Файл: Как молодому руководителю управлять взрослым коллективом.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 22

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

КАК МОЛОДОМУ РУКОВОДИТЕЛЮ УПРАВЛЯТЬ ВЗРОСЛЫМ КОЛЛЕКТИВОМ
На протяжении развития человеческого общества всегда были те, кто способен руководить, и те, кем руководят. В наши дни вполне возможно, что кто-то в возрасте от 25 до 30 лет станет руководителем для людей значительно старше него. И хотя этот сценарий становится все более распространенным, он часто сопровождается напряженностью в отношениях руководителей и подчиненных и требует особой тактичности в подходах к руководству. Конечно, возникает масса вопросов. Как вести себя молодому руководителю в зрелом коллективе? О чем нужно помнить? Как не допустить ошибок?

В настоящее время менеджмент – это не только управление в деловой сфере, но и любой другой, в том числе, и в образовании. Руководителя школы и заместителей директора можно считать менеджерами образовательно-воспитательного процесса.

Мы решили выяснить у администрации нашей школы, как складывался их карьерный путь, на какие вызовы приходилось отвечать, будучи молодыми руководителями во «взрослом» коллективе. В опросе приняли участие директор школы, Ольга Павловна (на руководящей должности с 28 лет), заместитель директора по воспитательной работе, Наталья Викторовна, (на руководящей должности с 39 лет) и Ева Владимировна, 34 года, заместитель директора по учебно-воспитательной работе, в роли руководителя первый год. Следует учесть, что директор и зам директора по ВР достигли высокой должности, постепенно продвигаясь по карьерной лестнице именно в нашей школе.

В данной ситуации важно отметить, что все трое руководителей пришли в профессию по зову сердца. Это была не случайность, а мечта с детства. Но в роли административного работника они себя не видели. На вопрос «Как вы в принципе относитесь к тому, что молодые работники занимают руководящую должность?» единодушно ответили, что положительно.Преимуществами молодого руководителя О.П. считает способность учиться всему новому, развиваться. У молодого руководителя 28-35 лет уже имеется определенный запас жизненного опыта, но в то же время он способен мобильно реагировать на вызовы времени. Н.В. отмечает в качестве достоинств молодого управленца - умение повести за собой, способность мыслить адекватно ситуации. Молодой начальник имеет свежий взгляд на проблемы. Е.В. согласна с коллегами: сил и энергии действительно больше у молодого руководителя, с возрастом этот запас значительно уменьшается.


Ответы на вопрос, «какого рода психологический дискомфорт вы испытывали, общаясь с сотрудниками более зрелого возраста?», разделились. Вспоминая о своих первых шагах в руководящей должности, О.П. и Н.В. рассказали о том, что никакого психологического неудобства в общении с представителями «старой закалки» не было. Объясняют это тем, что в коллективе работали давно, знают его изнутри, более того, обе учились в этой же школе. Е.В. ответила, что все-таки испытывала боязнь не оправдать ожидания.

Мы поинтересовались, как быть в ситуации, когда молодому руководителю выказывают недовольство, и в основном это делают подчиненные старшего возраста? Н.В. считает, что вне зависимости от возраста, ко всем сотрудникам следует применять единые требования, не допускать двойных стандартов в работе. Е.В. дополнила: «В подобных ситуациях следует найти компромисс. Узнать, какова причина их недовольства, что именно мешает выполнять указания. Убедить, что только совместная работа может дать положительные результаты».

Как найти подход к сотруднику, который предпочитает работать по старинке? Здесь руководители были едины в мнении: главное убедить, что новшества не всегда плохи, что начинать осваивать что-то новое всегда сложно, а также мотивировать на применение современных методов работы. Стараться использовать по максимуму способности сотрудника, давать посильные поручения.

Любопытно было узнать о личных качествах руководителей, которые помогли им в преодолении трудностей. О.П. поделилась: «В первую очередь, это человечность, нравственность, трудоспособность. Преодолеть трудности можно только в том случае, если ты живешь своей работой и любишь её. Готов не считаться с личным временем, бесконечно учиться и развиваться личностно и профессионально. Но самое главное-это терпение. Если ты его потерял – ты изжил себя как руководитель». Н.В. и Е.В. добавили, что важно еще иметь самообладание, уметь слышать и слушать.

В конце опроса мы попросили дать совет, исходя из своего опыта, начинающему молодому руководителю. Как избежать ошибок? Исходя из ответов, можно сформулировать следующие рекомендации:

1. Видеть в коллегах людей, а не подчиненных.



2. Не уходить от исполнения законодательных актов.

3. Держать дистанцию - грамотно регламентированная система деловых отношений позволяет добиваться слаженной работы всего коллектива.

4. Придерживаться единой цели в работе и в стиле руководства.

5. Не изменять своим принципам.

6. Не сдаваться в достижении своих целей.

Таким образом, на наш взгляд, возраст руководителя не имеет первостепенного значения. Важны профессионализм управленца, его лидерские и человеческие качества, способность найти общий язык с коллективом как со «взрослым», так и с молодым. Главное - любить свое дело, ценить людей, которыми ты управляешь, и с пользой для общего дела использовать свои достоинства - молодость, креативность, новые возможности. Все это и есть залог успеха и признания молодого руководителя коллективом.