Файл: Сущность и содержание обучения.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Реферат

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 24

Скачиваний: 2

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

Тема: «Сущность и содержание обучения»

Содержание

Введение...................................................................................................................3

1.Сущность процесса обучения…………………………………………………..4

2. Содержание процесса обучения……………………………………………….8

Заключение……………………………………………………………………….12

Список использованной литературы…………………………………………...13

Введение

Важное место в структуре педагогического процесса занимает процесс обучения, в ходе которого приобретаются знания, умения и навыки, формируются личностные качества, позволяющие человеку приспосабливаться к внешним условиям и проявлять свою индивидуальность.

Теоретические основы процесса обучения, его закономерности, принципы, методы и т. д. изучает важнейшая отрасль педагогики - дидактика. Дидактика (от греческого «дидактикос» — учение и «дидаско» — изучение) — часть педагогики, разрабатывающая проблемы обучения и воспитания. Выявляет закономерности усвоения знаний, навыков и умений и формирования убеждений, определяет объем и структуру содержания образования, совершенствует методы и организационные формы обучения, воспитательное воздействие образовательного процесса на обучающихся.

Качественное своеобразие обучения выявляется при сопоставлении его с воспитанием, обучением и развитием.

В разных видах образования его воспитательно-образовательная и развивающая составляющая представлена неодинаково, но педагог, носитель знаний, обязан постоянно ее конструировать.

Таким образом, изучение особенностей образовательного процесса является актуальной проблемой современной педагогики.

Целью данной работы является изучение основных параметров образовательного процесса.

Для достижения поставленной цели были поставлены следующие задачи:

- рассмотреть сущность процесса обучения;

- изучить содержание учебного процесса.
1.Сущность процесса обучения
Процессы обучения и обучения (преподавания) являются двумя особыми, хотя и взаимосвязанными, формами деятельности ученика и учителя и отражают двойственный характер процесса обучения.

Научная теория процесса обучения включает в себя разработку таких приемов и методов организации познавательной деятельности учащихся, которые обеспечивают эффективное усвоение ими знаний, развитие умений и навыков и формирование способностей.


Определение обучения в современной педагогике подчеркивает взаимодействие между учителем и учеником. Признавая важность и значение современных тенденций и в понимании сущности процесса обучения, необходимо, тем не менее, подчеркивать руководящую и направляющую деятельность учителя, который, даже при высочайшей активности и самостоятельности учащихся, всегда выступает организатором их познавательная деятельность. В его функции также входят планирование, стимулирование, контроль, анализ результатов и воспитательная работа.

Дидактика – это раздел педагогики, направленный на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, методов, технологий и систем обучения.

Различают общую и частную дидактику. Так сформировалась методика преподавания отдельных учебных дисциплин (методика преподавания математики, преподавания химии, преподавания истории).

Основными категориями дидактики являются обучение, обучение, обучение.

Обучение – это целенаправленный процесс двусторонней деятельности преподавателя (преподавателя, лектора) и учащегося по передаче и усвоению знаний. Двусторонний характер обучения заключается в том, что обучение обязательно включает в себя два взаимосвязанных процесса: обучение и обучение. Поэтому в основе обучения лежит совместная деятельность, целенаправленное взаимодействие учителя и ученика. Оба они должны быть активными в образовательном процессе, т. е. выступать субъектами обучения. Если учитель недостаточно активен в обучении (не стремится к разнообразию форм и методов на занятиях, плохо организует контроль обучения, нерегулярно закрепляет изученное и т. д.), он не добьется хорошего результата в обучении. обучение. Если учащийся пассивен в обучении (например: не следит за мыслью учителя при объяснении нового материала, не пытается выполнить упражнение самостоятельно, не выполняет домашнее задание), он плохо усваивает учебный материал. Таким образом, результат обучения (уровень обученности учащегося) зависит от степени активности обоих субъектов образовательного процесса.

Преподавание – это деятельность учителя в:

1. передача информации;

2. организация учебно-познавательной деятельности студентов;


3. помощь в случае затруднения в процессе обучения;

4. стимулирование интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

5. оценка учебных достижений обучающихся.

Целью обучения является организация эффективного обучения каждого учащегося в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность обучения предполагает также взаимодействие со студентами и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Преподавание – это деятельность учащегося в:

1. развитие, закрепление и применение знаний, навыков и умений;

2.самостимуляция к поиску, решению учебных задач, самооценке достижений;

3. осознание личностного смысла и социальной значимости культурных ценностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действительности. Целью обучения является познание, сбор и обработка информации об окружающем мире. Результаты обучения выражаются в знаниях, навыках, установках и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

1. овладение системами знаний и работа с ними;

2. овладение системами обобщенных и более конкретных действий, приемами (приемами) учебной работы, способами передачи и нахождения их - навыков и умений;

3. развитие мотивов учения, формирование мотивации и смысла последнего;

4. овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и т. д.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используются успешность обучения и успеваемость, а также качество знаний и степень развития навыков и умений, уровень развития обучающегося, уровень подготовки и обучения.

Процесс усвоения знаний осуществляется поэтапно в соответствии со следующими уровнями:

1. различение или узнавание предмета (явления, события, факта);

2. запоминание и воспроизведение предмета, понимание, применение знаний на практике и перенос знаний в новые ситуации.

Качество знаний оценивается по таким показателям, как их полнота, непротиворечивость, глубина, результативность, сила.

Одним из основных показателей перспектив развития учащегося является способность учащегося самостоятельно решать учебные задачи (сходные по принципу решения в сотрудничестве и с помощью учителя).

В качестве внешних критериев эффективности процесса обучения приняты:

1. степень адаптации выпускника к общественной жизни и профессиональной деятельности;


2. рост скорости процесса самообразования как пролонгированного эффекта обучения;

3. уровень образования или профессиональных навыков;

4. желание улучшить образование.

В практике обучения сложилось единство логики учебного процесса: индуктивно-аналитической и дедуктивно-синтетической. Первая ориентируется на наблюдение, живое созерцание и восприятие действительности, а уже потом на абстрактное мышление, обобщение, систематизацию учебного материала. Второй вариант ориентируется на введение учителем научных понятий, принципов, законов и закономерностей, а затем на их практическую конкретизацию.

Таким образом, сущность процесса обучения составляет целенаправленный педагогический процесс, активизирующий деятельность, развивающий творческие способности учащихся, организующий и стимулирующий активную учебно-познавательную деятельность учащихся; помогает приобрести научные знания, навыки, умения; формирует научное мировоззрение и нравственно-эстетические взгляды и убеждения.


2. Содержание процесса обучения

Содержание образования представляет собой систему информации, адаптированную к целям педагогов, которая позволяет передать знания, умения, необходимые навыки учащимся, помочь им приобрести опыт творческой деятельности, эмоционального восприятия мира, направить их развитие в конструктивное русло. направление.

Содержание образования не является статичным набором знаний. Она может произвольно меняться в зависимости от контингента обучающихся и целей обучения.

Содержание образования будет различным для школьников младших и старших классов, для получающих базовое и высшее/среднее специальное образование. Как видите, содержание образования определяет содержание обучения.

Функции содержания образования для ученика и учителя различны. Для школьника она в первую очередь выполняет информационно-коммуникативную функцию, позволяет получить базовые знания об окружающем мире, принципах и законах науки. Процесс освоения содержания образования студентом включает в себя:

• овладение способами общения и общей коммуникативной культурой;

• Приобретение опыта использования различных форм взаимодействия между людьми.

Если говорить об учителе, то предметно-инструментальная функция имеет главенствующее положение, так как содержание является средством воздействия на учащихся, которое позволяет:


• стимулировать умственное развитие подопечных;

• формировать целостное восприятие мира;

• развивать навыки практической работы;

• непосредственная познавательная деятельность.

По сути, контент становится инструментом, позволяющим свести воедино уже имеющиеся у детей знания и опыт и новую информацию, которую учащиеся получают в процессе обучения.

На базовом уровне можно сказать, что содержанием педагогического образования является то, чему учат в школе и других учебных заведениях. Если копнуть глубже, то содержание обучения определяет, какие знания нужны учащимся, с какими учебниками должен работать преподаватель и по каким критериям отбирать значимый материал.

В зависимости от подходов к решению всех этих вопросов можно выделить два основных подхода: формальное образование и материальное образование.

Среди сторонников формального образования можно отметить таких видных ученых, как Джон Локк, Иммануил Кант, Дж.Г. Песталоцци. Последователи такого подхода уверены, что самое главное в обучении — это развитие у детей познавательных способностей, умения находить нужный материал, анализировать полученную информацию, находить решение поставленных задач.

Материальное воспитание предполагает, что дети будут получать только то, что имеет практическое применение. Это определяет выбор предметов и направления обучения.

Каждый из подходов имеет свои преимущества, но по отдельности они весьма ограничены. В связи с этим американский философ и педагог Д. Дьюи предложил третий, так называемый прагматический подход. В основе прагматической педагогики лежит идея развития учащихся для получения практического опыта на основе полученных ими полезных знаний.

Советские педагоги в определении содержания образования долгое время исходили из задач развития коммунистического общества и основывали все свои решения на учении Маркса и Ленина. Широкое распространение в то время получила классификацию наук Энгельса, которая разделяла все направления научных знаний на 4 группы: • наука о живой природе; • наука о неживой природе; • наука об обществе; • наука о мысли. Принято было подчеркивать, что советская система образования значительно превосходит по качеству буржуазную. Все это дало толчок к активному развитию образования, что проявлялось: • введением всеобщего среднего образования, которое стало обязательным для всех; • проведением ряда реформ образования; как деятельность, воплощенную в знаниях, навыках, творчестве. турии; • опыт эмоционального и волевого отношения к миру и людям как обязательное условие формирования системы ценностей. деятельности; • средства и формы обучения. очников образования. Однако представить все области знаний не могут быть представлены в содержании среднего или высшего образования в полном обьеме, так как на изучение всего у человека может попросту не владеть жизнью. : • Потребностей общества • Закономерностей учебной деятельности • Интеллектуальных способностей обучающихся • Личности преподавателя.