Файл: Без чисел не может обойтись даже литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 13

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Наше знакомство с числами начинается в раннем детстве. Мы еще не умеем читать и считать, но уже знаем «…жили два брата», «… встретила Машенька трех медведей», «… и было у Козы семеро козлят». Сказки - любимый литературный жанр всех детей. Мы решили перечитать известные нам сказки и выяснить какие числа «живут» в русских народных сказках.

Гипотеза: без чисел не может обойтись даже литература?


Цель: выяснить какие числа живут в русских народных сказках.

Задачи исследования:

  • собрать сведения о символике чисел, анализируя литературные    источники;

  • найти примеры употребления чисел в русских народных сказках;

  • проанализировать частотность употребления чисел в данных произведениях;


Метод исследования — анализ сказок и специальной литературы по теме.

История появления чисел

         Изучая литературу по теме, мы узнали, что давным-давно, много тысяч лет назад, наши предки жили небольшими племенами. Они бродили по полям и лесам, по долинам рек и ручьев, разыскивая пищу. Иногда ловили рыбу, охотились. Одевались в шкуры убитых зверей. Жизнь первобытных людей мало чем отличалась от жизни животных. Наблюдая окружающую природу, от которой полностью зависела его жизнь, наш далекий предок из множества различных предметов сначала научился выделять отдельные предметы. Из стаи волков - вожака стаи, из стада оленей - одного оленя, из колоса с зернами – одно зерно.  Поначалу они определяли это соотношение как «один» и «много».

  Частые наблюдения множеств, состоящих из пары предметов (глаза, уши, рога, крылья, руки),  привели человека к представлению о числе. Наш далекий предок, рассказывая о том, что видел двух уток, сравнивал их с парой глаз. А если он видел их больше, то говорил: «Много». Каждый раз за двойкой начиналось что-то неизвестное, загадочное. Когда считали  «один, два, много», то после двух было «все». Поэтому число 3, которое при счете должно было идти за числом 2, обозначало «все».  Лишь постепенно человек научился выделять три предмета,  а затем четыре.

     Затем  человек начал считать пятерками, десятками и двадцатками (в ход шли и пальцы ног!). Счет десятками сохранился и в нашей десятичной системе счисления. Сохранились и названия некоторых чисел, связанные с первой «вычислительной машиной», - пальцами рук и ног. Например, слово "пять" в русском языке происходит от древнеславянского слова «пясть» - рука ("запястье"). А у некоторых племен число "двадцать" называлось "весь человек"!



Символика чисел     

Какое место занимали числа в судьбах русских людей?

Мы перечитали следующие русские народные сказки:

  • «Крошечка-Хаврошечка»

  • «Кузьма Скоробогатый»

  • «Морозко»

  • «Гуси-лебеди»

  • «Маша и три медведя»

  • «Царевна-лягушка»

  • «Колобок»

  • «Дочь-семилетка»

  • «Лиса, заяц и петух»

  • «Пузырь, соломинка и лапоть»

  • «Волк и семеро козлят»

  • «Елена Премудрая»

  • «Кощей Бессмертный»

  • «Про ленивую и радивую»

  • «Три сестры»

  • «Война грибов»

Мы выяснили, что числа в сказках используются для обозначения:

- количества главных героев;

- количества испытаний, которые должны пройти герои;

- количества предметов, участвующих в действиях;

- волшебных качеств, присущих предметам;

- расстояния до царства, в котором происходят сказочные события (тридевять земель, тридесятое царство);

- возраста героев;
Число 1.

    Число "один", как правило, обозначает начало, что-то единственное,  нечто очень малое, но в то же время очень существенное. Его характерными чертами являются сила, энергичность, воля, активность, инициатива.

    Вообще, использование  числа один  нехарактерно для русских народных сказок. Вероятно, это связано прежде всего с семейными традициями русского народа. Число один в сказках чаще всего указывает на выбор (один из немногих) или на сиротство героя («один-одинёшенек»).

Число 1 встретилось нам в сказках:

  • «Кузьма Скоробогатый» - «Жил-поживал Кузенька один-одинёшенек, в темном лесу…»;

  • «Крошечка-Хаврошечка» - «… осталась она сиротой маленькой…».


Число 2.

   Число 2 часто символизирует парность, четность, удвоение. Воплощает в себе нечто преходящее, неустойчивое, делимое. В некоторых источниках трактуется как «нерешительное, пассивное, подчиненное, мягкое, пластичное, женственное».  В сказках оно встречается чаще всего для обозначения парности героев, обстоятельств. Это происходит из-за того, что в жизни всегда есть две противоположности: добро и зло, чёрное и белое, свет и мрак, тепло и холодно, богатство и нищета, а на противопоставлении основаны многие сюжеты сказок.



  • «Гуси-лебеди» - «У них была дочка да сынок маленький…»;

  • «Морозко» - «…у мачехи была падчерица да родная дочка»;

  • «Про Ленивую и Радивую» - «Были у старика и старухи две дочери. …и прозвали в народе старшую Радивой, а меньшую – Ленивой».


Число 3.

Едва ли не в каждой сказке появляется число три. «Три» - самое распространенное число в сказках. Очень часто можно встретить в русских сказаниях и былинах три желания, три попытки, трое из ларца, камень у трех дорог, три головы у чудища.

В сказках обычно мы встречаем: камень на распутье, который предлагает богатырю три пути, три выбора, три царства, которые надо пройти – медное, серебряное и золотое, у отца три сына или три дочери.

  • «Три сестры» - «В одной деревне жили три замужние сестры»;

  • «Пузырь, соломинка и лапоть» - «Жили-были пузырь, соломинка и лапоть»;

  • «Маша и три медведя» - «…вышла она к домику, в котором жили три медведя».

Из сказки «Крошечка-Хаврошечка»: «А были у хозяйки три дочери. Старшая звалась Одноглазка, средняя Двуглазка, а меньшая Триглазка». Три раза направляла хозяйка своих трех дочерей по очереди следить за тем, кто помогает Крошечке-Хаврошечке «прясть, ткать и в трубы покатать». «И в третий день послала старуха третью дочь - Триглазку, а сироте еще больше работы задала!» Усыпила Хаврошечка два глаза Триглазки, а о третьем забыла. «Два глаза заснули, а третий все видит: как Хаврошечка корове в одно ушко влезла, а в другое вылезла и готовые холсты подобрала»

Из сказки «Царевна-лягушка»: « В старые годы у одного царя было три сына». Один из которых по обыкновению главный герой - Иван-царевич или Иван-дурак отправлялся в тридевятое царство, в тридесятом государстве. А где оно? Оказывается, рядом, потому что 3 х 9 = 27, 27 дней – это как раз лунный месяц – время обращения Луны вокруг Земли. Идем дальше: 3 х 10 = 30, а это период между двумя новолуниями.

Вот вам и указание на то, где находится “Тридевятое царство, Тридесятое государство” – на расстоянии, равном месяцу пути.

Вот такой пример сказочной математики.
Число 4.

Число четыре – символ максимальной устойчивости. Греки считали, что прежде всего появились: земля, вода, воздух и огонь. Для ориентации в пространстве люди пользовались знанием четырёх сторон света (север, юг, восток, запад), а календарный год делили на четыре сезона: зима, весна, лето, осень. Число 4 символизирует собой универсальную стабильность, порядок, завершенность, надежность, устойчивость и прочность. Значение числа 4 связывается символикой квадрата. Еще в доисторические времена число 4 использовалось для обозначения устойчивости. Человеческая жизнь разделяется на 4 периода: детство, юность, зрелость и старость.


  • «Колобок» - 4 персонажа встретил Колобок (заяц, волк, лиса, медведь)

«Я от зайца ушел,

Я от волка ушел,

От медведя ушел,

От тебя, лисы, нехитро уйти!»;


  • «Дочь-семилетка» - 4 загадки загадывал Царь: « - Четвёртая загадка: что всего на свете милее?»

  • «Лиса, заяц и петух» - 4 раза звери приходили на помощь зайцу:«Собаки гнали - не выгнали, медведь гнал - не выгнал, бык гнал - не выгнал, и ты, петух, не выгонишь!»

Число 5.

Число 5 считается счастливым числом. Оно символизирует постоянный поиск и самосовершенствование. Пятерка символизирует порядок и совершенство, представляет пять чувств человека: зрение, слух, обоняние, осязание и вкус.

  • «Война грибов» - Количество грибов, которых звал боровик на войну (белянки, рыжики, волнушки, опёнки, грузди): «- Приходите, грузди, ко мне на войну!»

  • «Кузьма Скоробогатый» - «…был у него худой домишко, да один петушок, да пять курочек».


    Числа 4  и 5 в русских народных сказках  встречаются  нечасто.

Вероятнее всего,  создатели сказок использовали их только в качестве простых числительных для обозначения количества, неслучайно эти числа используются редко не только в сказках, но и в пословицах и поговорках.  
Число 7.     

Число, обозначающее почти всегда положительные моменты жизни людей, считалось символом святости у многих народов. Число 7 состоит из двух совершенных чисел 3 и 4, и поэтому 7 –это не только святое число, но и символ разума. В Библии 7 – это символ союза Бога и человека.

Ещё в древности 7 считалось счастливым числом. Человек воспринимал окружающий мир (свет, запахи, звуки, вкус) через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри, рот). Не случайно в радуге семь цветов, на свете семь чудес света, в неделе 7 дней.в музыке 7 нот.

Интересно отметить, что наша память особенно хорошо удерживает лишь до семи разных впечатлений или предметов. При большей нагрузке ошибки в запоминании резко возрастают.

Число семь встречается в таких сказках, как:

  • «Волк и семеро козлят» - «Жила-была в красивом домике коза со своими семью козлятами».

  • «Семь Симеонов» - «…осталось у него семь сыновей-близнецов, что по прозванию семь Симеонов»,

  • «Дочь-семилетка» - «Есть у меня дочь-семи­летка, она меня научила».


Число 12

Это число высшего совершенства, так считается во всем мире. Дюжина составлена из умножения двух совершенных чисел 3 и 4, следовательно, она и есть верх совершенства. На  
большинстве языков дюжина  означает дюжее, т.е. крепкое,  здоровое.

Символика 12-ти используется не только для обозначения количества («двенадцать братьев – молодцов»), но и для усиления таинственности, загадочности: ровно в 12 часов начинаются невероятные  превращения и волшебство,  поэтому символику числа 12 чаще всего используют именно в волшебных сказках.

  • «Елена Премудрая» - «Ровно в двенадцать часов слышится солдату, что кто-то кричит из этой башни»,

  • «Кощей Бессмертный» - «…тут прикован на двенадцати цепях богатырский конь».


Заключение

Подводя итог можно сказать, что русские народные сказки пронизаны числами. Присутствие чисел наблюдается повсюду и почти всегда они выступают как священные и глубоко символические.

Четные числительные - два, четыре, шесть, восемь- встречаются гораздо реже в устном народном творчестве. Это связано с суеверным представлением, что чётное число связано со смертью, числом «дьявола».

Чаще всего в русских народных сказках используется  число 3.  

Тройка – это:

  • человек, с его телом, душой, духом;

  • рождение, жизнь, смерть;

  • три периода любой сущности: начало, середина и конец;

  • прошлое, настоящее и будущее.

  Число 3 наталкивает читателя на мысль о волшебстве, о совершенстве. Постоянное утроение мотива создает размеренный ритм повествования.

Таким образом, выбор числительных в сказках основан на народном представлении о значении чисел.

Мы пришли к выводу, что числительные играют в художественном тексте немаловажную роль, и их изучение помогает проникнуть в заложенную народом мысль, лучше понять историю своего народа.