Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 68
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
В соответствии с Законом «О международных договорах Российской Федерации» международные договоры, заключенные Россией, подразделяются на межгосударственные, межправительственные и межведомственные. Межгосударственные договоры — это договоры, которые заключаются от имени Российской Федерации, межправительственные — от имени Правительства Российской Федерации. К межведомственным договорам относятся договоры, заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти Российской Федерации. Данная классификация имеет лишь внутригосударственное значение, и в зависимости от того, какой характер носит заключаемый договор (межгосударственный, межправительственный или межведомственный), определяются органы государственной власти, в чью компетенцию входит заключение тех или иных договоров.
Несмотря на эту классификацию, а также независимо от государственного органа, заключившего договор, все международные договоры являются договорами Российской Федерации и как таковые создают права и налагают обязательства на государство в целом.
Договор может заключаться в письменной или устной форме (так называемое «джентльменское соглашение»). Договоры в устной форме заключаются очень редко, поэтому наиболее распространенной формой является письменная, поскольку только договор в письменной форме четко и конкретно фиксирует права и обязанности сторон.
К структуре договора относятся его составные части, такие как название договора, преамбула, основная и заключительная части, подписи сторон.
Преамбула является важной частью договора, поскольку в ней часто формулируется цель договора. Кроме того, преамбула используется при толковании договора.
Основная часть договора делится на статьи, некоторые могут быть сгруппированы в разделы (Конвенция ООН по морскому праву 1982 г.), главы (Устав ООН) или части (Чикагская конвенция о международной гражданской авиации 1944 г.). В некоторых договорах статьям, а также разделам (главам, частям) могут даваться наименования.
В заключительной части излагаются такие положения, как условия вступления в силу и прекращения договоров, язык, на котором составлен текст договора, и т.д.
Международные договоры часто имеют приложения в виде протоколов, дополнительных протоколов, правил, обменных писем и т.д. Приложения могут являться неотъемлемой частью договора, если об этом прямо указывается в самом тексте договора.
Договор, как правило, составляется в одном документе. Однако текст договора, заключенного, например, путем обмена нотами или письмами, содержится в двух или более связанных между собой документах.
Договоры могут носить различные наименования (например, соглашение, конвенция, собственно договор, протокол, декларация, устав, хартия и т.д.) либо быть без названия. Какого-либо юридического значения наименование договора не имеет, поскольку соглашение под любым наименованием является договором, создающим права и обязанности для его участников. Поэтому понятие «договор» рассматривается в качестве родового понятия.
Язык, на котором составляется текст договора, определяется самими договаривающимися сторонами. Двусторонний договор составляется, как правило, на языках обеих договаривающихся сторон, хотя они могут выбрать и какой-либо другой язык. Иногда помимо двух языков договаривающихся сторон они составляют текст и на третьем (нейтральном) языке. Этот текст лежит в основе толкования текста договора. Многосторонние договоры составляются на языках, которые определяются договаривающимися сторонами. Установилась практика составления договоров, заключаемых под эгидой ООН, специализированных учреждений ООН или других международных организаций на инициальных языках этих организаций. Тексты договора на разных языках являются аутентичными и имеют одинаковую юридическую силу.
-
Заключение договора.
-
Стадии заключения договора, подготовка и принятие текста договора.
Венские конвенции 1969 и 1986 годов не определяют, что следует понимать под «заключением договора». Исходя из международной практики, можно сделать вывод, что заключение означает все действия государства, начиная от переговоров и кончая вступлением договора в силу.
Процесс заключения международных договоров может быть подразделен на стадии. К ним относятся составление и принятие текста договора, установление аутентичности текстов договора и выражение согласия на обязательность договора.
Как правило, заключению договора предшествует договорная инициатива, то есть предложение одного государства или группы государств заключить определенный договор с одновременным представлением проекта текста договора. Такие действия облегчают процесс заключения договора, прежде всего работу над самим текстом.
Договоры заключают, как правило, специально уполномоченные на то лица, которым выдается специальный документ, называемый полномочиями. При этом полномочия могут выдаваться на стадии заключения договора или только на какую-то определенную стадию. В соответствии со ст. 7 Венской конвенции 1969 года главы государств, главы правительств и министры иностранных дел не нуждаются в полномочиях и могут совершать все действия, относящиеся к заключению договора. Главы дипломатических представительств и представительств государств в международных организациях, делегаций на международных конференциях также не нуждаются в полномочиях, однако они могут совершать действия лишь в целях принятия текста договора.
Выдача полномочий осуществляется в соответствии с внутренним законодательством, которым определяется, какие государственные органы обладают таким правом.
В соответствии со ст. 12 российского Закона о международных догoвоpax Президент, Председатель Правительства и министр иностранных дел Российской Федерации могут вести переговоры и подписывать договоры без предъявлений полномочий. Федеральный министр и руководитель иного федерального органа исполнительной власти в пределах своей компетенции ведут переговоры и подписывают договоры также без предъявлений полномочий. Без предъявлений полномочий глава российского дипломатического представительства или глава представительства при международной организации вправе вести переговоры в целях принятия текста договора между Россией и государством пребывания или в рамках международной организации.
Полномочия предоставляются соответствующим лицам Президентом либо Правительством России. Они оформляются, соответственно, от имени Президента либо Правительства Министерством иностранных дел. В отношении договоров межведомственного характера полномочия предоставляются федеральным министром или руководителем иного федерального органа исполнительной власти.
Международная организация представляется лицом, имеющим специальные полномочия, либо лицом, которое на основании правил международной организации представляет ее без предъявления полномочий (ст. 7 Венской конвенции 1986 г.).
Подготовка текста договора осуществляется путем переговоров через обычные дипломатические каналы, на международных конференциях и в международных организациях. Путем дипломатических переговоров подготавливаются, как правило, тексты двусторонних договоров. В международных организациях проекты текстов договоров разрабатываются их главными органами либо специально созданными для этих целей вспомогательными органами. В практике имеются примеры, когда международная конференция сама разрабатывала проект текста договора. Так это было с Конвенцией ООН по морскому праву 1982 года, текст которой III Конференция ООН по морскому праву готовила с 1974 по 1982 год.
Принятием текста договора заканчиваются, в сущности, переговоры между государствами относительно подготовки этого текста. Согласно п. 1 ст. 9 Венской конвенции 1969 года, «текст договора принимается по согласию всех государств, участвующих в его составлении». Формами принятия текста договора могут быть подписание или парафирование. На международных конференциях текст договора принимается в соответствии с их правилами процедуры. Однако в том случае, если не была установлена процедура принятия, текст принимается, как это предусмотрено в п. 2 ст. 9 Венской конвенции 1969 года, «путем голосования за него двух третей присутствующих и участвующих в голосовании представителей государств». Аналогичное положение содержится и в ст. 9 Венской конвенции 1986 года.
В международных организациях, например в ООН, тексты договоров принимаются согласно правилам, существующим в этих организациях. Как правило, текст договора принимается путем принятия соответствующей резолюции.
Международная практика выработала новую форму принятия текста договора на международных конференциях и в международных организациях — принятие текста договора без голосования, путем согласования позиций участников и при отсутствии официальных возражений со стороны любого из участников. Такая форма принятия текста договора получила название консенсуса.
Принятие текста договора сопровождается и такой процедурой, как установление его аутентичности. Аутентичность текста договора означает, что данный текст является подлинным и достоверным.
Как указывается в ст. 10 Венской конвенции 1969 года, «текст договора становится аутентичным и окончательным» путем процедуры, о которой условились участвующие в переговорах государства, либо путем подписания, подписания (условного подписания) путем парафирования самого текста договора или же заключительного акта конференции, содержащего этот текст.
Подписание (условное подписание) означает, что такое подписание нуждается в последующем подтверждении соответствующим государством или соответствующей международной организацией. При парафировании представители государства подписывают начальными буквами своего имени и фамилии (инициалами) первую либо последнюю страницу текста договора. В некоторых случаях парафируется каждая страница текста договора.
-
Способы выражения согласия на обязательность договора, регистрация и опубликование договоров. Оговорки.
Последней стадией заключения договора является выражение согласия государств и других субъектов международного права на обязательность договора. Статьи 11 Венских конвенций' 1969 и 1986 годов установили следующие способы выражения согласия на обязательность договора: подписание договора, обмен документами, образующими договор, ратификация договора, его принятие, утверждение, присоединение к нему или любой другой способ, о котором условились стороны.
Наиболее распространенным способом выражения согласия на обязательность договора является его подписание.
Международная практика выработала определенные правила подписания договоров. Так, подписи представителей государств под двусторонним договором располагаются друг против друга или одна под другой. В текстах на обоих языках первое место (левое или верхнее) занимает подпись представителя того государства, у которого будет храниться данный экземпляр договора. В названии договора на первом месте также ставится наименование государства, у которого будет храниться данный экземпляр подлинника договора. В текстах договора на языках, которые пишутся справа налево, первым местом считается подпись на правой стороне.
Выработанное международной практикой правило, в силу которого в экземпляре договора, предназначенном для данного договаривающегося государства, название этого государства, подписи его уполномоченных, а также текст договора на языке данного государства ставятся на первом месте, называется альтернатом (чередованием).
Под многосторонним договором подписи представителей государств располагаются одна под другой, в алфавитном порядке названий государств на том языке, о котором договорились участники. При этом очередность подписания представителями государств может начинаться не с первого места, а с любого другого, определенного жребием.
В соответствии с 18 статьями этих конвенций государства или международные организации, подписавшие договор под условием ратификации, принятия или утверждения, обязаны воздерживаться от действий, которые лишили бы договор объекта и цели. От указанных действий государства или международные организации обязаны воздерживаться в отношении как к не вступившему в силу договору, так и к действующему до того времени, пока они ясно не выразят своего намерения не становиться участниками такого договора.
Следующим способом выражения согласия на обязательность договора является ратификация. В соответствии с Венскими конвенциями ратификация — это международный акт. Однако ратификация одновременно является институтом внутреннего права государств, поскольку только внутреннее право определяет, какие органы государств уполномочены ратифицировать договоры. Такими органами являются обычно главы государств и парламенты. Как международный акт ратификация означает, в сущности, ту процедуру, которую международное право признает необходимой для того, чтобы договоры стали обязательными. Это предполагает обмен ратификационными грамотами в случае двусторонних договоров и их сдачу на хранение депозитарию в случае многосторонних договоров.
К ратификации приравнивается акт официального подтверждения, который осуществляется международной организацией в целях выражения согласия на обязательность договора.
Ратификация требуется, как это следует из Венских конвенций, когда она предусмотрена самим договором либо когда представитель государства подписал договор под условием ратификации. Законодательство многих государств устанавливает, какие договоры подлежат обязательной ратификации. Все сказанное относится также к актам принятия и утверждения.
Необходимо лишь отметить, что принятие и утверждение — это акты, которые совершаются, как правило,