ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 9298
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Прочитайте текст «Почему важна связь между поколениями?» и выполните задания.
Прочитайте текст статьи «Что такое глобализация?» и выполните задания.
Отличительной чертой первой промышленной революции явилось то, что …
Развитие полупроводников, ЭВМ, компьютеров и сети интернет – это ……...
Четвертая промышленная революция отличается тем, что …………….……...
В будущем беседа с компьютером станет нормой, потому что ..……….……...
Введение
Данный сборник по предмету «Русский язык и литература» (с нерусским языком обучения) предназначен для подготовки учащихся старших классов к итоговой аттестации обучающихся 9 классов в формате письменного экзамена (проверка навыка чтения).
Содержание тестовых заданий соответствует учебной программе для общеобразовательных школ, разработанной на основе ГОСО РК и тестовой спецификации. Предлагаемые тесты дают возможность проверить знания учащихся в области лексики, грамматики, орфографии и пунктуации.
Тесты состоят из трех обязательных заданий, выполняемых по одному тексту (300-350 слов), которые позволяют обучающимся демонстрировать навыки понимания прочитанного:
-
5 заданий на лексический подбор; -
10 заданий на перефразирование; -
3 задания, требующих кратких и развернутых ответов.
Сборник состоит из 25 тестовых заданий по разделам «Культура народов мира», «Природные ресурсы планеты Земля», «История и личность», «Реальность и фантазия», «Отцы и дети: диалог поколений», «Молодежь и средства массовой информации», «Мир един: глобализация», «Знаменитые люди», «Я и закон».
Тексты составлены на материале Интернет-источников, аутентичны, адаптированы.
Цели и задачи сборника заданий повышение функциональной грамотности учащихся старших классов по русскому языку и литературе:
1) формирование комплекса знаний, умений и навыков, необходимых для успешной сдачи итоговой аттестации по русскому языку и литературе;
2) развитие умения анализировать и синтезировать содержание текста, формулируя обоснованные выводы и критическую оценку прочитанного, извлекать необходимую информацию из различных источников;
3) привитие внимательности при выполнении и оформлении тестовых работ.
Содержание занятий: основное содержание занятий составляет работа по выполнению тестовых заданий, направленных на повторение изученного материала, развитие языковой и функциональной компетентности, логического мышления учащихся.
Методические рекомендации: данный сборник является методической помощью учителям в подготовке учащихся к итоговой аттестации. Учитель оставляет за собой право применять данный материал по своему усмотрению.
Ожидаемые результаты: хорошие показатели на выпускных экзаменах.
Текст №1 Вариант 2.
Прочитайте статью из интернета «Мир за нашим окном» В.Пескова и выполните задания.
Равновесие – один из важнейших механизмов природы. Нарушение равновесия не всегда возможно предвидеть. Чаще всего закон о себе заявляет, когда ошибки нами совершены. Иногда мы думаем, что рушим лишь маленький камешек кладки, но видим вдруг: вся стена начала колебаться.
Взаимосвязи природы – объект пристального внимания нынешней биологии. В обыденной жизни и в хозяйственной практике мы видим чаще всего уже результаты необдуманных нарушений. Переселение животных дает в этом смысле наиболее наглядные уроки. На вновь открытые континенты люди перевозили животных из сентиментальных чувств к прежней родине (так, в Америку завезли воробьев). В других случаях люди сознательно хотели «обогатить дикую жизнь». Результаты были всегда разочаровывающими. Для примера посмотрите: как обернулось неожиданное прибытие в Америку трех африканских улиток.
Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток. Мать заставила сына немедленно выбросить за окно «эту гадость».
Мать и сын, конечно, не знали, кому они дали свободу. Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря). За год три (!) улитки дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворней, чем их пытаются уничтожить.
Я видел эту улитку на ее родине в Кении. На подоконник дорожной гостиницы вползло существо размером с кулак. Я сделал снимки улитки, соломинкой тронул ее студенистые рожки, и улитка спряталась в панцирь. В Восточной Африке улитка ахатина – обычное существо. Она не вызывает особого интереса и никому ничем не грозит. В Африке ахатина имеет врагов. Они не дают улиткам бесконтрольно плодиться. В Америке такого контроля не оказалось.
Итак, ясно: появление чужеземного организма в новой среде всегда чревато опасностью. Правда, среда может оказаться враждебной для новосела, и он погибает, но пришелец может стать и хозяином положения. Вот почему зоологи теперь с большой осторожностью берутся «обогащать фауну», а на многих границах стали действовать биологические кордоны.
Равновесие – один из важнейших законов природы.
В.Песков Полное собрание сочинений. Том 8. Мир за нашим окном, 2014г.
Тест 1 Задание 1
Найдите в 1 абзаце текста слова, которые соответствуют следующим определениям.
А) баланс, гармония……….…………………………………………………… [1]
В) угадать, предсказать ...……………………………………………………...[1]
С) изредка, иной раз …….……………………………………………………..[1]
D) крошечный, небольшой ……………………………………………………[1]
Е) дрожать, качаться…………………………………………………………....[1]
Задание 2
Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.
Образец:
Равновесие – один из важнейших механизмов природы.
Одним из важнейших механизмов …..………………………………………..[1]
Ответ: Одним из важнейших механизмов природы является равновесие.
1. Маленький камешек кладки влияет на устойчивость всей стены.
На устойчивое состояние …………………………………………
2. Взаимосвязи природы – объект пристального внимания нынешней биологии.
Современные биологи ……….……………………………………1]
3. В обыденной жизни и в хозяйственной практике мы видим чаще всего уже результаты необдуманных нарушений.
Последствия необдуманных ………………………………………………[1]
4. На вновь открытые континенты люди перевозили животных из сентиментальных чувств к прежней родине.
Люди, тоскуя по ………………………… [1]
5. Вернувшись домой после летнего путешествия с матерью, пятилетний мальчик вынул из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток.
Возвратившись из длительной …………………………………1]
6. Улитки ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря).
Для панциря улиткам …… .…………… [1]
7. За год три (!) улитки дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат.
За год количество улиток … .……………………………………… [1]
8. Улиток травят, собирают в корзины, но плодятся они проворней, чем их пытаются уничтожить.
Несмотря на то, что улиток .………………………………………… 1]
9. В Кении я сделал снимки улитки, соломинкой тронул ее студенистые рожки.
В Кении, дотронувшись соломинкой до ……………………………………1]
10. Итак, ясно: появление чужеземного организма в новой среде всегда чревато опасностью.
Бесспорно, что чужеземный организм, появившийся ………………………1]
Всего: [10+5=15 баллов]
Задание 3
Ответьте на вопросы, используя информацию текста.
Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.
1) Какие мотивы, по мнению автора, побуждают человека к нарушению равновесия в природе? Приведите два аргумента.
……………………………………………………………………………………[1]
……………………………………………………………………………………[1]
2) К каким последствиям в Майами привело появление улиток?
……………………………………………………………………………………[1]
3) Почему на многих границах стали действовать биологические кордоны? Приведите два аргумента.
……………………………………………………………………………………[1]
…………………………………………………………………………………....[1]
ТЕСТ1 Схема выставления баллов
№ вопроса | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1. | равновесие | 1 | За каждый правильный ответ присваивается один балл |
2. | предвидеть | 1 | |
3. | иногда | 1 | |
4. | маленький | 1 | |
5. | колебаться | 1 | |
Всего | 5 |
Конкретная схема выставления баллов
№ | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1. | На устойчивое состояние стены влияет даже маленький камешек. | 1 | Принимаются и другие верные формулировки предложений. |
2. | Современные биологи изучают такие процессы, как взаимосвязи в природе. | 1 | |
3. | Последствия необдуманных решений видны как в обыденной жизни, так и в хозяйственной деятельности. | 1 | |
4. | Люди, тоскуя по своей родине, перевозили животных на новые континенты. | 1 | |
5. | Возвратившись из длительной поездки, мальчик достал из чемодана трех симпатичных и очень больших улиток. | 1 | |
6. | Для панциря улиткам нужен строительный материал, поэтому они ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов. | 1 | |
7. | За год количество улиток резко возросло, что заставило людей заволноваться. | 1 | |
8. | Несмотря на то, что улиток травили, собирали в корзины, они быстро размножались. | 1 | |
9. | В Кении, дотронувшись соломинкой до студенистых рожек, мне удалось сфотографировать ее. | 1 | |
10. | Бесспорно, что чужеземный организм, появившийся в новой среде, всегда вызывает опасения. | 1 | |
Всего | 10 |
Конкретная схема выставления баллов
№ | Ответ | Балл | Дополнительная информация | ||
1. | На вновь открытые континенты люди перевозили животных из сентиментальных чувств к прежней родине (так, в Америку завезли воробьев). В других случаях люди сознательно хотели «обогатить дикую жизнь». | 2 | Принимаются и другие верные формулировки предложений. | ||
2. | Не прошло и года, как улитки съели зеленые окрестности Майами. Они ели траву, цветы на клумбах, бурьяны, кору деревьев в садах и даже штукатурку домов (нужен был материал для строительства панциря). За год три (!) улитки дали миллиардное потомство, заставив людей ударить в набат. | 1 | |||
3. | Появление чужеземного организма в новой среде всегда чревато опасностью. Правда, среда может оказаться враждебной для новосела, и он погибает, но пришелец может стать и хозяином положения. Вот почему зоологи теперь с большой осторожностью берутся «обогащать фауну», а на многих границах стали действовать биологические кордоны. | 2 | |||
Всего | 5 | |
Текст №2 Вариант 3.
Прочитайте статью из журнала «Вестник Евразийского инновационного университета» М.Т. Уксукбаевой «Абай Кунанбаев о проблеме нравственного воспитания» и выполните задания.
Абай – один из величайших гуманистов мира. Воздействовать на умы и чувства людей, обновлять общество средством поэтического слова, глубокое уважение к достоинству человека – вот что характерно для Абая-гуманиста.
Главными средствами нравственного воспитания Абай считает труд и просвещение народа. У него нет почти ни одного произведения, где не говорилось бы о значении труда в жизни человека. Абай воспевает труд как жизненную потребность и как основу его нравственности. Человек труда – есть истинный носитель добродетели. Что касается науки, просвещения, то их Абай считает универсальными средствами для разрешения всех проблем, то есть воспитание в молодом человеке стремления к знанию, к разумности. Абай стремится доказать необходимость сделать этику научной, а науку – этичной, нравственной. Один из путей достижения этого идеального соотношения Абаю видится в благоразумной умеренности – «қанағат ету».