ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Во время революции Джефферсон, Вашингтон, Пэйн, Сэмуэл и Джон Адамсы исходили из того, что политическое инакомыслие не должно допускаться, которое оспаривает правомерность и обоснованность войны за независимость, осуждавшему дела и взгляды патриотов. Еще в начале 1776 года Континентальный конгресс обратился к штатам с призывом не допускать обмана народа и введения его в заблуждение. В ответ на это и по мере развертывания военных действий началась повсеместная проверка лояльности, и все, кто отказывался подчиняться делу американской революции, подвергались различным преследованиям. При этом, если сначала проверка лояльности проводилась исключительно по инициативе патриотических общественных организаций, то затем в штатах принимались специальные законы о присяге в лояльности.
С 1776 года был также введен в силу единый для всех штатов кодекс военного времени, согласно которому употребление изменнических или неуважительных выражений в отношении властей Соединенных Штатов признавалось уголовно-наказуемым деянием. Штат Коннектикут принял специальный закон о подстрекательстве к мятежу, по которому лица обвиненные в клевете на государственные органы, лишались избирательных прав, подлежали штрафу или заключались под стражу. Аналогичные законы принимались в Массачусетсе и Вирджинии. Это означало введение строгих ограничений свободы слова и печати. Кроме того, были поставлены вне закона разбойники и грабители, фактически не действовали гарантии «хабеас корпус акта». Лиц, которые подозревались в политических преступлениях, содержали в камерах без всякого расследования их дел военными трибуналами. При этом в целях борьбы с лоялистами большими полномочиями были наделены специальные комитеты общественной безопасности, отказывавшие в любых правовых гарантиях всем, кто так или иначе мешал успешному ведению войны за независимость.
В июне 1789 года Мэдисон предложил палате представителей свой разработанный проект поправок к конституции, которые по своим целям и содержанию должны были устранить все сомнения в ценности этого исторического документа и во многом отображали положения Декларации прав Вирджинии 1776 года.
Мэдисон предложил предпослать конституции заявление о том, что источником власти является народ, который наделен правом изменять свое правительство. По его мнению в конституции также должно быть указано, что гражданские права не должны ущемляться на основании религиозных убеждений. Также конституция должна содержать запрет на установление какой-либо государственной религии и нарушение прав на свободу совести.
Кроме того, Мэдисон рекомендовал указать в тексте Конституции, что народ не должен лишаться прав на свободу слова, письма, а также что свобода печати, являющаяся одной из главных основ свободы, не должна упраздняться. Не должно также ограничиваться право народа на мирное собрание в целях обсуждения проблем и вопросов, интересующих его, а также обращаться к законодателям с петициями о прекращении злоупотреблений.
В проекте билля о правах содержалось также положение о том, что помимо закрепленного за народом права хранить и носить оружие ни один гражданин не обязан проходить военную службу, если это не соответствует его религиозным убеждениям.
При подготовке проекта, Мэдисон обратил внимание, что в конституциях и биллях о правах многих штатов имеются серьезные проблемы, касающиеся гражданских свобод. Некоторые штаты, в которых на тот момент уже были приняты писанные конституции, игнорировали положения о свободе печати, право обвиняемого на представительство адвокатом в уголовном процессе, а также гарантий от необоснованных обысков и захватов[5]. Допуская, что власти штатов могут злоупотреблять своими полномочиями не меньше чем федеральное правительство, Мэдисон в своем проекте предложил специальную статью, в которой должно быть указано, что не один штат не имеет право нарушать права на свободу совести, свободу печати или на разбирательство уголовных дел судом присяжных. Но помимо этого Мэдисон считал необходимым ввести в конституцию специальные гарантии от злоупотреблений со стороны федеральных властей. Именно Мэдисон рекомендовал внести в конституцию статью о разделении федеральной власти на законодательную, исполнительную и судебную.
Важность включения своего проекта в конституцию Мэдисон объяснил тем, что его появление в тексте конституции устранит все сомнения народа относительно основного закона страны. При этом, по мнению Мэдисона, если в Англии гражданские свободы защищены только от посягательств со стороны главы государства, а законодательная власть не ограничена в своих полномочиях, то в США граждане требуют ограничить государственную власть в каждой ее ветви. Особенно, по мнению граждан, ограничить необходимо законодательную ветвь власти как на федеральном уровне, так и на уровне штатов. Если конституция Англии не закрепляла никаких гарантий, касающихся свободы совести и печати, то конституция США провозглашает данные свободы как важнейшие привилегии.
Специальный комитет палаты представителей рекомендовал в модифицированном виде предложенные Мэдисоном поправки к конституции, исключив только первую статью. Такой вариант был одобрен и самой палатой представителей. Но сенат США внес существенные изменения в проект билля о правах. Вместо того, чтобы запретить ограничения свободы совести, слова, печати и иные гарантии в общей форме, сенат предложил статью, которая запрещает ограничивать данные свободы только конгрессу США. Также сенат исключил из проекта статью, которая запрещает властям штатов посягать на выше перечисленные свободы, не обратив внимание на мнение Мэдисона о том, что власти штатов могут представлять серьезную опасность для гражданских свобод. Кроме того, сенат отверг статью о разделении властей, а также положений об освобождении от воинской обязанности, если это противоречит религиозным убеждениям.
Однако сенат в отличие от палаты представителей счел необходимым включить в билль о правах общую декларативную статью, предложив свой вариант ее текста. Но данная статья была отклонена палатой представителей. Окончательный текст Билля о правах был утвержден в сентябре 1789 года в виде десяти поправок, которые официально вступили в силу в 1791 году. Данные поправки и на сегодняшний день являются действующими нормами в Конституции США.
Принятый текст, в связи с внесением сенатом поправок, значительно сократил первоначальный проект Мэдисона, который основывался на том, что власти штатов представляют не меньшую угрозу для гражданских свобод чем федеральная власть. Именно в данном вопросе, как показала последующая практика, Мэдисон не ошибся. Значительно были ограничены гарантии основных гражданских свобод от посягательств со стороны федеральной власти, так как они ограничивались только конгрессом. Так или иначе данные поправки стали актом конституционного значения, так как закрепили на федеральном уровне важнейшие гражданские свободы и процессуальные гарантии личности. Большое значение имело также запрещение такого толкования Билля о правах, при котором ущемлялись бы другие гражданские свободы, не указанные в нем и утверждение предложенной Мэдисоном гарантии, что полномочия, не предоставленные основным законом федеральным властям, переходят к штатам либо народу[6]. Учитывая также тот факт, что основу текста конституции составляла идея разделения властей, а также верховенство конституционных норм над иным нижестоящим законодательством, то необходимо признать, что именно США стали первой в мире страной, где институт гражданских свобод получил полное юридическое оформление.
Важно отметить, что конституционная ассамблея в Париже приняла Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 года как раз в одно время с согласованием в конгрессе текста Билля о правах. Как известно, французская Декларация заимствовала многие положения из биллей о правах американских штатов, а в особенности из Декларации прав Вирджинии 1776 года. Но главным толчком к принятию французской Декларации прав человека и гражданина, стало движение, которое развернулось в США за принятие федерального билля о правах как неотделимой составной части основного закона США. Политики французской революции хорошо знали американский опыт и охотно перенимали те идеи и формы, которые отвечали конституционным потребностям конституционного развития их собственной страны. Но на первом этапе революции Франция оставалась конституционной монархией, а ее вожди заимствовали многие политические идеи и институты Англии. На сегодняшний день в результате этого Англия, Франция и США предстали по мнению историков как единая цивилизация, одной из ценностей которой стали гражданские права и свободы. Но последующие события изменили картину целостности данной цивилизации и обнаружили социальную и политическую несостоятельность института гражданских свобод в условиях обострения противоречий между этими странами и осложнения их внутриполитической обстановки.
Содержание основных поправок Билля о правах
Билль о правах 1791 года содержал десять поправок. Их условно можно разделить на две части: первая закрепляет гражданские права и свободы, представляющие собой основу демократического общества, вторая закрепляет гарантии реализации этих прав и свобод.
Поправки, гарантирующие права и свободы
Первая поправка закрепляет за гражданами свободу слова, печати, собраний. Эта поправка считается основным правом граждан и политических объединений. Согласно ей, Конгресс больше не мог издавать законы, притесняющие и, тем более, преследующие перечисленные свободы. Конгрессу также запрещалось устанавливать религию, обязательную для всех американцев.
Вторая поправка была призвана защищать свободу штата и личную свободу его граждан. С этой целью каждый штат получал право иметь собственное ополчение, а каждый гражданин – право на ношение оружия.
Третья поправка касалась расквартирования солдат в частных домах в мирное время: без согласия хозяев это было запрещено. В наше время эта поправка утратила свою актуальность.
Четвёртая поправка ввела понятие личной неприкосновенности, а также неприкосновенности жилища, имущества, бумаг и закрепила его в форме права, приравнённого к конституционному. Согласно этой поправке, были запрещены обыски и аресты без соответствующего документа, который мог выдать только судья при условии наличия основания.
Пятая поправка ввела гарантию частной собственности и регламентировала некоторые гарантии, связанные с судебным процессом. Так, согласно ей, гражданин:
-
мог быть привлечён к ответственности за содеянное только по решению суда присяжных заседателей, кроме дел, случившихся во время военной службы; -
не мог подвергаться безвозмездному лишению частной собственности; -
не мог быть повторно наказан за одно и то же преступление; -
получал право не свидетельствовать против себя; -
не мог быть лишён собственности, свободы или жизни иначе, чем по решению суда.
Поправки, гарантирующие реализацию прав и свобод
Шестая поправка закрепляла некоторые права подсудимого: ему позволялось советоваться с адвокатом, приглашать своих свидетелей, а также участвовать в очной ставке со свидетелями стороны обвинения.
Седьмая поправка гарантировала право на судебное разбирательство с участием присяжных заседателей, если дело носило гражданский характер, например, дела, в которых стоимость иска составляла двадцать долларов и выше.
Восьмая поправка наложила запрет на слишком большие штрафы, налоги, а также особо жестокие и необычные способы казни. На основании этой поправки в некоторых штатах, считавших смертную казнь слишком жёстким наказанием, она была отменен, но в других сохранилась. В современных США смертная казнь не применяется в шестнадцати штатах.
Девятая поправка регламентировала общегражданские права. Согласно ей, если народ уже пользуется каким-либо правом, которое не включено в Конституцию, его отменить нельзя.
Конец формы
Десятая поправка расширяла правовые полномочия штатов. В ней говорилось о том, что полномочия, которые, согласно Конституции, не относятся к компетенции государства, сохраняются за штатами.
Несмотря на широкий спектр гражданских свобод, закрепленных в Билле о правах, он не гарантировал социальные и экономические права, не отменял рабство, сохранял прежнюю избирательную систему, исключавшую из политической жизни значительную часть общества. Однако даже отмеченные недостатки не умаляют большого исторического значения Билля о правах – составной части американской Конституции, которое он имел в формировании американской демократии, в утверждении прав и свобод личности в качестве критериев социального прогресса