Файл: Методическая разработка тема занятия Здоровый образ жизни приоритетная задача социальной политики и развития общества Актуальность.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 27

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

Тема занятия: Здоровый образ жизни – приоритетная задача социальной политики и развития общества

Актуальность:

Здоровье – бесценное достояние не только каждого человека, но и всего общества. Сохранение населения, здоровье и благополучие людей является национальной целью развития Российской Федерации на период до 2030 года. (Указ «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». 21 июля 2020 года http://kremlin.ru/events/president/news/63728)

Место в содержании преподаваемой дисциплины:

Тема является частью раздела «Социальная структура и общественное здоровье» дисциплины «Социология здоровья»

  1. Определение целей и задач занятия (задачи подразделены на обучающие, воспитательные и развивающие)

Дать учащимся представление о здоровье как основной ценности человека.

Обучающие:

Ознакомить студентов с основными понятиями о здоровом образе жизни

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к здоровью.

Развивающие:

Создать условия для формирования стремления к самопознанию.

Основное содержание темы занятия (основные блоки, части содержания, основные понятия, которые надо ввести, раскрыть выводы, которые надо сделать).

Здоровье — это бесценный дар, который дан человеку самой природой.

Здоровье (ВОЗ) — это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. Это согласованное действие всех систем организма и личности, и изменение в любом из них обязательно сказывается на здоровье в целом.

Человек рассматривается как гармоничное единство телесного, психического и духовного.

Физическое здоровье человека — это здоровье его тела. Оно зависит от двигательной активности человека, рационального питания, соблюдения правил личной гигиены и безопасного поведения в повседневной жизни, оптимального сочетания умственного и физического труда, умения отдыхать.

Духовное здоровье человека — это здоровье его разума. Оно зависит от системы его мышления, отношения к окружающему миру и ориентации в этом мире. Оно зависит от умения определить свое положение в окружающей среде
, свои отношения к людям, вещам, знаниям и прочему и достигается умением жить в согласии с собой, с родными, друзьями и другими людьми, способностью прогнозировать различные ситуации и разрабатывать модели своего поведения с учетом необходимости, возможности и желания.

Человек — не просто высокоорганизованная биологическая система, но и организм, живущий в определенных общественных условиях. Они отражаются на его физическом и психологическом самочувствии. Поэтому с духовным здоровьем тесно связано социальное здоровье. Говоря о социальном здоровье, мы имеем в виду условия жизни человека, его труда, отдыха, питания, жилья, а также уровень культуры, воспитания и образования.

Основные составляющие здорового образа жизни:

• оптимальный уровень двигательной активности, обеспечивающий суточную потребность организма в движении

• закаливание, способствующее увеличению сопротивляемости организма неблагоприятным воздействиям внешней среды и заболеваниям

• рациональное питание: полноценное, сбалансированное по набору жизненно необходимых веществ

• соблюдение режима труда и отдыха

• личная гигиена

• экологически грамотное поведение

• психическая и эмоциональная устойчивость

• сексуальное воспитание, профилактика заболеваний, передающихся половым путем

• отказ от вредных привычек: курения, употребления алкоголя и нарко-тиков

• безопасное поведение дома, на улице и в учебном заведении, позволя-ющее избежать травм и других повреждений

Основные показатели здоровья населения:

1. Уровень рождаемости

2. Уровень заболеваемости

3. Уровень долголетия

4. Уровень смертности

Забота о здоровье определяется собственным отношением человека к самому себе. Только он сам может сохранить здоровье либо его разрушить.

ЗОЖ – это сознательный выбор, система поведения человека, основанная на глубоких знаниях различных факторов, оказывающих влияние на его здоровье, и выбор алгоритма поведения, максимально обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья.

Приоритетной в формировании здорового образа жизни должна стать

роль различных государственных программ, направленных на сохранение и укрепление здоровья студентов, создание активной жизненной позиции в сохранении собственного и общественного здоровья.



Существенное внимание в работе по формированию зож сосредоточено:

 на актуальных проблемах мониторинга состояния здоровья

студентов и профессорско-преподавательского персонала;

 внедрения в образовательный процесс здоровьесберегающих

технологий;

 осуществления межпредметной координации в комплексной работе по валеолого-экологическому, гигиеническому образованию и воспитанию молодежи;

 повышения интеллектуальной насыщенности содержания обучения культуре здоровья, интеграции материальных и информационных технологий обучения, применения цифровых образовательных ресурсов;

 развития материально-технического состояния спортивной базы университета.

Таким образом, пропаганда и формирование здорового образа жизни

включает:

 создание постоянно действующей информационно пропагандистской системы, направленной на повышение уровня знаний всех категорий населения о влиянии и возможностях снижения всех негативных факторов на здоровье;

 привлечение населения к занятиям физической культурой, туризмом и спортом, повышение доступности этих видов оздоровления.

Обязательным условием эффективности этой работы являются ее целенаправленность, плановость и непрерывность проведения.

Большое значение в основе формирования здорового образа жизни занимают личностно-мотивационные качества человека, его жизненные ориентиры. Никакие пожелания, приказы, наказания не могут заставить человека вести здоровый образ жизни, охранять и укреплять собственное здоровье, если человек сам не будет сознательно формировать собственный стиль здорового поведения.

Заключение

В формировании здорового образа жизни проблемой остается слабая мотивация его необходимости у населения. Ряд исследований показывает, что гораздо большее внимание респонденты уделяют отдельным его факторам, а не всему комплексу мер по его реализации.

  1. Связь содержания темы с другими темами

- С уже изученными темами:

Становление предмета социологии здравоохранения

Общество и меняющиеся представления о болезни.

- С темами, которые будут изучаться:

Социальная адаптация и здоровье.

Влияние «факторов риска» на динамику заболеваемости и здоровья.


Социология врачебной деятельности.

Поддержание здоровья в семье.

5. План занятия. (Ход, последовательность занятия с разбивкой по времени для каждого этапа)

Организационная часть 5’

Основная часть 45’

Начать изложение материала, в качестве вступления, с общего понятия о здоровом образе жизни.

Далее, рассмотреть отдельно каждый фактор, влияющий на здоровье, в форме диалога, добавить демонстрацию слайдов.

Краткий обзор особенностей зож провести в лекционной форме с показом слайдов.

Ход урока должен быть построен на активной работе обучающихся.

Практическая часть 30’

Для закрепления пройденных учебных вопросов и для активизации познавательной активности провести практическое занятие.

Заключительная часть 10’

Подведение итогов занятия.

6.Форма занятия (лекция)

7.Тип, вид занятия – обзорная лекция

8. Методы проведения занятия, отражающие активность преподавателя и активность учащихся.

рассказ-беседа-показ-объяснение;

ответы на вопросы, предлагаемые преподавателем;

участие в дискуссиях;

9. Использование Технических Средств Обучения ( какие, как, когда, для чего)

При проведении аудиторных занятий используются стандартно оборудованные лекционные аудитории и аудитории для проведения практических занятий. Аудитория должна быть оборудована компьютером либо ноутбуком с предустановленным стандартным программным обеспечением (LibreOffice или аналогичные, браузер последней версии) и широкополосным доступом в сеть Интернет. Используется либо свободно распространяемое программное обеспечение, либо поставляемое по лицензии образовательной организации.

Для отображения презентаций используется проектор, стационарный или переносной экран либо интерактивная доска. Требования к специализированному оборудованию и программному обеспечению отсутствуют.

Для самостоятельной работы с медиаматериалами каждому студенту требуется персональный компьютер или планшет, широкополосный доступ в сеть Интернет, браузер последней версии, устройство для воспроизведения звука (динамики, колонки, наушники и др.).

При проведении занятий с использованием ДОТ применяется электронная образовательная информационная среда учебного заведения и внешние ресурсы.

10. Результаты занятия (содержание (что) и методы (как) оценки степени их достижения).


- для преподавателя

- для студента

В завершении занятия по изложенной теме подводится итог - выделяются ключевые моменты рассматриваемой проблемы (подходы к классификации мероприятий в области зож, основные классификационные признаки, их значение и использование в процессе развития здоровьесберегающих технологий).

Воспитательная функция выражается в рассмотрении формирования положительных мотивов зож и готовности к самоконтролю как фактору преодоления заниженной самооценки и тревожности

Степень воздействия занятия на развитие студентов: Формирование здоровьесберегающей среды в вузе направлено не только на более эффективное обучение студентов, но и на укрепление и сохранение здоровья, а также на сохранение и укрепление здоровья преподавателей

11. Контрольно- измерительные материалы.

Оценивание может проводиться:

устно в дистанционных образовательных технологиях;

письменно асинхронно путем выполнения выдаваемых заданий;

Накопленная оценка проставляется за активность обучающегося на практических занятиях

12.Критерии оценки степени достижения результатов.


Критерии оценивания компетенции

Уровень сформиро-
ванности компетенции

Итоговая оценка

Оценка по 10-балльной шкале

Обучающийся не владеет теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, демонстрирует отрывочные знания, не способен иллюстрировать ответ примерами, допускает множественные существенные ошибки в ответе.

недопустимый

неудовлетворительно

0-3

Обучающийся владеет частично теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, фрагментарно способен иллюстрировать ответ примерами, допускает несколько существенных ошибок в ответе.

пороговый

удовлетворительно

4-5

Обучающийся владеет теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, грамотно излагает материал и способен иллюстрировать ответ примерами, фактами, данными научных исследований, применять теоретические знания для решения практических задач, но допускает отдельные несущественные ошибки.

базовый

хорошо

6-7

Обучающийся в полной мере владеет теоретическими основами дисциплины и научной терминологией, грамотно излагает материал и способен иллюстрировать ответ примерами, фактами, данными научных исследований, применять теоретические знания для решения практических задач.

повышенный

отлично

8-10