Файл: Памятка по выполнению выпускной квалификационной работы (бакалавриат).docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
ПАМЯТКА
по выполнению выпускной квалификационной работы (бакалавриат)
1. Основные этапы самостоятельной подготовки студента к написанию выпускной квалификационной работы
Этапы построения научного исследования могут быть представлены таким образом:
I. Определение темы исследования. Актуальность, цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, научная новизна, практическая значимость, методы исследования, база исследования, структура ВКР.
II. Разработка структуры исследования.
Исследование начинается с обоснования актуальности темы исследования. Актуальность темы связана с решением вопроса: почему данную проблему нужно в настоящее время изучать, актуальность указывает на научную необходимость изучения темы.
Цель исследования – это планируемый, желаемый результат исследования, путь достижения конечного результата. Это ответ на вопрос: для чего проведено исследование (какова его общественная польза и значимость). Целью исследования может быть получение описательной информации о проблемной ситуации, сбор и анализ статистики. Для формулировки цели можно воспользоваться следующими контрольными вопросами: что исследуется? каким путём исследуется? что исследование даёт обществу?
Наиболее типичны следующие цели:
1. «Целью исследования является анализ развития … и разработка предложений по …»
2. «Целью нашего исследования является выявление психолого-педагогических условий эффективности (педагогического процесса, методов, технологий…) направления формирования …»
3. «Целью нашего исследования является выявление способов эффективного внедрения, воздействия на процесс…»
4. «Цель настоящего исследования состоит в том, чтобы проанализировать …, определить важность и значимость … для …»
5. «Целью нашего исследования является обобщение педагогического опыта …»
6. «Целью нашего исследования является анализ эффективности педагогических теорий, систем, технологий…»
7. «Целью нашего исследования является изучение динамики педагогических явлений, процессов…»
В качестве целей могут также выступать:
– выявление взаимосвязи явлений;
– изучение динамики явления;
– описание нового эффекта, нового феномена;
– открытие новой природы явления;
– обобщение, выявление общих закономерностей;
– создание технологий изучения.
Объект исследования – объектом исследования является процесс или явление, заключенные в теме исследования.
Предмет исследования– это то, что находится в границах объекта. Являясь элементом объекта исследования, он включает совокупность его свойств и признаков. Это – часть, сторона, элемент объекта изучения. Например: «Предметом исследования выступает определение (путей, средств, технология, методические приемы, способы влияния, характер влияния…).
Гипотеза исследования – сформулированные автором предположения, подлежат проверке в ходе исследования. Для этого конструируется эксперимент или опытно-экспериментальная работа, результаты которой оцениваются по продуманным в соответствии с содержанием изучаемого критериям. Затем результаты этой работы осмысляются и оформляются: разработка практических рекомендаций, внедрение результатов исследования в практику:
«Психолого-педагогическое исследование стимулируется гипотезой о том, что использование специально развивающей программы по формированию навыков общения у детей способствует развитию личности младшего школьного возраста»;
«Основу гипотезы составляет идея о том, что особенности темперамента ребенка младшего школьного возраста оказывают влияние на эффективность его взаимодействия со сверстниками и взрослыми».
Задачи исследования по сути представляют собой выбор путей и средств достижения цели. Исследовательские задачи формулируются как конкретные целевые установки, определяющие основные направления и этапы решения поставленной проблемы.
Задачи формулируются обычно в виде перечислений (изучить / исследовать…, описать…, установить…, выяснить…, доказать…, показать… и т. д.). Определение задач должно составить основное содержание глав и параграфов работы. Приведём примеры.
«В соответствии с поставленной целью в данном исследовании решаются следующие задачи:
– показать, что…
– рассмотреть…
– выработать…
– выявить проблемы в развитии…
– определить состояние проблемы …
– проанализировать особенности …
– выявить негативные тенденции…
– разработать основные методики формирования …»
«Для достижения этой цели в работе решаются следующие задачи:
– характеристика …
– решение вопросов по …»
– определение позиций…
«Основными задачами исследования выступают:
– психологическое изучение … и выявление…;
– выявление зависимостей между … и …;»
«Задачи исследования могут быть сформулированы следующим образом:
– оценить эффективность …
– проанализировать существующие подходы и методы…
– выявить зависимость между … и …
– апробировать разработанный механизм …
– сравнить …
– определить и интерпретировать результаты эффективности на основе испытания метода (методов) …»
Научная новизна – это конкретный новый теоретический результат исследования. Выделяют три уровня научной новизны:
– уровень конкретизации (когда новый результат уточняет известные данные, конкретизирует отдельные положения, касающиеся теории и практики);
– уровень дополнения (когда новый результат расширяет известные теоретические или практические положения, вносит в них новые элементы, дополняются познания в исследуемой области без изменения сути);
– уровень преобразования (когда новый результат характеризуется принципиально новыми в области истории знаниями, которые не дополняют известные положения, а представляют нечто самостоятельное).
Научная новизна строится в следующих формулировках:
– уточнены (условия, методические приемы),
– конкретизированы (положения, методы),
– разработаны (основы чего-то),
– раскрыты (состав и структура чего-то),
– обоснованы (положения о том-то и о том-то),
– определены (условия чего-то),
– выделены (принципы, условия, способы, критерии),
– разработаны (программа, методические рекомендации),
– выявлены, (совокупность чего-то), установлены (критерии …) и т. д.
Практическая значимость состоит в практической реализации результатов исследования. Выделяют два вида практической значимости:
– прямая реализация (реализуется в методических разработках, программах и т. п.);
– косвенная реализация (когда результаты исследования внедряются в практику конкретного региона либо учреждения).
Практическая значимость выражается в формулировках:
модель (какой-либо системы), рекомендация (по совершенствованию какой-либо деятельности), программа (обосновывающая направления деятельности), технология (обосновывающая конкретные педагогические приемы и т. д).
Практическая значимость проведённого исследования определяется возможностью использования результатов исследования в практике работы дошкольных образовательных учреждений:
«Практическая значимость нашего исследования состоит в том, что в данной работе определены основы методики формирования…, которые могут успешно использоваться …»;
«Результаты данного исследования могут быть рекомендованы к использованию в практической деятельности …».
Методы исследования. Теоретическая и практическая работа предполагает использование различных методов педагогического и психологического исследования.
Теоретические методы включают: изучение литературных источников, теоретический анализ, методы логических обобщений и моделирования. Предметами изучения при использовании этого метода являются нормативно-правовые акты в сфере образования, образовательные стандарты, научно-методическая литература, типовые учебные планы и программы, а также разнообразные электронные документы. Теоретический анализ как метод познания предполагает осмысление результатов исследования на основе теоретических постулатов и моделей, разработанных педагогической наукой.
К эмпирическим методам психолого-педагогических исследований относятся: наблюдение, беседа, анкетирование, измерение, педагогический эксперимент и др.
База исследования – организация, предприятие, подразделение (дошкольное учреждение, школа, учреждение дополнительного образования, вуз и т.п.), в котором будет проводится опытно-экспериментальная работа в рамках темы исследования.
Структура ВКР
2. Требования к структуре и содержанию элементов выпускной квалификационной работы
Выпускная квалификационная работа имеют следующую структуру:
Титульный лист (см. Приложение А).
Содержание. В содержании (оглавлении) приводятся заголовки всех частей работы, параграфов с указанием номеров страниц, с которых они начинаются. Заголовки одинаковых ступеней располагаются друг под другом.Главы обозначаются римскими цифрами, а параграфы арабскими (без значка «§»).
Введение. Во введении дается краткое обоснование выбора и актуальности темы, формулируется научный аппарат исследования: цель, объект, предмет, гипотеза, задачи, научная новизна, практическая значимость, методы исследования, база исследования, структура ВКР.
Главы основной части. В основной части работы выделяются, как правило, две главы. Каждая глава имеет название и состоит из параграфов.
Глава I. Теоретическая часть работы содержит анализ имеющихся научно-теоретических исследований в зарубежной и отечественной педагогической литературе. Даются определения используемых в работе понятий, ссылки на авторские концепции, делаются выводы. Цитирование различных источников в выпускной квалификационной работе оформляется ссылкой на данный источник с указанием его порядкового номера в списке использованной литературы в квадратных скобках после цитаты.
Название Главы I связано с теоретическим обоснованием изучаемой проблемы. Например:
«Глава I. Теоретические подходы к исследованию проблемы…»;
«Глава I. Теоретические аспекты изучения проблемы…» и др.
На следующем этапе планируется экспериментальная работа, опираясь на практический опыт коллег, освещенный в методической литературе. Определяется экспериментальная и контрольные группы участвующих в исследовании младших школьников. Описывается цель опытно-экспериментальногоисследования, его содержание, организация, ход.
Глава II. Практическая часть научной работы. Название Главы II соотнесено с экспериментальной частью работы. Например:
«Глава II. Психолого-педагогические условия развития…»;
«Глава II. Экспериментальное изучение влияния… на развитие…» и др.
Названия параграфов соотносятся с отдельными задачами исследования.
Проводится экспериментальная работа, собранный материал подлежит критическому осмыслению и логическому освещению в экспериментальной главе.
В каждой работе должны быть представлены критерии оценки эффективности проведенной работы и показатели уровней сформированности того или иного личностного качества, способностей и т.д.
На завершающем этапе исследования следуют короткие выводы по каждой главе, а затем заключение по всей работе.
Заключение – это «ответ введению».
Данная часть предполагает обобщённую итоговую оценку проделанной работы. В ней даются краткие ответы на поставленные в начале исследования задачи, гипотезу. Отмечаются основные выводы исследования. Выводы должны быть представлены по каждой из задач исследования и главное – по цели исследования. Это связывает заключение с введением, обеспечивая законченность и логическую выстроенность работы.