Файл: Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе Выводы по ii главе.rtf
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 117
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
Государственное автономное профессиональное образовательное
учреждение
«Магаданский колледж искусств»
КУРСОВАЯ РАБОТА
по дисциплине: «основы педагогики»
Воспитание танцевальной культуры детей младшего школьного
возраста в хореографическом коллективе
Выполнил: студент 3 курса
Специальности
«Народное художественное творчество»
по виду «Хореографическое творчество»
Теллё О.А.
Проверил: преподаватель дисциплины
«основы педагогики»
Ю.В.
г. Магадан.2023
Содержание
Введение:
Глава I. Теоретические основы воспитания танцевальной культуры младших школьников - участников детского хореографического коллектива
.1 Сущность ключевых понятий «танцевальная культура», «воспитание», «детский хореографический коллектив», «младший школьный возраст»
.2 Хореография как средство воспитания танцевальной культуры младшего школьника
.3 Классический танец как основа воспитания танцевальной культуры младшего школьника в хореографическом коллективе
Выводы по I главе
Глава II. Реализация задач воспитания танцевальной культуры младших школьников
.1 Особенности воспитания танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе
.2 Методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры у младшего школьника в детском хореографическом коллективе
Выводы по II главе
Заключение
Литература
Введение
Танец зародился еще в глубокой древности, но и по сей день, он является
одним из самых популярных массовых видов искусств. С древних времен танец
помогал отразить значимые эпизоды в жизни людей: война, рождение, смерть.
Танцевальные па зарождались от основных видов человеческих движений:
от простых шагов, от бега, прыжков, раскачиваний и поворотов, в дальнейшем
их комбинирование реформировалось в традиционные танцевальные движения.
У многих народов образовывались свои танцевальные традиции.
Искусство танца никогда не стояло на месте, на сегодняшний день
существует множество стилей и направлений. Путь к освоению и изучению
танца длинный и непростой, ведь научиться танцевать не так просто,
мастерство приходит не сразу. Человек, начавший заниматься хореографией
должен обладать такими качествами, как: трудолюбие, дисциплина
и выносливость.
Педагог-хореограф должен поспособствовать развитию творческих
способностей детей младшего школьного
возраста, развить его воображение, пластику и выразительность
движений.
В наши дни, дети основную часть дня
у экранов компьютера или телевизора, в этой ситуации танец
становится актуален. Хореография помогает увеличить работоспособность
подростка, укрепить его здоровье, снимает умственное и психическое
напряжения, подготавливает к успешной трудовой деятельности и увеличивает
двигательную активность подростка.
Актуальность этой темы обусловлена тем, что занятия современным
танцем могут помочь ребенку, не имеющему танцевальную подготовку,
с помощью педагога-хореографа сформировать начальные хореографические
навыки и исправить уже сформировавшиеся недостатки в теле.
Целенаправленное и систематическое хореографическое развитие
в происходит в специально организованной деятельности, которая
осуществляется в учреждениях системы дополнительного образования детей
Темой исследования является воспитание танцевальной культуры младшего школьника в системе дополнительного образования - в хореографическом коллективе. Ученые, изучающие проблемы дополнительного образования (Р.Н. Азарова, Л.В. Байбородова, Л.А. Зимняя и др.) в центр внимания ставят проблемы нравственного, гражданского, эстетического и других направлений воспитания школьников.
Эстетическое воспитание диалектически связано с такими понятиями, эстетическая культура, эстетические знания и др.
Содержание эстетического воспитания конкретизируется в различных программах различных самодеятельных объединений учащихся, хореографических кружках, студиях, творческих коллективах.
Актуальность темы исследования обусловлена изменением взглядов педагогов на воспитательное воздействие танца. Привлекая младшего школьника к танцевальному искусству, можно воспитать высоконравственного, образовательного, разносторонне развитого современного человека.
Наше исследование обусловлено также противоречием между потребностью общества в высокой танцевальной культуре детей и недостаточно высоким уровнем танцевальной культуры на практике.
В современных диссертационных исследованиях отмечается, что младшие школьники «вовлечены в реальную танцевальную среду с её разговорным сленгом, музыкальными пристрастиями, потребительской психологией
, цинизмом, без духовности. В создавшихся условиях необходимо объединить усилия школьного учителя, педагогов учреждений дополнительного образования детей» [22].
Одним из способов формирования танцевальной культуры младшего школьника авторы этих исследований видят в классический танец в формировании танцевальной культуры. Классическая школа являются единственной системой профессионального воспитания, воспитания человеческого тела и танцевальной культуры младшего школьника. Школа классического танца располагает огромным арсеналом технических приемов и выразительных средств. Она требует длительной и систематической работы с раннего возраста. Экзерсис, основанный на классическом танце, доказал свое право на первое место в освоении танцевального искусства.
В практике общеобразовательной школы накоплен большой опыт стимулирования интереса к воспитанию культуры танца (соревнования, конкурсы, призы, поездки, экскурсии, и т.д.). Воспитание танцевальной культуры школьников в учреждениях дополнительного образования детей - это ориентация на современное понимание культуры, способ формирования ценностного отношения к эстетическим и этическим идеалам, вкусам, предпочтениям в хореографическом виде деятельности, где концептуальные подходы способны усилить эффективность этого процесса.
Методологической основой исследования является гуманистический подход. [24], [1], [21] Одним из центральных понятий гуманистического подхода в педагогике является понятие "личность", создании условий для ее становления. Признается, что личность человека представляет наибольшую ценность и ее развитие - основная цель педагогической деятельности, а одна из основных задач педагогики - создание условий для самореализации личности.
Идеологической и философско-методологической основой гуманистического подхода в современной отечественной педагогике является мировоззренческая система, сформировавшаяся в эпоху Возрождения и существующая в современной культуре в измененном виде до сих пор, гуманизм. Основные установки гуманизма как социокультурной традиции состоят в признании человека высшей ценностью, всегда - целью и никогда - средством; в утверждении, что человек - "мера всех вещей", то есть что потребности и интересы человека являются основным критерием для создания и функционирования социальных институтов; в признании за каждым человеком прав на свободу, развитие, реализацию всех его возможностей как основы равенства всех людей.
Объект: процесс воспитания танцевальной культуры в хореографическом коллективе у младших школьников.
Предмет: содержание классического экзерсиса как средства воспитания танцевальной культуры.
Цель: отбор эффективных методов, содействующих воспитанию танцевальной культуры у детей младшего школьного возраста в хореографическом коллективе.
Для достижения поставленных целей необходимо решить ряд задач:
. Раскрыть сущность понятий - «воспитание», «хореография», «танцевальная культура».
. Определить роль хореографического искусства в воспитании танцевальной культуры младших школьников.
. Рассмотреть методы воспитательной работы в хореографическом коллективе.
. Разработать методические рекомендации по воспитанию танцевальной культуры младших школьников в детском хореографическом коллективе.
Методы исследования:
1.Теоретические:
анализ специальной методической литературы;
изучение источников из сети Интернет;
моделирование.
2. Эмпирические:
- изучение педагогического опыта;
- отбор элементов классического экзерсиса.
Практическая значимость: предложенные рекомендации, созданные на основе классического танца, могут быть использованы руководителями хореографических коллективов разных направлений как основа воспитания танцевальной культуры обучающихся в детских хореографических коллективах. Освоение этого материала создает основу для изучения других хореографических дисциплин, позволяя в дальнейшем успешно проводить занятия по-народному, современному и бальному танцам.
Структура курсовой работы: курсовая работа представлена введением, двумя главами, содержащие по два параграфа, заключением и списком использованных источников.
Глава I. Теоретические основы воспитания танцевальной культуры младших школьников - участников детского хореографического коллектива
.1 Сущность ключевых понятий «культура», «хореография», «танцевальная культура», «воспитание», «детский хореографический коллектив», «младший школьный возраст»
В рамках исторических, философских, этнографических, филологических и иных исследований можно обнаружить самые разнообразные представления о культуре. Это объясняется многогранностью данного феномена и широтой использования термина "культура" в конкретных дисциплинах, каждая из которых подходит к этому понятию в соответствии со своими задачами. Однако теоретическая сложность данной проблемы не сводится к многозначности самого понятия "культура". Культура - это многогранная проблема исторического развития.
Культура (лат. cultura - земледелие, воспитание, почитание) - понятие, имеющее множество значений в различных областях. В основном, под культурой понимают области человеческой деятельности, связанные с самовыражением (религиозный культ подражание человека, проявлением его субъективности (характера, компетентностей умений и знаний. Понятие «хореография» - многогранно и разносторонне и точного определения этому слову нет.
Под термином «культура» следует понимать, прежде всего, всю ту информацию (знания и теоретически неформализованные навыки), которая в обществе есть, но не передаётся от поколения к поколению в готовом для употребления виде на основе работы генетического аппарата; культура передаётся от поколения к поколению на основе взаимоотношений людей в обществе и на основе «артефактов» - памятников культуры, носителей информации, что в совокупности составляет культурную среду общества в целом.
Культурой называется позитивный опыт и знания человека или группы людей, ассимилированный в одной из сфер жизни (в человеке, в политике, в искусстве и т. д.).
Танцы играют очень большую роль в развитии культуры человека, как и музыка. Люди танцевали еще с самых древних времен, а современные танцы - это и развлечение, и общение, и самовыражение, и общий рост культурного самосознания человека. Особенно важны тут такие виды танцев, в которых танцуют два партнера. Они могут быть очень разными, в зависимости от темпа музыки - медленными и быстрыми, классическими и современными. Во многом танцы являются и спортивными мероприятиями - по ним проводятся соревнования, а занятия танцами значительно улучшают самочувствие и здоровье человека. Поэтому многие родители записывают детей на занятия танцами.
Независимо от общего подхода к проблеме культуры практически все исследователи отмечают, что культура характеризует жизнедеятельность личности, группы, общества в целом; что культура является специфическим способом бытия человека, имеет свои пространственно-временные границы; раскрывается культура через особенности поведения, сознание и деятельность человека, равно как и через вещи, предметы, произведения искусства, орудия труда, через языковые формы, символы и знаки.
Само слово имеет греческие корни, с греческого языка, перевести его можно на русский как «писать танец».