Файл: Алгоритм первой консультации психолога с примерами и советами от практиков.pdf

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 37

Скачиваний: 3

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Алгоритм первой консультации психолога: с примерами и советами от практиков
На первой консультации клиент должен почувствовать, что психолог понимает его и может помочь. В противном случае он откажется от второй встречи. Перед вами простой и понятный алгоритм первой сессии, который избавит вас от вопроса — а все ли я делаю правильно?
Важное напоминание — не опаздывайте.
Занесите встречу в ежедневник, поставьте напоминание, оставьте немного времени на форс-мажоры.
1. Представьтесь. Спросите клиента: «Как я могу к вам обращаться?» Используйте именно ту форму имени, которую он назовет.
2. Скажите, сколько продлится сессия.
3. Предложите клиенту рассказать, с чем он пришел.
1. Выслушайте клиента. Когда он закончит рассказ, помогите сформулировать запрос:
«Чего вам хотелось бы? Какого результата от нашей встречи вы ждете?»
2. Разрабатывайте стратегию консультации.
Если клиент отвлекается от темы, мягко возвращайте его к главному: «Позвольте уточнить. Вы сказали…»
3. Если вы получаете необходимую информацию от клиента, можно занять пассивную позицию.
Если ему сложно раскрыться, нужно быть активнее.
4. Отмечайте в блокноте все жалобы клиента.
Полную картину поможет собрать перефразирование его ответов, небольшие паузы и вопрос «Это все или вас беспокоит что- то еще?»
5. Повторите жалобы клиента, связанные с ними чувства и мысли. Если клиент со всем согласен, можно переходить к основной части консультации.
Задайте вопрос, который предполагает развернутый ответ:
Начало консультации
Знакомство
Выяснение запроса

С чего бы вы хотели начать?
Что вас беспокоит?

Что привело вас ко мне?
О чем вы хотите поговорить?
В беседе помогайте клиенту раскрыться, поддерживайте его активным слушанием — кивайте.
Там, где это уместно, произносите фразы:
Да.
Понимаю.
Я вас слушаю.
Спасибо, что поделились этим.
Фразы типа «То есть вы хотите сказать ...», «Хочу уточнить ...»,
«Правильно ли я понял...» пригодятся в работе с разными людьми — не только с теми, кто отвлекается. Они помогают раскрыть проблему на более глубоком уровне и прийти к взаимопониманию.
Преподаватель-эксперт
Шахбази Татьяна
Азеровна
Практикующий психиатр, сексолог. Кандидат медицинских наук.
Доцент кафедры психиатрии, наркологии и психотерапии.
Институт прикладной психологии в социальной сфере


Избегайте профессиональных клише.
«Переводите» сленг, жаргон и фразы, которые могут быть по-разному поняты вами и клиентом.
Используйте для этого уточнение и переформулирование.
1. Переведите жалобы и эмоции, связанные с ними, в темы для работы. Определите направления, в которых клиент будет двигаться для разрешения запроса. Узнайте — согласен он с этим или нет.
2. Попросите клиента назвать самое важное направление — с которого начнете работу.
Сконцентрируйтесь на нем.
3. Еще раз проясните, что клиент хотел бы получить в конце работы. Видение конечного результата может измениться.
4. Уточните:
Середина консультации
Завершение консультации
Как давно длится эта ситуация / проблема.
Что клиент предпринимал для ее разрешения.
Были ли подобные ситуации в прошлом.
Есть ли опыт положительного решения в этой ситуации.
Есть ли у клиента тот, кто его поддерживает.
Смазанное или торопливое завершение консультации — распространенная ошибка начинающих психологов. Такой финал может испортить самую лучшую сессию. До конца сессии осталось 10–15 минут? Время подвести итоги: «Итак, мы выяснили...», «Подытожим все сказанное».
1. Спросите клиента: «Не упустили ли мы чего- нибудь важного? Вам хочется добавить еще что- то?»

2. Спросите клиента: «Как вы себя чувствуете?
Насколько наше общение соответствовало вашим ожиданиям, в чем именно консультация совпала с вашими представлениям?» Так вы поймете ожидания клиента и отработаете возможные разочарования — это важно для будущей работы.
3. Дайте рекомендации и домашнее задание, например, вести дневник эмоций.
Всегда запрашивайте обратную связь, обговаривайте с клиентом план, методы, условия сотрудничества — это один из этических принципов работы психолога. Формальные вопросы пропишите в терапевтическом контракте.
Используйте открытые вопросы, если хотите продолжить обсуждение, и закрытые, если считаете, что его можно завершить. Для перехода от одной темы к другой примените фразу:
«Вы упомянули о … Расскажите, пожалуйста, подробнее»
Иногда на этом этапе всплывает ценная информация, с которой можно начать следующую сессию.
Если же клиент ничего не хочет добавить, то предложите ему выбрать приоритетную тему для следующей встречи.
Поделитесь полезной информацией, например, порекомендуйте книгу. Дайте ту обратную связь, которая нужна именно этому клиенту.
4. Спросите клиента, есть ли у него вопросы.
Может быть, он хочет что-то уточнить, прояснить. Поблагодарите за проделанную работу.
5. Когда клиент покинет кабинет, запишите в свою рабочую тетрадь главную информацию: темы консультации и будущей встречи (в том числе все направления работы, которые вы обозначили в начале консультации), гипотезы, сложности в работе, важные факты, имена, даты
— чтобы ничего не забыть.
Готово! Вы отлично провели консультацию. Похвалите себя и обязательно отдохните. Не забывайте посещать личного психолога, чтобы сохранять свое психологическое здоровье, и супервизора, чтобы отрабатывать сложные случаи, повышать профессиональные компетенции и защитить себя от выгорания.
Преподаватель-эксперт
Творогова Татьяна
Сергеевна
Практикующий психолог.
Специалист по психосоматической терапии и нейрографике в арт-терапевтическом направлении.
Преподаватель психологии.
Подписывайтесь на нас в социальных сетях!