ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 30
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
17 2. переложение их на цены выпускаемого товара. В этом случае цены тоже растут.
Такая же картина возникает и при успешных действиях профсоюзов в от- ношении роста заработной платы.
Внешним толчком к инфляции становится рост цен на мировых рынках. В этом случае инфляция импортируется в страну, так как определенная часть сырья закупается за пределами национальной экономики. В результате развертывается инфляция издержек.
Применительно к российской ситуации можно отметить и дополнительные инфляционные факторы. Развал Советского Союза, СЭВа привел к разрыву ко- операционных связей, что резко уменьшило предложение товаров. Из-за разрыва хозяйственных связей деньги перестали быть всеобщим покупательным сред- ством, что породило переход к бартерному обмену, в свою очередь бартер умно- жает инфляцию, так как сокращает возможности торговли за деньги, предложение товаров на нормальном товарно-денежном рынке сокращается еще больше.
Но все же главными причинами инфляционного взрыва в России и в стра- нах Восточной Европы были бюджетный дефицит, утяжеленная структура эконо- мики, сохранение неэффективного производства.
Эксперты отмечают, что инфляционные трудности нашей экономики в зна- чительной степени вызваны разделением денег на неликвидные безналичные и наличные. Невозможность автоматического перевода безналичных счетов в ре- альные наличные деньги привело при либерализации цен к недопоставкам про- дукции. Это резко снизило общий уровень производства, и в результате сильно подскачили цены.
Реакция государства на разрастающуюся инфляцию может быть двоякой:
1. формирование условий наименее болезненной адаптации к ней населе- ния;
2. выработка системы мер, способных ей противоборствовать. В этом слу- чае государство пытается погасить негативные эффекты, связанные с инфляцией.
Умеренная инфляция (до 10% в год) не считается опасной, поэтому совре- менные правительства в этом случае выбирают тактику непротивоборства с ней, пытаясь заглушить ее негативные последствия для населения.
При сильной инфляции, погасить которую за короткий срок невозможно, государство вынужденно оценивать величины ожидаемых потерь из-за ухудше- ния рыночной конъюнктуры. Эти потери в значительной степени несут потреби- тели, у которых снижается жизненный уровень. Поэтому правительство обычно
18 проводит политику амортизации ударов инфляции. Они выполняют 2 направле- ния:
индексация потерь доходов;
компенсация потерь от инфляции.
Коэффициент индексации должен строиться с учетом темпов инфляции.
Поскольку инфляция не прекращается, время от времени приходится проводить индексацию. Достоинством адаптивной антифляционной политики является смягчение социальной напряженности, установление предела падения жизненно- го уровня. Но достигаются эти результаты тяжелой ценой. Затягивается период выхода из инфляционной волны. Компенсации проводятся в государственном секторе за счет бюджета, который уже находится в состоянии дефицита. Дефицит бюджета углубляется. Причины инфляции не устраняются, временно сглажива- ются лишь ее последствия.
Борьба с инфляцией имеет место лишь тогда, когда снимаются вызванные ее причины. Инфляция связана с деформациями на товарных и денежных рынках, которые приводят к устойчивому превышению AD (совокупный спрос) над AS
(совокупное предложение). Поэтому антиинфляционная политика государства должна обязательно включать два блока:
1. регулирование AD;
2. регулирование AS.
Эволюция рыночного мировоззрения сформировала два направления анти- инфляционной политики: кейнсианское и монетаристское.
Кейнс считал, что поднять уровень предложения можно, создав эффектив- ный D, который для предпринимателей должен стать внешней активизирующей силой. Другим рычагом роста предложения должен стать дополнительные инве- стиции, подстегнутые дешевым кредитом. Эффективность D правительство со- здает тем, что оно предоставляет крупным частным фирмам весомый государ- ственный заказ. Фирмы, связанные со смежниками, дают им тоже соответствую- щие заказы. В результате создается мультипликационный эффект, приводится в движение большой комплекс предприятий.
Спад сокращается, безработица снижается. Предложение, подстегну- тое заказами и дешевым кредитом, растет, что приводит, в конечном счете, к па- дению цен, к сокращению инфляции.
Особенностью кейнсианского подхода является углубление бюджетного дефицита. Государственный заказ частному бизнесу представляет собой дополнительный государственный расход. Общественные работы, которые
Кейнс рекомендовал в качестве условия выживаемости для безработных, тоже становились дополнительным расходом.
19
Дефицит государственного бюджета как неизбежное следствие кейнси- анскых программ, ни в коем случае не должен покрываться дополнительной эмиссией денег. Кейнс считал целесообразным другой путь – прибегнуть к госу- дарственным займам, которые можно будет погасить в дальнейшем, когда страна переборет экономические болезни.
Кейнсианская антиинфляционная политика
Монетаристские антиинфляционные концепции появились не- сколько позже, когда кейнсианское регулирование экономики было достаточно апробировано.
Монетаристы во главе с М. Фридменом (Чикаго) обратили внимание на то, что кейнсианские рецепты не дают кризису до конца выполнить свою очи- щающую функцию – освободить на какой-то срок экономику от хозяйственных диспропорции и восстановить в стране экономическое равновесие. Поэтому стра- на, следуя за кейнсианской политикой, досрочно выходит из кризиса, но при этом старые диспропорции в значительной мере сохраняются. В дальнейшем на них накладываются новые, и за сравнительно короткий срок экономика вновь вполза- ет в кризис и инфляцию. Поэтому кейнсианцы причины инфляции окончательно устранить не могут.
Недостаточность кейнсианских программ с годами делалась бо- лее очевидной в связи с тем, что во многих странах стал значительно расти госу- дарственный долг, и увеличивать его не представлялась возможным.
В начале 70-х годов инфляция приняла острые формы, в отдельных странах она стала перерастать в гиперинфляцию. Были необходимы срочные меры, гася- щие ее источники. Такая политика опирается на сокращение AD.
Новое течение, предлагающее радикальный способ борьбы с инфляцией, получило название «монетаризм». Его родоначальник - Милтон Фридмен, пред- ставитель чикагской школы, он был советником при президенте США Р.Рейгане при проведении им стабилизационной политики. Ее реализация позволила всего за 6 месяцев не только выйти из кризиса, но и войти в фазу подъема, который продолжался как никогда долго, 11 лет. Заслуги Фридмена отмечены нобелевской премией.
Увеличение госуд. расхо- дов
Дешевый кре- дит
Рост ин- вестиц. спроса
Рост предло - жения
Сниже - ние цен
20
Фридмен считает, что инфляция есть чисто денежный феномен, вызванный необоснованным вмешательством государства в ход экономических процессов. В условиях дефицита государственного бюджета последний нельзя перегружать.
Следует искать рецепты, которые не требовали бы от государства до- полнительных расходов. Монетаристы акцентировали внимание на антиинфляци- онном блоке, связанном с ростом предложения, который не требовал дополни- тельных инвестиций.
Для той цели они рекомендуют продавать все, что можно – ресурсы, информацию и т. д., вести решительное наступление на монополизм в экономике, поощ- рять мелкий и средний бизнес. Если в стране большой государственный сектор, возможна разумная приватизация. Рынки следует либерализовать, убрать всяче- ские барьеры притоку капиталов.
Безусловно, факторы, воздействующие на рост предложения, должны дать эффект не сразу, а по истечении довольно значительного срока. Поэтому процесс подтягивания предложения относится к долгосрочной антиинфляционной страте- гии. Самое мощное наступление на инфляцию связано с ограничением спроса.
Эти меры быстро ударят по инфляционной волне, поэтому использование этого блока относится к мерам тактического свойства.
Сократить AD можно и денежной реформой конфискационного плана. Ее цель – уменьшить количество денег у населения. Это сразу значительно сократит спрос. Такое действие относится к самым сильным средствам. Но возможны и не столь радикальные меры, уменьшающие возможность населения предъявлять спрос. Это замораживание сбережений, которое снижает уровень их ликвидно- сти, поощрение покупок недвижимости и драгоценностей. В этом случае сбере- жения не должны усиливать давление D на потребительском рынке.
Сокращение совокупного потребительского D связывается с уменьшением бюджетного дефицита, прежде всего за счет освобождения от чрезмерных соци- альных программ и поддерживание дотациями и субсидиями неэффективного производства.
Задействовано два антиинфляционного блока: стимулирование AS и со- кращение AD.
Монетаристы считают, что меры, сдерживающие D, тяжело переносятся населением. Поэтому антиинфляционная программа должна дать эффект за не- большой срок, иначе она станет слишком изнурительной.
Монетаристы применяют рецепты, противоречащие теории Кейнса.
Они предлагают ввести дорогой кредит. В этом случае для малоэффективного производства он становится недоступным и такое производство разоряется. На
21 рынок выходят самые сильные производители, которых правительство поощряет более низкой ставкой налогов. Они быстро наполняют рынок, цены начинают па- дать. Монетаристские рецепты были широко использованы в США, в Великобри- тании и в других странах. В развитых странах борьба с инфляцией таким методом привела к последующему сравнительно длительному и эффективному подъему.
Итак, монетарные программы осуществляются в 3 этапа:
Сокращение спроса
1 этап Денежная реформа
Сокращение Удорожание
2 этап бюджетного дефицита кредита
Следствия: уменьшение потребительского и инвестиционного спроса
Банкротство неэффективного производства: рост спада производства
Формирование рыночных Сохранение на рынке ниш от разорившихся сильных производителей производителей
3 этап Сокращение ставок налогов
Следствия:
Рост инвестиций → рост товарного предложения → снижение цен
На 1-ом и 2-ом этапах используются рычаги, снижающие AD, на 3-ем – ры- чаги, стимулирующие рост товарной массы.
Особенностью монетарных программ является приверженность концепции открытой экономики.
22
Первые шаги реформы углубляют спад и усиливают безработицу. Жизнен- ные лишения, которые давят на население, становятся гораздо ощутимее в стра- нах с невысоким жизненным уровнем. Усиливается социальная нестабильность, что ведет к частой смене правительств и возможным политическим переворотам.
На таком фоне ухудшается криминальная обстановка, что угнетающе действует на экономический рост. Инвестиции не вкладываются, иностранный капитал из страны уходит, что еще больше сокращает предложение, усугубляя ситуацию.
Монетарные программы в таком случае не приводят к желаемому эффекту даже и в том случае, если удается перебороть гиперинфляцию. Падение D так понижает емкость рынка, что организация нового производства становится невыгодной, по- этому что новая продукция может не найти D.
Для таких стран антиинфляционная программа не должна опираться на ре- цепты, резко усиливающие спад производства. Нужно искать другие комбинации мероприятий, обуздывающие инфляцию.
Считается возможным на короткий срок проводить политику заморажива- ния цен и заработной платы. В этом случае правительство получает передышку, что позволяет основательнее отработать соразмерность различных рычагов и с их помощью подавить уже открытую инфляцию. Надолго задерживаться на полити- ке замораживания цен и заработной платы не рекомендуется, потому что полити- ка переводит открытую инфляцию в ее подавленную форму, разрушая механизм саморегуляции, и снижает возможности справиться с проблемой.
Инфляция последних лет протекала на фоне чрезмерного бюджетного де- фицита, который инфляцию и порождает, и резко усиливает. Поэтому необходимо этот дефицит устранять. Здесь возможны 2 пути: увеличить доходную часть бюд- жета за счет роста налогов или сократить расходы государства. Если нельзя отка- заться от государственных расходов, приходится ужесточать налоговый пресс, однако эту меру можно использовать лишь в очень короткий период. В условиях дефицитной экономики бремя налога легко перекладывается на цену, что подхле- стывает инфляцию. В долгосрочной перспективе большие налоги угнетают инве- стиции, что тормозит рост предложения. Борьба с инфляцией становится беспер- спективной, тем более что государство лишается возможностей роста налоговых поступлений в бюджет из-за замедления инвестиционного процесса.
Современные правительства в борьбе с инфляцией ориентируются больше на другое направление, уменьшающее бюджетный дефицит – сокращение госу- дарственных расходов.