Файл: Семинар 25 Этапы и правовые этапы французской буржуазной революции.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 1535
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Кодекс установил своеобразный институт общественной реабилитации после отбытия наказания: восстановить все права свои можно было не ранее 10 лет после истечения срока наказания, при условии двухлетней оседлости, и подтверждалась особым сертификатом от муниципалитета.
В условиях революционной диктатуры и террора кодекс, однако, потерял свое значение для уголовной юстиции. В течение 1793-1794 гг. была принята масса декретов, сформировавших совершенно новые составы преступлений. Наказаниями почти за все новшества полагалась смертная казнь. Преследования распространились на всех, кто выступал за монархию, кто прятал съестные припасы. В ноябре 1791 г. было введено в практику заочное осуждение эмигрантов по обвинению в формировании мятежного сообщества. Принцип объективного вменения распространялся на «враждебных иностранцев», кто не сумел или не успел доказать преданность делу революции и республики. В последний год значительное место в уголовном праве заняли санкции против разного рода «вредителей».
Упорядочение уголовного права было сделано только с восстановлением республиканской конституции. Новый кодекс 1795 г. в основном повторял систематизацию и наказания кодекса 1791 г., но по большей части был посвящен судебному процессу.
Французская революция XVIII в. стала самым знаменательным событием Нового времени. В ходе ее были последовательно сокрушены все главные политические и правовые институты «старого режима», включая преобразование социально-правового уклада. В этом смысле процесс формирования политического и правового строя Нового времени, соответствующего новому социальному порядку, стал бесповоротным.
Французская революция XVIII в. получила благодаря своей политической значительности и особенностям времени общеевропейское, а с тем и всемирное значение. Политические события, конституционные и правовые формы, выработанные, отвергнутые и снова выработанные во внутринациональной борьбе, распространили свое влияние на политическую жизнь, а затем и государственный строй многих европейских народов. Для некоторых стали прямым фактором модернизации государственного и правового уклада. В еще большей степени это относится к влиянию политической и правовой идеологии Революции, корнями связанной с общеевропейской философией Просвещения XVIII в.
Французская революция XVIII в. положила начало конституционализму в современном понимании (как
выражению принципов народовластия, демократии, гражданской свободы и правового равенства). Вместе с тем утвердившийся конституционализм благодаря особенностям революционного движения, значительности влияния леворадикальных политических доктрин изначально получил деформированный вид.
В ходе Революции возобладала идея о том, что Конституция правит в государстве, что нет свободы без и вне конституции, как и без разделения властей и гарантий политических прав в законе. Исторически это было не более чем абсолютизацией отдельного правового опыта. Во всяком случае это подвело политическую мысль и государственное строительство к подмене Права непременно писаным Законом. Чисто ситуативный политический итог (что Конституция – как бы основа право-государственной пирамиды) оформился чуть ли не в главный принцип всего реформирования Государства.
Абсолютизация политической воли народа привела к тому, что в ходе конституционных преобразований революции национальный суверенитет был неоднократно подменен парламентским (начало чему положила еще Английская революция XVII в.). Как оказалось, это не только не стало оплотом гражданской свободы, но и привело к ее ущемлению, а затем и формированию неприкрытой диктатуры под лозунгами утопических преобразований. Это было тем большим отказом от ранней идеологии Просвещения, чем явственнее в революционной традиции обозначался отказ от признания конституционного значения за юридической властью. Столь важные для революционного переустройства права гражданина вне этой власти оказались практически бесполезными в рамках чисто конституционного закона.
25 октября 1795 г. Конвент принял Кодекс о преступлениях и наказаниях (Code des Delits et des Peines)28, ставший своеобразным итогом реформирования уголовного и уголовно-процессуального права Франции в период революции конца XVIII в. Представляется, что в Кодексе 1795 г. сочетались как позитивные, так и негативные аспекты. Позитивный аспект состоял в том, что Кодекс являлся возвратом к законодательству Учредительного собрания после чрезвычайного законодательства якобинцев. В то же время с точки зрения юридической техники он представлял собой шаг назад даже по сравнению с законодательством Учредительного собрания, поскольку в нем, подобно Уголовному ордонансу 1670 г., нормы материального права вновь объединялись с нормами процессуального права.
В Кодексе о преступлениях и наказаниях 1795 г. полиция была разделена на административную (для обеспечения общественной безопасности) и судебную (для расследования преступлений). Право расследования преступлений при наличии определенных законом оснований получили, помимо полицейских чиновников и мировых судей, также полевые и лесные сторожа, капитаны и лейтенанты жандармерии и др.
Суд присяжных был сохранен как в стадии предания суду, так и в стадии принятия решения по существу, должность председателя жюри также сохранялась.
В условиях сохранения высокого уровня преступности, возникшей на фоне революционных событий, подобная громоздкая система органов и сложная процедура оказывались нежизнеспособными. Наличие двух стадий рассмотрения дела присяжными усложняло работу правоохранительных органов и препятствовало наведению в стране должного порядка.
Во многом именно это стало причиной и определило содержание кодификации уголовно-процессуального права в период правления Наполеона Бонапарта, результатом которой стало принятие
Кодекса уголовного следствия 16 декабря 1808 г., ставшего образцом для проведения процессуальных реформ во многих странах мира.