Файл: Психология общения Практикоориентированное задание 1 Анализ коммуникативной ситуации. Определение видов и приемов общения Анализ ситуации.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 15

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Психология общения

Практикоориентированное задание 1: Анализ коммуникативной ситуации. Определение видов и приемов общения

Анализ ситуации

Для анализа мною был взят диалог из произведения «Двенадцать стульев».

Толпа тесно сомкнулась вокруг играющих.

– Только что на этом месте стояла моя ладья! – закричал одноглазый, осмотревшись. – А теперь ее уже нет.

– Нет, значит, и не было! – грубовато сказал Остап.

– Как же не было? Я ясно помню!

– Конечно, не было.


– Куда же она девалась? Вы ее выиграли?

– Выиграл.


– Когда? На каком ходу?

– Что вы мне морочите голову с вашей ладьей? Если сдаетесь, то так и говорите!

– Позвольте, товарищ, у меня все ходы записаны.

– Контора пишет! – сказал Остап.

– Это возмутительно! – заорал одноглазый. – Отдайте мою ладью!

– Сдавайтесь, сдавайтесь, что это за кошки-мышки такие!

– Отдайте ладью!


– Дать вам ладью? Может быть, вам дать еще ключ от квартиры, где деньги лежат?

С этими словами гроссмейстер, поняв, что промедление смерти подобно, зачерпнул в горсть несколько фигур и швырнул их в голову одноглазого противника.

– Товарищи! – заверещал одноглазый. – Смотрите все! Любителя бьют.

(Ильф и Петров. Двенадцать стульев)

Анализ:

Цель общения одноглазого: выяснение ситуации, а именно куда подевалась ладья. Цель общения гроссмейстера: скрыть жульничество. По ходу беседы цель общения сменилась у одноглазого: уличить в обмане гроссмейстера.

Участники используют свободный тип общения, который в процессе всего диалога не меняется. Одноглазый инициативный в общении, гроссмейстер – принудительный тип общения. Поскольку одноглазый принуждал гроссмейстера давать ответы на свои вопросы, гроссмейстер же желал прекратить беседу.


Оба участника общения сохраняют культуру речи, они не оскорбляют друг друга, не используют бранные слова, соблюдают этикетные нормы.

Социальные роли у участников общения разные один участник является гроссмейстером, а другой любителем (одноглазый) в игре в шахматы. Одноглазый использует стандартную инициативную нормативную коммуникативную роль, он желает добиться прояснения ситуации и добиться справедливости, гроссмейстер же в свою очередь ненормативную коммуникативную роль, т.к. он выводит на конфликт, уходит от ответов на вопросы.

Одноглазый занимает роль «родителя», т.к. требует объяснения, куда делась ладья, гроссмейстер в свою очередь ведет общение с позиции «ребенка» он не аргументирует свои ответы, а в конце и вовсе кидает шахматы в лицо оппоненту.

В данном фрагменте диалога можно наблюдать «Закон речевого усиления эмоций», проявился он в том, что когда на гроссмейстера начали давить, его эмоции усилились и он бросил шахматы в лицо одноглазому.

Гроссмейстер бросил шахматы в лицо – знак того, что он не уважает оппонента, у него не достаточно слов, чтобы аргументировать свою позицию. О невербальном поведении одноглазого судить сложно, т.к. в диалоге о нем не упоминается, но можно предположить, что он приблизился к гроссмейстеру, т.е. оказывал давление на него.

В диалоге одноглазый использовал следующие приемы: открытые вопросы: «Куда же она девалась?»; задавал четкие и ясные вопросы по существу: «Когда? На каком ходу?». Гроссмейстер использовал манипулятивные техники: «Что вы мне морочите голову с вашей ладьей? Если сдаетесь, то так и говорите!».

Заключение: По моему мнению, коммуникативная позиция сильнее у одноглазого, он использует эффективные правила и приемы общения. Гроссмейстер имеет более слабую позицию, и в итоге оказывается в проигрыше.