Файл: Снегирёва Ирина Николаевна балашиха 2016 2017 учебный год пояснительная записка Данный элективный курс.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 33
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА БАЛАШИХА
«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №6 »
«СОГЛАСОВАНО» | . | «УТВЕРЖДАЮ» | |
Зам. директора по УВР | | Директор | |
________________________________ | ________________________________ | ||
/Н. О. Чиркова | / | / | Т.Н. Умерникова/ |
«_______» сентября | 20 ____ г. | «_______» сентября 20 ____ г. |
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА
“Практическая биология”
9, 11 КЛАСС
Рассмотрено на заседании ШМО,
протокол № ____ от____________ 201__г.
Председатель ШМО
___________________
/ /
Рабочую учебную программу
составила учитель биологии
Снегирёва Ирина Николаевна
БАЛАШИХА
2016 – 2017 учебный год
Пояснительная записка
Данный элективный курс может поддержать и углубить знания по биологии (анатомии), валеологии. Он предназначен для учащихся 9–11-х классов с ориентацией на медицинский профиль.
Актуальность данного курса обусловлена тем, что в настоящее время существуют программы элективных курсов в области медицины и они мало продуманы и эффективны, не вызывают большого интереса у учащихся. Разработанный курс призван наглядно показать учащимся необходимость и возможности применения своих биологических знаний во всех областях нашей жизни. Содержание данного курса направлено на изучение сущности понятия «основы медицинских знаний», профессий, связанных с деятельностью в области медицины.
Сохранение и укрепление здоровья населения - одна из наиболее актуальных проблем современности. Беседы с учащимися, анкетирование показывают, что собственное здоровье и способы его сохранения интересуют многих.
Элективный курс «Практическая биология » поможет учащимся выявить первопричины нарушения здоровья, объяснить влияние различных факторов на организм человека, расширит представление учащихся о научно обоснованных правилах и нормах использования веществ
, применяемых в быту и на производстве, будет способствовать формированию основ здорового образа жизни и грамотного поведения людей в различных жизненных ситуациях.
Программа рассчитана на 1 год, по 1 разу в неделю, следовательно, 34 часа.
Основная цель курса – ориентировать учащихся на здоровый образ жизни.
Для решения данной цели поставлены задачи:
-
Информировать учащихся о факторах, влияющих на здоровье человека, о реакции организма человека на действие этих факторов и способах поддерживания здоровья; -
Способствовать формированию у учащихся целостного представления о здоровом образе жизни; -
Сформировать у учащихся мотивацию к здоровому образу жизни и необходимости ведения профилактической работы в современном обществе; -
Воспитание навыков здорового образа жизни и формирование ценностного отношения к своему здоровью. -
Оказать помощь в освоении широкого спектра теоретических представлений из таких областей научных знаний как биология, медицина, психофизиология, психология, социология;
При изучении разделов курса предусмотрены практические работы. Они ориентированы на формирование умений: оценивать прогнозировать, объяснять, описывать, определять влияние каких-либо факторов на здоровье человека. Система практических работ позволяет согласовывать, имеющиеся у ученика бытовые представления, и излагаемое ему научное содержание проблем.
Тем самым практические работы программы ведут к достижению результатов обучения, каким и является привитие навыков сохранения и укрепление здоровья.
Программу и справочный материал, приводимый в ней можно рекомендовать при подготовке к экзаменам и для формирования высокого образовательного уровня, необходимого при обучении в учебных заведениях биологических и медицинских профилей.
Реализация программы направлена на формирование у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью, готовности соблюдать законы здорового образа жизни; усвоение и следование социально ценным поведенческим нормам, развитие коммуникативных навыков, обеспечивающих эффективную социальную адаптацию; формирование умения регулировать свое поведение, прогнозировать последствия своих действий, также связана с формированием представлений о негативном воздействии отрицательных факторов, влияющих на физическое и психическое здоровье человека и его социальное благополучие, При реализации учебной программы предусмотрены разные методы подачи учебного материала, различные формы учебной деятельности учащихся.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Учащиеся должны знать:
основные приемы по определению уровня здоровья;
основные факторы, влияющие на состояние здоровья;
основные способы сохранения и укрепления здоровья;
методы преодоления психологического дискомфорта.
Учащиеся должны уметь:
применять усвоенные ранее знания в повседневной жизни, в новой ситуации;
объяснять действия факторов среды на человека;
обосновать вред курения, алкоголя и наркотических веществ;
уметь анализировать свой собственный валеологический взгляд на окружающую среду;
уметь находить выходы из различных жизненных ситуаций.
Содержание изучаемого курса
Введение (1 час)
Актуальность данного курса. Сроки проведение курсов. Формы работы. Основы проектной деятельности. Нацеливание учащихся на темы проектных работ. Выбор тем проектных работ.
Практическая работа: Определение уровня своего здоровья
Факторы, влияющие на здоровье человека (8 часов)
Биологические и социальные основы охраны здоровья человека. Ознакомление с понятийным аппаратом, понятие ЗОЖ, выделение факторов и их воздействия на организм человека,
Практическая работа: Определение своего образа жизни
Встречают по одежке…(3 часа)
Что надевать? – стили одежды, осознанность выбора стиля одежды в зависимости от ситуации;
Из какого материала выбирать одежду? – виды тканей их свойства и особенности и назначение, гигиена одежды;
Как выбирать одежду? – одежда для отдыха, учебы, занятия спортом, спец./работ, одежда для дома.
Практическая работа: Изучение свойств волокон тканей.
Исследование и анализ своей повседневной одежды.
Правильное питание – залог хорошего здоровья! (3 часа)
Для чего едим? – Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ.
Как едим? – вегетарианская пища, раздельное питание, смешанное питание, сыроедение их вред и польза;
Сколько едим? – нормы питания;
Когда едим? – режим питания;
Практическая работа: составление режима и рациона питания и его оценка.
Мой дом – моя крепость…(3 часа)
Где строить? – выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов;
Из чего строить? – строительные материалы их экологические характеристики;
Как обустроить? – вопросы интерьера: внутреннего и внешнего.
Практическая работа: Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам.
Вредные привычки. (2 часа)
Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др. Пропаганда ЗОЖ. Выяснение степени зависимости от вредных привычек.
Познание самого себя…(3 часа)
Мой внутренний мир – типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента.
Мое общение с друзьями – степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия;
Мои способности – память, внимание, мышление и т.д.
Практическая работа: Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления.
Человек и природа( 3 часа)
Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. Возможные пути решения некоторых экологических проблем.
Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения.
Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай!( 3 часа)
Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды.
Практическая работа: Составление режима дня – выходного и будничного.
Заключение. ( 5 часов)
Обобщение и структурирование полученных знаний. Творческие проекты.
Тематическое планирование
№ п/п | Тема | Количество часов | Количество практических работ | |||||||
всего | из них | |||||||||
теория | практика | контрольные | лабораторные и практические | самостоятельные | экскурсии | | ||||
1 | Введение | 1 | 0.5 | 0.5 | | 1 | | | | |
2 | Факторы, влияющие на здоровье человека | 8 | 7 | 1 | | 1 | | | | |
3 | Встречают по одежке… | 3 | 2 | 1 | | 1 | | | | |
4 | Правильное питание – залог хорошего здоровья | 3 | 2 | 1 | | 1 | | | | |
5 | Мой дом – моя крепость | 3 | 2 | 1 | | 1 | | | | |
6 | Вредные привычки | 2 | 2 | | | | | | | |
7 | Познание самого себя | 3 | 2 | 1 | | 1 | | | | |
8 | Человек и природа | 3 | 2 | 1 | | 1 | | | | |
9 | Хочешь хорошо работать – хорошо отдыхай | 3 | 2 | 1 | | 1 | | | | |
10 | Заключение | 5 | | | | | | | | |
| ВСЕГО: | 34 | 26.5 | 7.5 | | 7 | | | |
Календарное планирование
№ п/п | № урока в теме | Тема урока | Дата проведения урока | ||||||
По плану | По факту | ||||||||
| |||||||||
1. | 1 | Введение. Практическая работа № 1 «Определение уровня своего здоровья» | 02.09 | | |||||
| |||||||||
2 | 1 | Биологические основы охраны здоровья человека. | 09.09 | | |||||
3 | 2 | Социальные основы охраны здоровья человека | 16.09 | | |||||
4 | 3 | Понятийный аппарат | 23.09 | | |||||
5 | 4 | Понятие ЗОЖ | 30.09 | | |||||
6 | 5 | Урок-семинар « Основные принципы ЗОЖ» | 07.10 | | |||||
7 | 6 | Факторы, влияющие на организм человека. | 14.10 | | |||||
8 | 7 | Положительное и отрицательное действие факторов. | 21.10 | | |||||
9 | 8 | Практическая работа № 2 «Определение своего образа жизни» | 28.10 | | |||||
| |||||||||
10 | 1 | Правила выбора одежды в разных ситуациях | 11.11 | | |||||
11 | 2 | Выбор ткани одежды в зависимости от ее назначения. | 18.11 | | |||||
12 | 3 | Практическая работа № 3 «Изучение свойств волокон тканей. Исследование и анализ своей повседневной одежды» | 25.11 | | |||||
| |||||||||
13 | 1 | Пища и ее состав, и энергетическая ценность. Роль питательных веществ. | 02.12 | | |||||
14 | 2 | Нормы и режим питания | 09.12 | | |||||
15 | 3 | Практическая работа № 4 «составление режима и рациона питания и его оценка» | 16.12 | | |||||
| |||||||||
16 | 1 | Выбор места для строительства с учетом природных и социальных факторов; | 23.12 | | |||||
17 | 2 | Строительные материалы их экологические характеристики | 30.12 | | |||||
18 | 3 | Практическая работа № 5 «Комплексная оценка своего жилья по данным параметрам» | 13.01 | | |||||
| |||||||||
19 | 1 | Вред наркотических веществ, алкоголя, никотина и др | 20.01 | | |||||
20 | 2 | Выяснение степени зависимости от вредных привычек. | 27.01 | | |||||
| |||||||||
21 | 1 | Типы нервной деятельности, сопротивляемость организма различным заболеваниям в зависимости от типа темперамента | 03.02 | | |||||
22 | 2 | Степень коммуникативности; взаимодействие людей с разными типами темперамента, понятие - верные друзья, социометрия; Мои способности – память, внимание, мышление и т.д | 10.02 | | |||||
23 | 3 | Практическая работа № 6 «Определение типа темперамента, видов памяти, внимания, мышления». | 17.02 | | |||||
| |||||||||
24 | 1 | Экологические факторы и их влияние на здоровье организма – абиотические, биотические и антропогенные. | 24.02 | | |||||
25 | 2 | Возможные пути решения некоторых экологических проблем. | 02.03 | | |||||
26 | 3 | Практическая работа: Определение экологических проблем своей местности, причины их возникновения и возможные пути решения. | 09.03 | | |||||
| |||||||||
27 | 1 | Гигиена труда и отдыха. Режимы дня в будничные и выходные дни. | 16.03 | | |||||
28 | 2 | Положительные и отрицательные влияния абиотических факторов среды. | 23.03 | | |||||
29 | 3 | Практическая работа : «Составление режима дня – выходного и будничного.» | 06.04 | | |||||
| |||||||||
30 | 1 | Структурирование полученных знаний | 13.04 | | |||||
31 | 2 | 20.04 | | ||||||
32 | 3 | 27.04 | | ||||||
33 | 4 | 04.05 | | ||||||
34 | 5 | Защита творческих проектов | 18.05 | |