Файл: Сборник по предмету Русский язык и литература.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 01.12.2023

Просмотров: 9303

Скачиваний: 116

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

СОДЕРЖАНИЕ

Прочитайте статью «Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение» из сайтов psychologytoday.ru, syl.ru, hifi-expert.ru и выполните задания.

Прочитайте текст «Почему важна связь между поколениями?» и выполните задания.

Прочитайте текст статьи «Что такое глобализация?» и выполните задания.

5. В процессе четвертой промышленной революции производство развивается за счет познавательной деятельности человека.

Отличительной чертой первой промышленной революции явилось то, что …

7. Вторая промышленная революция, начавшаяся в конце ХІХ века и продлившаяся до начала ХХ века, способствовало возникновению электричества.

8. Третью промышленную революцию называют компьютерной или цифровой революцией, так как ее катализатором стало развитие полупроводников, ЭВМ, компьютеров и сети интернет.

Развитие полупроводников, ЭВМ, компьютеров и сети интернет – это ……...

Четвертая промышленная революция отличается тем, что …………….……...

10. Сегодня распознавание голоса и искусственный интеллект развиваются с такой скоростью, что беседа с компьютером вскоре станет нормой.

В будущем беседа с компьютером станет нормой, потому что ..……….……...



Умеренность у Абая в потребностях и тем более в поступках выступает как единая нравственная категория, заповедь. Знать меру всему и всего – большое дело. «Не запутывайся в мыслях, одеянии, не лишайся здравого рассудка. В еде, в питье, в схеме, в одевании, в поцелуях, в страсти к богатству, даже карьеризму и хитрости – во всем имеется мера. Все, что сверх меры - зло». А меру человеку должна подсказать совесть, являющаяся нравственным регулятором поступков и поведения. Совестливый человек чувствует свою моральную ответственность перед окружающими людьми, так как совесть – это самооценка своих поступков. Чтобы вовремя удержать себя от безнравственных поступков, Абай предлагает постоянные самоотчеты перед своей совестью.

Таким образом, Абаем формулируются в его поэзии и прозе наиболее общие нравственные принципы его высшего этического идеала «Адам бол!». Во-первых, это трудолюбие, во-вторых, стремление к знанию, разумности, в-третьих, умеренность, в-четвертых, совестливость и, в-пятых, самоконтроль, самовоспитание, самодисциплина.

Можно утверждать, что провозглашенные в прошлом столетии Абаем моральные нормы, осуждающие с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, с другой – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изучении науки, его высший этический идеал «Адам бол!» не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения ими каждым.
Текст №2 Задание 1

Найдите в 1-2 абзаце текста слова, которые соответствуют следующим определениям.

А) филантроп, человеколюбец……….………………..……………………… [1]

В) влиять, действовать.……….………………………………………………...[1]

С) присуще, свойственно ..……………………………………………………..[1]

D) моральное, духовное … ……………………………………………………[1]

Е) безупречный, великолепный ..……………………………………………....[1]
Задание 2

Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.

Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.


Образец:

Абай – один из величайших гуманистов мира.

Абай является одним из тех ……………………………….…………….…..…[1]

Ответ: Абай является одним из тех выдающихся личностей, кто воспевает человека.

1. Воздействовать на умы и чувства людей, обновлять общество средством поэтического слова – вот что характерно для Абая-гуманиста.

Для произведения Абая характерны …………………………………………[1]

2. Главными средствами нравственного воспитания Абай считает труд и просвещение народа.

По мнению Абая, ……. ……….………………………………………………[1]

3. У него нет почти ни одного произведения, где не говорилось бы о значении труда в жизни человека.

Во всех произведениях Абая …..………………………………………………[1]

4. Абай воспевает труд как жизненную потребность и как основу его нравственности.

Труд, по мнению Абая, является .……………………………………………[1]

5. Что касается науки, просвещения, то их Абай считает универсальными средствами для разрешения всех проблем.

Наука и просвещение, по мнению Абая, являются .…………….……………[1]

6. Умеренность в потребностях и тем более в поступках выступает как единая нравственная категория, заповедь.

Заповедью нравственности является …………………………..……………[1]

7. Меру человеку должна подсказать совесть, являющаяся нравственным регулятором поступков и поведения.

Совесть – это регулятор нравственности ………………………..[1]

8. Совестливый человек чувствует свою моральную ответственность перед окружающими людьми.

Человек, у которого есть совесть, …..…………………………..…………[1]

9. Чтобы вовремя удержать себя от безнравственных поступков, Абай предлагает постоянные самоотчеты перед своей совестью.

Самоанализ предостерегает человека от ………………………..……………1]

10. Провозглашенные в прошлом столетии Абаем моральные нормы, высший этический идеал «Адам бол!» требуют самого пристального изучения и овладения ими каждым.

Каждому необходимо тщательно изучить и усвоить …………..………… [1]

Всего: [10+5=15 баллов]

Задание 3

Ответьте на вопросы, используя информацию текста.

Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.

1) Что значит «умеренность»?……………………………………………….. [1]

2) Что такое совесть, по мнению Абая? Приведите два определения совести великого гуманиста.……………………………….. [2]



3) Каким должен быть человек, согласно формуле Абая «Адам бол!»? Напишите эту формулу.………… …………………………………………………………… [2]

Всего: [5+5=10 баллов]

Текст №2 Схема выставления баллов

№ вопроса

Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

гуманист

1


За каждый правильный ответ присваивается один балл

2.

воздействовать

1

3.

характерно

1

4.

нравственное

1

5.

идеальный

1

Всего

5



Конкретная схема выставления баллов



Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

Для произведения Абая характерны воздействие на умы и чувства людей, обновление общества с помощью поэтического слова.

1

Принимаются и другие верные формулировки предложений.

2.

По мнению Абая, труд и просвещение народа являются главными средствами нравственного воспитания.

1

3.

Во всех произведениях Абая говорится о значении труда в жизни человека.

1

4.

Труд, по мнению Абая, является потребностью и основой нравственности.

1

5.

Наука и просвещение, по мнению Абая, являются универсальными средствами для разрешения всех проблем.

1

6.

Заповедью нравственности является умеренность в потребностях и в поступках.

1

7.

Совесть – это регулятор нравственности, которая подсказывает человеку меру в его поступках и в поведении.

1

8.

Человек, у которого есть совесть, несет моральную ответственность перед окружающими людьми.

1

9.

Самоанализ предостерегает человека от безнравственных поступков.

1

10.

Каждому необходимо тщательно изучить и освоить морально-этические нормы согласно формуле Абая «Адам бол!».

1

Всего

10



Конкретная схема выставления баллов



Ответ

Балл

Дополнительная информация

1.

Умеренность у Абая в потребностях и тем более в поступках выступает как единая нравственная категория, заповедь. Знать меру всему и всего – большое дело.

1


Принимаются и другие верные формулировки предложений.

2.

Совесть является нравственным регулятором поступков и поведения. Совестливый человек чувствует свою моральную ответственность перед окружающими людьми, так как совесть – это самооценка своих поступков.

2

3.

Абай формулирует в поэзии и прозе общие нравственные принципы высшего этического идеала «Адам бол!». Во-первых, это трудолюбие, во-вторых, стремление к знанию, разумности, в-третьих, умеренность, в-четвертых, совестливость и, в-пятых, самоконтроль, самовоспитание, самодисциплина.

2

Всего

5





ТЕСТ ЗАВЕРШЕН

Текст №3 Вариант 4.

Прочитайте статью «Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение» из сайтов psychologytoday.ru, syl.ru, hifi-expert.ru и выполните задания.



Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной. Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.

Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:

  1. Разнообразные психические нарушения.

  2. Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость.

  3. Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи.

  4. Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе.

  5. Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию.

  6. Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.

Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.

Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры