Файл: Методическая разработка тема занятия Здоровый образ жизни приоритетная задача социальной политики и развития общества Актуальность.docx
ВУЗ: Не указан
Категория: Не указан
Дисциплина: Не указана
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 27
Скачиваний: 1
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
Тема занятия: Здоровый образ жизни – приоритетная задача социальной политики и развития общества
Актуальность:
Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей является национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года. (Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 21 июля 2020 года http://kremlin.ru/events/president/news/63728)
Место в содержании преподаваемой дисциплины:
Тема является частью раздела «Социальная структура и общественное здоровье» дисциплины «Социология здоровья»
-
Определение целей и задач занятия (задачи подразделены на обучающие, воспитательные и развивающие)
Дать учащимся представление о здоровье как основной ценности человека.
Обучающие:
Ознакомить студентов с основными понятиями о здоровом образе жизни
Воспитательные:
Воспитывать бережное отношение к здоровью.
Развивающие:
Создать условия для формирования стремления к самопознанию.
Основное содержание темы занятия (основные блоки, части содержания, основные понятия, которые надо ввести, раскрыть выводы, которые надо сделать).
Здоровье — это бесценный дар, который дан человеку самой природой.
Здоровье (ВОЗ) — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Это согласованное действие всех систем организма и личности, и изменение в любом из них обязательно сказывается на здоровье в целом.
Человек рассматривается как гармоничное единство телесного, психического и духовного.
Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать.
Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде
, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.
Человек — не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования.
Основные составляющие здорового образа жизни:
• оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении
• закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям
• рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ
• соблюдение режима труда и отдыха
• личная гигиена
• экологически грамотное поведение
• психическая и эмоциональная устойчивость
• сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем
• отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и нарко-тиков
• безопасное поведение дома, на улице и в учебном заведении, позволя-ющее избежать травм и других повреждений
Основные показатели здоровья населения:
1. Уровень рождаемости
2. Уровень заболеваемости
3. Уровень долголетия
4. Уровень смертности
Забота о здоровье определяется собственным отношением человека к самому себе. Только он сам может сохранить здоровье либо его разрушить.
ЗОЖ – это сознательный выбор, система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья.
Приоритетной в формировании здорового образа жизни должна стать
роль различных государственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, создание активной жизненной позиции в сохранении собственного и общественного здоровья.
Существенное внимание в работе по формированию зож сосредоточено:
на актуальных проблемах мониторинга состояния здоровья
студентов и профессорско-преподавательского персонала;
внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих
технологий;
осуществления межпредметной координации в комплексной работе по валеолого-экологическому, гигиеническому образованию и воспитанию молодежи;
повышения интеллектуальной насыщенности содержания обучения культуре здоровья, интеграции материальных и информационных технологий обучения, применения цифровых образовательных ресурсов;
развития материально-технического состояния спортивной базы университета.
Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни
включает:
создание постоянно действующей информационно пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;
привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.
Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения.
Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.
Заключение
В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. Ряд исследований показывает, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, а не всему комплексу мер по его реализации.
-
Связь содержания темы с другими темами
- С уже изученными темами:
Становление предмета социологии здравоохранения
Общество и меняющиеся представления о болезни.
- С темами, которые будут изучаться:
Социальная адаптация и здоровье.
Влияние «факторов риска» на динамику заболеваемости и здоровья.
Социология врачебной деятельности.
Поддержание здоровья в семье.
5. План занятия. (Ход, последовательность занятия с разбивкой по времени для каждого этапа)
Организационная часть 5’
Основная часть 45’
Начать изложение материала, в качестве вступления, с общего понятия о здоровом образе жизни.
Далее, рассмотреть отдельно каждый фактор, влияющий на здоровье, в форме диалога, добавить демонстрацию слайдов.
Краткий обзор особенностей зож провести в лекционной форме с показом слайдов.
Ход урока должен быть построен на активной работе обучающихся.
Практическая часть 30’
Для закрепления пройденных учебных вопросов и для активизации познавательной активности провести практическое занятие.
Заключительная часть 10’
Подведение итогов занятия.
6.Форма занятия (лекция)
7.Тип, вид занятия – обзорная лекция
8. Методы проведения занятия, отражающие активность преподавателя и активность учащихся.
рассказ-беседа-показ-объяснение;
ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;
участие в дискуссиях;
9. Использование Технических Средств Обучения ( какие, как, когда, для чего)
При проведении аудиторных занятий используются стандартно оборудованные лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий. Аудитория должна быть оборудована компьютером либо ноутбуком с предустановленным стандартным программным обеспечением (LibreOffice или аналогичные, браузер последней версии) и широкополосным доступом в сеть Интернет. Используется либо свободно распространяемое программное обеспечение, либо поставляемое по лицензии образовательной организации.
Для отображения презентаций используется проектор, стационарный или переносной экран либо интерактивная доска. Требования к специализированному оборудованию и программному обеспечению отсутствуют.
Для самостоятельной работы с медиаматериалами каждому студенту требуется персональный компьютер или планшет, широкополосный доступ в сеть Интернет, браузер последней версии, устройство для воспроизведения звука (динамики, колонки, наушники и др.).
При проведении занятий с использованием ДОТ применяется электронная образовательная информационная среда учебного заведения и внешние ресурсы.
10. Результаты занятия (содержание (что) и методы (как) оценки степени их достижения).
- для преподавателя
- для студента
В завершении занятия по изложенной теме подводится итог - выделяются ключевые моменты рассматриваемой проблемы (подходы к классификации мероприятий в области зож, основные классификационные признаки, их значение и использование в процессе развития здоровьесберегающих технологий).
Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов зож и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности
Степень воздействия занятия на развитие студентов: Формирование здоровьесберегающей среды в вузе направлено не только на более эффективное обучение студентов, но и на укрепление и сохранение здоровья, а также на сохранение и укрепление здоровья преподавателей
11. Контрольно- измерительные материалы.
Оценивание может проводиться:
устно в дистанционных образовательных технологиях;
письменно асинхронно путем выполнения выдаваемых заданий;
Накопленная оценка проставляется за активность обучающегося на практических занятиях
12.Критерии оценки степени достижения результатов.
Критерии оценивания компетенции | Уровень сформиро- ванности компетенции | Итоговая оценка | Оценка по 10-балльной шкале |
Обучающийся не владеет теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, демонстрирует отрывочные знания, не способен иллюстрировать ответ примерами, допускает множественные существенные ошибки в ответе. | недопустимый | неудовлетворительно | 0-3 |
Обучающийся владеет частично теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, фрагментарно способен иллюстрировать ответ примерами, допускает несколько существенных ошибок в ответе. | пороговый | удовлетворительно | 4-5 |
Обучающийся владеет теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, грамотно излагает материал и способен иллюстрировать ответ примерами, фактами, данными научных исследований, применять теоретические знания для решения практических задач, но допускает отдельные несущественные ошибки. | базовый | хорошо | 6-7 |
Обучающийся в полной мере владеет теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, грамотно излагает материал и способен иллюстрировать ответ примерами, фактами, данными научных исследований, применять теоретические знания для решения практических задач. | повышенный | отлично | 8-10 |