ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 01.12.2023
Просмотров: 9303
Скачиваний: 116
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
СОДЕРЖАНИЕ
Прочитайте текст «Почему важна связь между поколениями?» и выполните задания.
Прочитайте текст статьи «Что такое глобализация?» и выполните задания.
Отличительной чертой первой промышленной революции явилось то, что …
Развитие полупроводников, ЭВМ, компьютеров и сети интернет – это ……...
Четвертая промышленная революция отличается тем, что …………….……...
В будущем беседа с компьютером станет нормой, потому что ..……….……...
Умеренность у Абая в потребностях и тем более в поступках выступает как единая нравственная категория, заповедь. Знать меру всему и всего – большое дело. «Не запутывайся в мыслях, одеянии, не лишайся здравого рассудка. В еде, в питье, в схеме, в одевании, в поцелуях, в страсти к богатству, даже карьеризму и хитрости – во всем имеется мера. Все, что сверх меры - зло». А меру человеку должна подсказать совесть, являющаяся нравственным регулятором поступков и поведения. Совестливый человек чувствует свою моральную ответственность перед окружающими людьми, так как совесть – это самооценка своих поступков. Чтобы вовремя удержать себя от безнравственных поступков, Абай предлагает постоянные самоотчеты перед своей совестью.
Таким образом, Абаем формулируются в его поэзии и прозе наиболее общие нравственные принципы его высшего этического идеала «Адам бол!». Во-первых, это трудолюбие, во-вторых, стремление к знанию, разумности, в-третьих, умеренность, в-четвертых, совестливость и, в-пятых, самоконтроль, самовоспитание, самодисциплина.
Можно утверждать, что провозглашенные в прошлом столетии Абаем моральные нормы, осуждающие с одной стороны, подлость, нечестность, распутство, с другой – возвышающие любовь к труду, самоотверженную борьбу за интересы народа, честность, правдивость, упорство в изучении науки, его высший этический идеал «Адам бол!» не только не утратили своего значения в наше время, а приобрели новую силу звучания и требуют самого пристального изучения и овладения ими каждым.
Текст №2 Задание 1
Найдите в 1-2 абзаце текста слова, которые соответствуют следующим определениям.
А) филантроп, человеколюбец……….………………..……………………… [1]
В) влиять, действовать.……….………………………………………………...[1]
С) присуще, свойственно ..……………………………………………………..[1]
D) моральное, духовное … ……………………………………………………[1]
Е) безупречный, великолепный ..……………………………………………....[1]
Задание 2
Прочитайте предложения и составьте новые, которые должны начинаться с заданных слов и передавать смысл исходных предложений, следуя образцу.
Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.
Образец:
Абай – один из величайших гуманистов мира.
Абай является одним из тех ……………………………….…………….…..…[1]
Ответ: Абай является одним из тех выдающихся личностей, кто воспевает человека.
1. Воздействовать на умы и чувства людей, обновлять общество средством поэтического слова – вот что характерно для Абая-гуманиста.
Для произведения Абая характерны …………………………………………[1]
2. Главными средствами нравственного воспитания Абай считает труд и просвещение народа.
По мнению Абая, ……. ……….………………………………………………[1]
3. У него нет почти ни одного произведения, где не говорилось бы о значении труда в жизни человека.
Во всех произведениях Абая …..………………………………………………[1]
4. Абай воспевает труд как жизненную потребность и как основу его нравственности.
Труд, по мнению Абая, является .……………………………………………[1]
5. Что касается науки, просвещения, то их Абай считает универсальными средствами для разрешения всех проблем.
Наука и просвещение, по мнению Абая, являются .…………….……………[1]
6. Умеренность в потребностях и тем более в поступках выступает как единая нравственная категория, заповедь.
Заповедью нравственности является …………………………..……………[1]
7. Меру человеку должна подсказать совесть, являющаяся нравственным регулятором поступков и поведения.
Совесть – это регулятор нравственности ………………………..[1]
8. Совестливый человек чувствует свою моральную ответственность перед окружающими людьми.
Человек, у которого есть совесть, …..…………………………..…………[1]
9. Чтобы вовремя удержать себя от безнравственных поступков, Абай предлагает постоянные самоотчеты перед своей совестью.
Самоанализ предостерегает человека от ………………………..……………1]
10. Провозглашенные в прошлом столетии Абаем моральные нормы, высший этический идеал «Адам бол!» требуют самого пристального изучения и овладения ими каждым.
Каждому необходимо тщательно изучить и усвоить …………..………… [1]
Всего: [10+5=15 баллов]
Задание 3
Ответьте на вопросы, используя информацию текста.
Дополнительно присваивается 5 баллов за качество языка.
1) Что значит «умеренность»?……………………………………………….. [1]
2) Что такое совесть, по мнению Абая? Приведите два определения совести великого гуманиста.……………………………….. [2]
3) Каким должен быть человек, согласно формуле Абая «Адам бол!»? Напишите эту формулу.………… …………………………………………………………… [2]
Всего: [5+5=10 баллов]
Текст №2 Схема выставления баллов
№ вопроса | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1. | гуманист | 1 | За каждый правильный ответ присваивается один балл |
2. | воздействовать | 1 | |
3. | характерно | 1 | |
4. | нравственное | 1 | |
5. | идеальный | 1 | |
Всего | 5 |
Конкретная схема выставления баллов
№ | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1. | Для произведения Абая характерны воздействие на умы и чувства людей, обновление общества с помощью поэтического слова. | 1 | Принимаются и другие верные формулировки предложений. |
2. | По мнению Абая, труд и просвещение народа являются главными средствами нравственного воспитания. | 1 | |
3. | Во всех произведениях Абая говорится о значении труда в жизни человека. | 1 | |
4. | Труд, по мнению Абая, является потребностью и основой нравственности. | 1 | |
5. | Наука и просвещение, по мнению Абая, являются универсальными средствами для разрешения всех проблем. | 1 | |
6. | Заповедью нравственности является умеренность в потребностях и в поступках. | 1 | |
7. | Совесть – это регулятор нравственности, которая подсказывает человеку меру в его поступках и в поведении. | 1 | |
8. | Человек, у которого есть совесть, несет моральную ответственность перед окружающими людьми. | 1 | |
9. | Самоанализ предостерегает человека от безнравственных поступков. | 1 | |
10. | Каждому необходимо тщательно изучить и освоить морально-этические нормы согласно формуле Абая «Адам бол!». | 1 | |
Всего | 10 |
Конкретная схема выставления баллов
№ | Ответ | Балл | Дополнительная информация |
1. | Умеренность у Абая в потребностях и тем более в поступках выступает как единая нравственная категория, заповедь. Знать меру всему и всего – большое дело. | 1 | Принимаются и другие верные формулировки предложений. |
2. | Совесть является нравственным регулятором поступков и поведения. Совестливый человек чувствует свою моральную ответственность перед окружающими людьми, так как совесть – это самооценка своих поступков. | 2 | |
3. | Абай формулирует в поэзии и прозе общие нравственные принципы высшего этического идеала «Адам бол!». Во-первых, это трудолюбие, во-вторых, стремление к знанию, разумности, в-третьих, умеренность, в-четвертых, совестливость и, в-пятых, самоконтроль, самовоспитание, самодисциплина. | 2 | |
Всего | 5 | |
ТЕСТ ЗАВЕРШЕН
Текст №3 Вариант 4.
Прочитайте статью «Игровая зависимость, её причины, стадии, симптомы и лечение» из сайтов psychologytoday.ru, syl.ru, hifi-expert.ru и выполните задания.
Игровая зависимость на сегодняшний день приобрела масштаб настоящей эпидемии, причем наблюдается это не только среди детей и подростков, но и у взрослых. Среднестатистический подросток проводит за компьютером до шести часов в день. Примерно 70% детей увлекаются играми типа «GameofWare» – с сюжетами насилия и жестокости. Убийство в них является главным элементом и целью игры. Зависимые начинают путать настоящую реальность с виртуальной. Подобная мания считается следствием весомых психологических патологий. При помощи компьютерных игр люди пытаются уйти от волнующих их жизненных ситуаций или заменить определенный недостающий элемент: внимание близких, отсутствие любимого человека, социальный статус.
Возможными причинами возникновения игровой зависимости принято считать:
-
Разнообразные психические нарушения. -
Особенности человеческого характера, закомплексованность, застенчивость. -
Многие люди при помощи игр реализуют свои детские фантазии и страхи. -
Дефицит общения. Подобная проблема весьма актуальна среди детей и подростков, чьи родители постоянно заняты на работе. -
Внутрисемейные конфликты. Часто чтобы избежать семейных скандалов, люди погружаются в придуманный мир, чем только усугубляют ситуацию. -
Социальные фобии, когда человек страшится межличностных отношений и реального общества. Компьютерные игры помогают ему уйти от реальной жизни, почувствовать себя значимым и сильным. Компьютер для него становится собеседником и другом.
Дети становятся агрессивными и злыми, если их хоть на минуту просят отойти от компьютера. Признаками данной зависимости у детей является то, что они начинают пропускать уроки в школе, врать учителям и родителям. Игры вызывают у подростков жестокость, поскольку основным их сюжетом является убийство, за которое следует поощрение в виде очков и бонусов.
Незрелая детская психика перегружена эффектами игры, а в сознании ребенка виртуальная реальность ничем не отличается от естественной жизни. Зависимость отрицательно сказывается на здоровье и учебе, все мысли ребенка направлены на предвкушение игры