Файл: Практическая работа к разделу 5 Общество согласие вы будущие избиратели!.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 16

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Практическая работа к разделу 2.5 «Общество: согласие»
«ВЫ – БУДУЩИЕ ИЗБИРАТЕЛИ!»
Цель: формирование у молодежи активной жизненной позиции, готовности участвовать в общественной политической жизни страны.
Задачи:
Образовательная:
- обобщение знаний о российской символике и понятий
«гражданин»,
«Родина»,
«избирательное право»,
Государственная Дума, Президент;
- овладение технологией работы в группах;
- получение учениками знаний о принципах и процедуре современных выборов.
Воспитательная:
- формирование навыка гражданской позиции, потребности в выполнении конституционного долга;
- понимание важности и ответственности шага, связанного с участием в политических выборах;
- понимание, что именно через выборы каждый гражданин может реализовать своё право участвовать в управлении делами государства.
Развивающая:
- развитие культуры речи, дискуссии, умения анализировать и делать выводы;
- развитие диалоговой формы общения внутри группы, повышение уровня правовой культуры учащихся и грамотности будущих избирателей, развитие и укрепление гражданской позиции, самостоятельного осмысления социально-политических явлений.
Ожидаемые результаты:
Учащиеся получат знания об основных принципах и этапах участия граждан в выборах, ознакомятся с основными понятиями, связанными с избирательной системой России.

2
В ходе занятия они смогут моделировать действия различных участников избирательного процесса и в дальнейшем иметь представление о них, высказать свое отношение к вопросам значимости выборов как демократического института и важности активной гражданской позиции в реализации избира- тельного права для успешной модернизации и развития страны, а также в дальнейшем принять твердое решение об участии в выборах.
Оборудование: презентация
«Ты будущий избиратель» https://yandex.ru/video/preview/51283334761646253 93, видеоролик
«Честные выборы»
https://yandex.ru/video/preview/10047091269990371051, рабочие листы, плакат «Голосуй За!»
План:
1.
Вступительное слово педагога.
2.
Основная часть.
3.
Закрепление материала.
4.
Подведение итогов. Рефлексия.
Ход мероприятия
1. Вступительное словою
Как в эпохе след оставить?
Как зажечь сердца огнем?
Не пора ли нам представить,
Чем мы дышим? Как живем?
Кто ты, ведомый иль ведущий?
Найди себя, познай других,
И пусть возникнет в днях грядущих
Веселый отклик дел твоих!
Есть смысл в составных разобраться.
Есть смысл обсудить все пути.
Чтоб к цели заветной добраться,
Есть смысл просто встать и идти.
Скажи, а тебе это нужно?
Подумай еще и скажи.


3
«Да, нужно, ответил ты! Нужно!
Пусть переменится жизнь!»
Добрый день, дорогие друзья! Нам приятно видеть вас на традиционной встрече будущих избирателей!
Быть избирателем – это обязанность каждого гражданина, выполнение которой позволяет проводить в жизнь демократические принципы.
В условиях становления демократического государства возрастает необходимость в подготовке молодого поколения к сознательному выбору. Современное общество ставит перед молодежью определенные цели и задачи, для реализации которых необходимы многие знания и умения, в том числе умение защищать и отстаивать свои права, интересы, обязанности;
Мы с вами живем в сложном противоречивом современном мире. И нам нельзя быть безучастными к своей стране, которую мы называем Россией!
Ведь каждый из нас является гражданином России! А быть гражданином – это значит принимать участие в общественной и политической жизни страны. (Просмотр видеоролика)
Это значит – жить в своей стране!
Учиться в своей стране!
Работать в своей стране!
Защищать свою страну!
Гордиться своей страной!
Делать все для процветания России!
2. Основная часть.
Как часто Вам приходится что-либо выбирать?
Легко ли делать выбор?
Учитель предлагает поднять руку учащимся, которым всегда легко сделать какой-либо выбор. Если такие находятся среди школьников, то им предлагается объяснить, что помогает им сделать выбор легко. Учитель предлагает поднять руки тем, кто долго колеблется, принимая решения.

4
Им также дается возможность осмыслить себя в ситуации выбора.
Таким образом, в ходе беседы формируется понимание самой проблемы выбора, которая заключается и в наличии у человека опыта выбирать, принимая решения, и в наличии силы и смелости сделать этот выбор. Учителем вводиться и тема ответственности за сделанный выбор, что позволяет подчеркнуть актуальность данного мероприятия.
Затем учитель предлагает прочесть каждое из высказываний о выборах, и просит учащихся объяснить, кто как понимает высказывание.
Уважаемые ребята! Сегодня вы участвуете в мероприятии
«Вы - будущие избиратели!» А что значит – «быть избирателем»? Прежде всего, это принимать участие в общественной и политической жизни страны, ведь политика встречает нас на каждом шагу. Порой мы жалуемся на плохое управление страной, районом, своим селом, критикуя действия и политику тех или иных структур. И только мы
– простые граждане – в силах изменить политическую жизнь страны в лучшую сторону. Это можно сделать, прежде всего, участвуя в выборах. Все вы, ребята, будущие избиратели. Участвуя в выборах, вы отдадите свой голос за партию или кандидата, которых считаете более достойными представлять и защищать ваши интересы на государственном уровне. Наша игра поможет Вам лучше разобраться в том, как устроена избирательная система в нашей стране.
Как вы думаете, что означает слово «гражданин»?
«Гражданин» – лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью прав и обязанностей. С. И. Ожегов,
Н. Ю. Шведова. (Толковый словарь русского языка).
Быть гражданином - это состояние души и потребность в реализации своих возможностей и способностей на благо любимой Родины и на ее процветание.


5
Слово «гражданин» неразрывно со словом Родина, настоящий гражданин обязан любить, оберегать, защищать ее.
Вспомним поговорки и пословицы о Родине:
Человек без родины - соловей без песни.
Своя земля и горсти мила.
Дома и стены помогают.
Где выросла сосна, там и она красна.
Родина - мать, умей за нее постоять.
У гражданина одной страны общие государственные символы
(учащиеся перечисляют их): флаг, герб, гимн.
Вспомните, что означают цвета нашего флага, и что
символизирует герб. (Белый цвет - мир, чистота, совесть.
Синий - небо, верность, правда. Красный - огонь и отвага. Герб
- олицетворение красоты и справедливости и победы добра
над злом.)
Все эти государственные символы были утверждены в декабре
2000г.
Одна из обязанностей гражданина - соблюдение законов РФ.
Возникает вопрос, кто принимает эти законы и их
утверждает.
Все законы принимает Федеральное Собрание, которое в свою очередь состоит из Государственной думы и Совета федерации.
Схема такова: первоначально законы принимают депутаты
Государственной Думы, затем рассматривает Совет Федерации и лишь потом они поступают на подпись к президенту. И тогда этот закон вступает в силу в любом уголке нашей страны. В соответствии с этим можно говорить о том, что экономическое, культурно-нравственное, социальное положение страны зависит от системы выработанных законопроектов и их исполнения. Вся ответственность возлагается на тех людей, которые принимают и подписывают законы. То есть, судьба и развитие нашей страны в их руках. Но мы, граждане своей страны, естественно, не должны быть безразличны к тому, что происходит, и мы сами выбираем депутатов. А самый важный выбор каждого гражданина - выбор Президента. И уже от

6 нашего выбора будет зависеть развитие нашего государства.
Вы как будущие избиратели должны понимать всю важность гражданского долга. Эта гражданская позиция должна закладываться уже в вашем возрасте, чтобы на момент права голоса у вас не было сомнения - идти или не идти на выборы.
Возникает следующий вопрос, а какие стадии включает в
себя весь избирательный процесс?
Предлагается выслушать, как это могут охарактеризовать
учащиеся, а затем учитель предлагает рассмотреть эти
этапы:
1. Составление списков избирателей. Гражданин РФ может быть включен в список избирателей только на одном избирательном участке.
2. Образование избирательных округов и участков. Для проведения выборов образуются избирательные округа и участки.
3. Избирательные комиссии. Эти комиссии обеспечивают реализацию и защиту избирательных прав граждан, а также осуществляют подготовку и проведение выборов.
4. Выдвижение и регистрация кандидатов.
5. Предвыборная агитация. Предвыборная агитация может осуществляться через средства массовой информации, путем проведения предвыборных мероприятий, в том числе собраний и встреч с гражданами. Предвыборная агитация начинается со дня регистрации кандидатов и прекращается за один день до дня выборов.
6. Порядок голосования, подсчет голосов избирателей, установление результатов выборов и их опубликование.
Голосование на выборах, референдуме проводится в календарный выходной день.
Наверное, вы слышали такое понятие «выборы не
состоялись». Как вы это понимаете?
Весь этот процесс, как вы заметили, трудоемкий и требует определенных затрат, сил, времени и финансов, если граждане не приходят на выборы, то выборы признают несостоявшимися.


7
Значит, их переносят, и опять все сначала. Вас никто не может заставить исполнить свой гражданский долг, потому что – это у каждого должно быть в сознании.
В федеральном законе «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской
Федерации» предусмотрено, что участие гражданина в выборах является добровольным. Никто не вправе оказывать давление на гражданина с целью принудить к участию и неучастию в выборах, а также на его свободное волеизъявление».
Но и нельзя быть равнодушными к судьбе страны, в которой живете вы и будут жить ваши дети и внуки. Если все в стране стабильно, то она только процветает и развивается, а если все идет произвольно, то происходит постепенный распад. Именно поэтому голос каждого важен и значим. Ведь во главе государства стоит Президент, на которого возложены и надежда граждан, и ответственность, и ему необходимо знать, что народ ему доверяет и поддерживает его именно своими голосами.
Давайте охарактеризуем, какими качествами должны
обладать, по-вашему мнению, депутаты, Президент РФ
(выслушиваем мнения учащихся).
3. Закрепление материала.
Рабочий лист №1
Ответьте на вопросы, выбрав подходящий ответ.
1. Если лучший друг будет уговаривать Вас проголосовать
за кандидата на пост Президента, который нравится ему,
то:
а) сделаете, что просит друг;
б) не знаете, как поступите;
в) не сделаете, примите решение самостоятельно.
2. Если Вам предложат деньги за Ваш избирательный
бюллетень, то:
а) продадите;
б) не знаете, как поступите;
в) не продадите.

8
3. Если в день выборов Президента у Вас появится шанс
классно отдохнуть с ночевкой у реки в отличной компании,
то:
а) не пойдёте голосовать;
б) не знаете, как поступите;
в) пойдёте на выборы и проголосуете.
4. Если Вы узнаете, что в день выборов Президента Ваши
родители собрались уехать в гости и не намерены
голосовать, то:
а) Вы промолчите;
б) не знаете, как поступите;
в) будете просить родителей проголосовать.
5. Если один из кандидатов на пост Президента пообещает
молодежи в случае своей победы ежегодные бесплатные
поездки за границу и бесплатные банкеты каждую субботу
на протяжении всего срока его президентства, то:
а) Вы проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) проголосуете за другого кандидата, у которого более
реальная программа развития страны.
6. Если один из кандидатов пообещает перед выборами
резко снизить цены на продукты, одежду и другие товары,
то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
7. Если один из кандидатов пообещает очистить страну от
«инородцев, из-за которых все неприятности», то:
а) проголосуете за него;
б) не знаете, как поступите;
в) не проголосуете за него.
8. Если один из кандидатов пообещает организовать
быстрые и победоносные военные походы для расширения
границ державы со 100% гарантией успеха, то:
а) проголосуете за него;


9
б) не знаете, как поступите;
в не проголосуете за него.
ЕСЛИ
В
ВАШИХ
ОТВЕТАХ
ПРЕОБЛАДАЕТ
ВАРИАНТ «А», то печальной может быть судьба нашего
Отечества. А это означает, что и Ваша судьба незавидна. Вы абсолютно недооцениваете смысл выборов. Вы не понимаете, что от Вашего мнения многое зависит. Например, будете ли Вы вообще когда-нибудь сидеть на берегу реки и ездить за границу
(не бесплатно, разумеется).
Во-первых: Вы помогаете тем, кто стремится искусственно повлиять на выборы, протащить своего кандидата. Эти люди рассчитывают не на жизненность своей программы, не на способности своих лидеров, а на интриги и силовые методы.
Во-вторых: Продавая свой голос за обещанные блага, Вы все равно ничего не получите. Ничто не появляется из ничего.
Обещания выполнены не будут. А вот на колючую проволоку для таких, как Вы, у нового президента денег обязательно хватит.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «Б», то Вы не очень отличаетесь от предыдущего «избирателя» и думаете, что
Вас политика никогда не коснется.
ЕСЛИ В ОТВЕТАХ ПРЕОБЛАДАЕТ ВАРИАНТ «В», то все в порядке: страна будет мощной державой, а вместе с ней будете благоденствовать и Вы.
Рабочий лист №2
1. Гражданин РФ может самостоятельно в полном объеме осуществлять свои права и обязанности...
● с 16 лет;
● с 18 лет;
● с 21 года.
2. Первое заседание вновь избранной Государственной
Думы открывает...
● Президент РФ;
● старейший по возрасту депутат;
● председатель бывшей Государственной Думы.

10 3. Президент РФ издает...
● постановления;
● распоряжения;
● указы;
● законы.
4. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин, достигший...
● 18 лет;
● 21 года;
● 30 лет.
5. Можете ли вы помочь заполнить бюллетень другому избирателю по его просьбе?
● да, если меня об этом попросят;
● нет, не имею права;
● да, могу, только по просьбе члена участковой комиссии.
6. Население территории решает вопросы местного значения...
● через обращение в органы исполнительной власти субъектов Федерации;
● через органы местного самоуправления;
● через обращение к депутату Государственной Думы.
7. Высшим непосредственным выражением власти народа является..
● референдум и свободные выборы;
● Парламент РФ.
Рабочий лист №3
«Сложная ситуация» ( найти допущенные ошибки)
1. Во время предвыборной компании в дверь пенсионера
Николая Максимовича позвонили. На пороге стояли молодые люди, которые представились агитаторами одного из кандидатов в депутаты. Они долго рассказывали Николаю
Максимовичу, какой хороший их кандидат и как всем будет хорошо, если выберут именно его. А в конце беседы вручили пенсионеру два килограмма сахара, несколько банок тушёнки и коробку конфет. Нарушены ли в данном случае правила