «Покорно благодарю, -отозвался Мешков, смиренно снял картузик, но сразу опять надел и поклонился, добавив торопливо: -Спасибо вам большое, товарищи» (Федин).