Файл: Власть как коммуникация опыт и актуальные уроки демаркации политического в концепции Н. Лумана.doc

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 40

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
деятельности значительнейшими из академий, сохраняли всегда со всеми прочими академиями демокра­тический и непринужденный характер частной и общественной жизни того времени; они все создавались свободным образом и не имели даже для торжественных случаев ни каких-либо уставов, ни какого-нибудь неизменного церемониала. Образцом при создании таких обществ служила древнейшая академия, т.е. Academia Platonica во Флоренции". В то время как средневековые университеты благодаря единым институциональным нормам приоб­рели авторитарный характер, академии стали той новой формой ор­ганизации научного общения, которая не только поставила в центр демократи­ческие формы коммуникации, но и предоставила возмож­ность для взаимного соревнования и объединения усилий ученых, образованных практиков, гуманитариев, художников. Все это со­здало не просто новую атмосферу дружеской состязатель­ности, но и реальную почву для совместной работы, для развития теорети­ческих исследований и прикладных разработок в механике, архитек­туре, военном деле.

Мы уже отмечали, что научные общества принимали различ­ные организаци­онные формы. Академии в Италии были преимуще­ственно группой единомыш­ленников, находившейся под патронажем двора или какого-то знатного лица. Королевская Академия Франции была департаментом (Коллегией) в государственном аппарате. Королев­ское Лондонское общество было гораздо более открытым уч­реждением, которое руководилось собственным Президентом, однако его патроном на первых порах был все же король. Создание таких институциональных форм организации науки со своим Уста­вом, дисциплинирующими нормами вхождения и исключения чле­нов общества, со своей структурой власти делало весьма устойчивой жизнь ученого, обеспечивало продвижение его по всей лестнице на­учной карьеры. Правда, и здесь нельзя не видеть различий между разными формами организации науки. В эпоху Возрождения все общество, в том числе и научное сообщество, делилось на нобилей и изгнанников. Первые пользовались доверием государя и поддержи­вали порядок, сложившуюся систему власти и существовавшие тра­диции. Изгнанники требовали изменений, изгонялись из общества. Надо отметить, что нобили и изгнанники не были разъединены про­пастью. Многие нобили превращались в изгнанников. Такова судьба Макиавелли, Ф.Гвиччардини, впавших в немилость государя. Еще более трагична судьба Т.Мора, М.Сервета, Д.Бруно. Во всяком слу­чае неформальное, дружеское общение единомышленников, выдви­гавшееся в качестве регулятивного правила внутри академий, не со­здавало прочных, устойчивых отношений между учеными, не пред­полагало никаких гарантий для карьеры ученого, ни для его жиз­ненной судьбы.


Формирование классической науки XVII в. связано с созданием научных обществ. Лондонское Королевское общество возникло из совместных усилий трех групп ученых – кружка ученых вокруг С.Гартлиба, включавшего в себя Д.Дыорт, Я.А.Коменского, Р.Бойля, У.Петти, Б.Уорсли, членов Лондонской Коллегии врачей, прежде всего У.Гильберта и У.Гарвея, проводивших эксперимен­тальные исследования и создавших в 1645 году в Грешэм-колледже дискуссионный клуб, в котором реализовывалась программа Бэкона и, наконец, группа профессоров Оксфордского университета, объединившихся в клуб экспериментальной науки. Все это были кружки единомышленников, проводивших исследования, встречав­шихся для обсуждения опытов и их результатов на общих собра­ниях-сходках джентльменов с философским складом ума. Отноше­ния между этими тремя группами были разными в различные годы. Все они боролись за верховенство, критиковали друг друга, хотя многие из членов этих групп входили не в одну, а в целый ряд та­кого рода объединений, например, Р.Бойль участвовал в деятельно­сти всех трех ассоциаций, а У.Петти даже в шести из девяти суще­ствовавших в то время ассоциаций – коллегий. Их отношения друг с другом и властью принимали нередко драматический характер, в частности, в 1650 году сложилась открытая конфронтация этих групп, которая в конечном итого завершилась созданием Королев­ского общества. Так из деятельности неформальных групп-коллегий возникло первое научное общество, где коммуникация между уче­ными регламенти­руется определен­ными правилами Устава, где создается правящий Совет со своим президентом и управляющей властыо. Научные общества становятся одной из государственных Кол­легий, превращаясь из сообщества философов и медиков в Колле­гию, имеющую государственный статус, привилегии, права и обя­занности.

Итак, "незримая коллегия – это определенный тип коммуни­кации между учеными, коммуникации неформальной, осуществля­ющейся в переписке и ставящей целью обсудить свои работы, обес­печить приоритет, получать сведения об исследо­ваниях других уче­ных. Казалось бы, в науке XX века, обладающей специализирован­ными службами информации и развернутой системой коммуника­ции – от журналов до конференций и симпозиумов, от информаци­онных компьютерных сетей до принтеров – эта форма коммуника­ции должна отмереть. Оказывается, она не только не отмерла, но, наоборот, развилась и занимает свое

, причем важное место в си­стеме коммуникации между учеными. Этот тип коммуникации су­ществует в исследовательских объединениях и называется у разных историков науки по-разному – "невидимый колледж", "научная школа", "сплоченная группа", "социальный круг" и т.п. Нефор­мальный характер общения между учеными – главная черта такого рода объединений. "В основе представлений о "невидимом кол­ледже" лежит, видимо, то обстоятельство, что в каждом из наибо­лее активных и соревнующихся друг с другом научных направлений обнаруживается существо­вание особой "внутренней группы". Вхо­дящие в такую группу ученые оказываются обычно в прямом кон­такте с каждым исследова­телем, который вносит весомый вклад в данное направление, не только на националь­ном, но и на междуна­родном уровне, включая все страны, где данное направление полу­чило достаточное развитие. Основной состав группы собирается обычно где-нибудь в приятных местах на узких конференциях. Члены этой группы информационно связывают отдельные исследо­вательские центры. Они пересылают друг другу препринты и от­тиски статей, сотрудничают в исследованиях. Эти лица составляют как бы ядро, объединяя всех более или менее известных ученых ис­следователей данного направления, они оказываются в состоянии контролировать финансирование и лабораторное обеспечение иссле­дований как на местах, так и в национальном масштабе". В этих словах известного американского науковеда Д.Прайса обращается внимание не только на то, что в науке существуют не­формальные коммуникации между учеными, но и на то, что в этой сети неформальных коммуникаций можно выделить ведущую группу ученых, объединенных не столько природой исследуемого объекта, сколько общностью методов исследования. Это – ядро, в которое входят наиболее продуктивные ученые, оказывающие на­ибольшее влияние на исследования в данной области и выбранными методами. "Ядерная группа" внутри "невидимого колледжа" вы­членяется и с помощью социометрических методов науковед­ческого исследования, и с помощью библиометри­ческих методов – взаимного цитирования и соавторства в публикациях. Наряду с "ядерной группой" существует и второй слой участников коммуникации – слой "посторонних", участие которых в коммуникации минимально. Ведущая исследовательница такого рода коммуникаций в науке – Д.Крейн выделила в научном сообществе "невидимые колледжи" по целому ряду параметров, в том числе по социометрическим пара метрам, переписке, обмену препринтами и оттисками, соавторству отношению "учитель-ученик", влиянию на выбор проблем и др.. Исследования сети неформальных коммуникаций в науке показали их различия в разных научных дисциплинах и вместе с тем выявили их громадную значимость в современной науке.


Феномен "незримой коллегии", отмеченный Р.Бойлем, превратился в феномен "незримого колледжа" – сеть неформальной коммуникации между исследователями, которая включает в себя межличностное общение, текущее сотрудничество, соавторство, руководство аспирантами и стажерами, воздействие на выбор проблем и методик, обмен письмами и препринтами, оттисками статей. Иными словами, сеть неформальных коммуникаций в настоящее время гораздо шире, чем общение членов "незримой коллегии", ограничи­вающееся преимущест­венно перепиской между учеными. Характер и уровень неформальных коммуникаций, конечно, различен в странах с разными системами государственной власти. Он максимален в демократических странах, хотя и здесь существуют ограничения связанные с секретностью и запретами, действующими в военно-промышленном комплексе. Совершенно деформированный характер приобретают неформальные коммуникации в странах, где господ­ствовала тоталитарная система власти. Хотя и здесь можно выделить группу ученых, бывших лидерами в своей области, однако уровень неформальной коммуникации в силу ксенофобии, постоянно нагнетаемого страха вредительства, шпиономании был минимален, ограничивался преимущественно научными сотрудниками и аспирантами, работавшими в одном исследовательском учреждении, международные же контакты советских ученых были разрушены длительное время.

"Незримая коллегия" и "невидимый колледж" – это один из примеров неформальной, межличностной коммуникации межд] учеными, которая выдвигалась ими в качестве альтернативы фор­мальной, институциональной организации науки. В XVIII веке было выдвинуто немало проектов создания ассоциаций ученых – философского, сократического, добровольного содружества "Пантеистикон" Д.Толандом, негосударственных форм организации культуры. В.Гумбольдтом, перестройки академических организаций Ф.Шеллингом. В эпоху Просвещения в культурной и научной жизни большую роль играли салоны, особенно в пропаганде достижений наук, в просвещении умов, а также многочисленные ассоциации литераторов, юристов, ученых, которые О.Кошэн удачно назвал обществами свободы мысли. Все эти формы "республики ученых" и "республики литераторов" действовали в рамках абсолютной монархии, воплощая в себе поиск новых форм общения между людьми. В.С.Библер, характеризуя эту форму общения в салонах, отметил, что в них нашла свое выражение новая форма общения – "общения с самим собой. Общитель­ности как таковой, легкой, непринужденной, свободной по духу и почти свободной от вся­кого содержания... я беседую "по поводу", спорю, не соглашаюсь,
обмениваюсь фантазиями, новеллами, – только что сочиненными и тут же позабытыми, – я сталкиваю в своем сознании неопределен­ные мысли, различные нравственные оценки; я гармонизирую эти произвольные продукты моей фантазии, я удерживаю их – свои мгновенные создания – от столкновения, от непримири­мости, от угрюмости и фанатизма... Я человек хорошего вкуса, я – просвещен­ный человек". Действительно, такого рода общение су­ществовало прежде всего в художественных салонах, салонах "просвещенного вкуса". Но было бы неверным все салоны сводить к такого рода салонам. Они сыграли большую роль в пропаганде иде­ологии Просвещения, в подготовке Французской революции. Да, действительно, во многих салонах господствовал дух гедонисти­ческого легкомыслия, скептицизма, вседозволенности, придворно-светского пустословия. В противовес картезианскому аскетизму здесь царствовал дух развлечения, где не было нужды ни в Боге, ни в ко­роле, ни в заботе о своих делах. Салоны, среди которых наиболее известны были салоны мадам Жоффрен, мадам дю Деффон, мадам Тансен, мадемуазель Леспинас, Гольбаха и мадам Неккер, культи­вировали дух свободы, которая, по словам О.Кошэна, носила сугубо негативный характер, превратилась в свободу отрицания всех мо­ральных устоев – веры, авторитета, традиций, опыта, уважения к власти, объявленных предрассудками. "Республика лите­раторов, философов, юристов", царствовавшая в салонах, масонских ложах, столичных и провинциальных обществах, третировала веру как абсурд, традицию как принуждение, опыт как помеху. Она осуществила, по мнению О.Кошэна, разрушение разума, подчи­няясь масонским ложам, законодателям моды – энциклопедистам и объединяя скорее индивидуалистов, готовых выступить против кого угодно – против духовенства, двора, своих идейных противников, чем подлинно свободных ученых. В этой характери­стике много верного. Однако, не следует забывать то, что салоны и ложи, число которых в дореволюци­онной Франции достигало более 700 и в которые входили Мирабо, аббаты Грегуар и Сийес, Бриссо, Кондорсэ, Дантон, Дюмулен, Марат, Шометт, Робеспьер подготовили идейно французскую революцию, выдвинув и поддер­жав идею бессословного общества. Не следует забывать и то, что многие салоны были центрами общения образованных людей своего времени. Некоторые из них сохранились и после революции. Так, наиболее интересными во всем Париже были салоны Кювье – ве­черние собрания выдающихся ученых Европы, художников, писате­лей, с которыми запросто мог побеседовать любой приглашенный. По описанию К.Пфаффа, "ничто не изгонялось из этого круга, кроме зависти и злословия. Вся Европа была здесь представлена. Быть допущенным сюда значило видеть человеческий разум во всем великолепии, и иностранец поражался присутствию здесь самых знаменитых людей Европы и возможности беседовать запросто с принцами, пэрами, дипломатами, учеными и самым великим чело­веком, который принимал их с той же приветливостью, как и молодого студента с пятого этажа соседнего дома. Его мало заботило, в каком направлении развивается их талант, мало занимало их богат­ство и семья. Будучи выше всякой национальной ревности, он ува­жал одинаково все то, что было достойно восхищения. Он спраши­вал, чтобы научиться, как будто он простой студент".