Файл: Реферат по философии студент группы эм154 Губанов Н. А. Проверил доцент, к филос н. Н. В. Казанова.docx
Добавлен: 02.12.2023
Просмотров: 74
Скачиваний: 2
ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.
МИНИСТЕРСТВО НАУКИ И ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РФ
ВОЛГОГРАДСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ЭКОНОМИКИ И УПРАВЛЕНИЯ
КАФЕДРА ФИЛОСОФИИ
Реферат
по философии
Выполнил: студент группы ЭМ-154
Губанов Н.А.
Проверил:
доцент, к. филос.н. Н. В.Казанова
Волгоград
2022
Оглавление
1. Сущность проблемы бытия и варианты её решения в философии: современный взгляд. Движение, пространство, время: основные концепции
Бытие – фил. категория, обозначающая реальность, существующую объективно, вне и независимо от сознания человека.
Под бытием в самом широком смысле понимается общее понятие о существовании, о сущем. Бытие - все то, что есть: материальные вещи, все процессы (физические, химические, геологические, биологические, социальные, психические, духовные), их свойства, связи и отношения.
Противопоставлением бытия является Ничто. Бытие и Ничто не могут существовать друг без друга: в случае если их разделить например, для того чтобы они не могли переходить друг в друга, то все бы исчезло.
Бытие не статично, как бы немало времени оно ни продолжалось, приходит к концу и "уплывает" в небытие, в частности, не иначе как данный человек.
Переход в небытие мыслится как разрушение этого вида бытия и превращение его в другую форму. Таким образом, небытие относительное понятие, в абсолютном смысле небытия нет. Бытие в прошлом есть ничто. Бытие постоянно в настоящем, и всего лишь в настоящем оно проявляется.
Традиционно бытие мыслится в двух значениях:
1. Это все когда-либо существовавшее, ныне существующее («наличное бытие») и все имеющее внутренний потенциал к существованию в будущем;
2. Это исходное начало и основание мира, его сущность.
Первая теория бытия была создана Парменидом. Он полагал, что архэ(сущность, причина) должно быть вечно, неизменно и совершенно, и впервые называет его бытием. Бытие тождественно Разуму, Логосу, т.к. «одно и то же мыслить и быть».
Поэтому небытия нет, т.к. оно немыслимо и несказанно. В современной науке его идеи рассматривают как основу статистической концепции времени. В дальнейшем в истории существовало немало разнообразных подходов к уяснению бытия, они все были построены на чувственных и соответствующих представлениях о сущем. И лишь только в эпоху Свежего времени осознание бытия претерпело немалые изменения. Тут бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Исходя из сущности "бытия", как
философской категории, необходимо отметить, что она объединяет весь мир как единое целое во всем его многообразии, когда вещи, предметы, явления берутся в их единстве с собственными характеристиками, особенностями, свойствами.
Формы бытия.
1. Бытие вещей (тел) и процессов
1.1 Бытие природы как целого (бытие «первой природы»)
1.2 Бытие вещей и процессов, произведенных человеком («бытие второй природы»)
2. Бытие человека
2.1 Бытие человека в мире вещей
2.2 Специфически человеческое бытие
3. Бытие духовного (идеального)
3.1 Индивидуализированное духовное бытие
3.2 Объективированное духовное бытие (вне индивидуальное)
4. Бытие социального
4.1 Индивидуальное бытие (бытие отдельного человека) в обществе и в истории
4.2 Бытие общества
Несмотря на то, что о природе судят люди, «первая природа» существует до, вне и независимо от сознания человека. В универсуме природы человек - это только одно из наиболее поздних звеньев в бесконечной цепи единого бытия. Для природы «быть» вовсе не значит быть воспринимаемой человеком.
В истории философии сложились различные подходы к пониманию сущности пространства и времени. Основными из них являются субстанциальная и реляционная концепции.
Согласно субстанциальной концепции пространство и время — это особого рода сущности или особые субстанции, которые существуют сами по себе, независимо друг от друга, вещества и поля.
Согласно реляционной концепции пространство и время – это система взаимодействующих объектов и событий.
Эти концепции пространства и времени нашли свое преломление в идеализме и материализме, метафизике и диалектике.
Для субъективного идеализма свойственно отрицание объективного характера пространства и времени. Так. немецкий философ И. Кант утверждал, что пространство и время являются априорными (т.е. доопытными) формами чувственного созерцания действительности, иначе говоря, они присущи не внешнему миру, а сознанию человека.
Для объективного идеализма свойственно отрицание всеобщего характера пространства и времени, т.к. они являются порождением духовного нечеловеческого начала. Например, согласно немецкому философу Гегелю, абсолютная идея существует вне времени и пространства и производит их только на определенном этапе своего развития.
Для метафизического (недиалектического
) подхода характерен отрыв пространства и времени друг от друга и от материи. В этом отношении показательная концепция классической механики Ньютона, где абсолютное пространство – пустое вместилище, абсолютное время – чистая математическая длительность.
Диалектико-материалистический подход утверждает, что пространство и время – это объективные и всеобщие формы существования движущейся материи. В начале ХХ в. русский марксист В. И. Ленин писал:
« В мире нет ничего, кроме движущейся материи, и движущаяся материя не может двигаться иначе, как в пространстве и во времени».
Диалектико-материалистическое понимание пространства и времени сводится к следующему.
Пространство – это отношения порядка расположения и протяженности одновременно сосуществующих объектов. Основные свойства пространства: трехмерность , связность, симметричность, единство непрерывности и прерывности, однородности и неоднородности и др. Трехмерное пространство описывается декартовой системой взаимно перпендикулярных координат Х, У, Z.
Пространство характеризуется наличием у материальных объектов высоты, ширины, длины, объема, углов.
Время – это отношения последовательности существования и длительности сменяющих друг друга состояний и явлений. Основные свойства времени: одномерность, асимметричность , однородность, одно направленность, необратимость.
«Стрела» времени показывает направление темпоральности , т.е. движения времени. Необратимость времени вытекает из необратимости природных процессов.
Диалектическая концепция взаимосвязи пространства – времени- движения – материи подтверждается в науке неевклидовыми геометриями (Лобачевского, Бойяи, Римана) и теорией относительности (Эйнштейна).
Теория относительности, открытая в середине ХХ в. А. Эйнштейном,
- подтвердила правильность реляционной теории, т.е. понимание времени и пространства как отношений внутри материи;
- перевернула прежние взгляды на время и пространство как вечные, неизменные величины.
Было доказано, что при движении тел со скоростью, приближающейся к скорости света, пространство уменьшается, а время замедляется. Таким образом, пространство и время относительны, и относительны они в зависимости от условий взаимодействия материальных тел.
2. Проблема познаваемости мира. Структура и сущность познания
Проблема познаваемости мира является одной из важнейших в философии. Она стояла как центральная в Древней Греции, в средние века и Новое время (И. Кант, Гегель), особенно остро встала эта проблема в нашем столетии (Франк, Гартман, Витгенштейн). На всем протяжении развития философии в ней сталкивались различные подходы и направления: гносеологический оптимизм и агностицизм, сенсуализм и рационализм, дискурсивизм (логоцизм) и интуитивизм и др.
Сама проблема: “Познаваем ли мир, а если познаваем, то на сколько?” выросла не из праздного любопытства, а из реальных трудностей познания. Область внешнего проявления сущности вещей отражается органами чувств, но достоверность их информации во многих случаях сомнительна или вообще неверна.
Одним из направлений в гносеологии является агностицизм . Его специфика заключается в выдвижении и обосновании положения о том, что сущность объектов (материальных и духовных) непознаваема. Это положение первоначально, когда философское знание окончательно еще не порвало с представлением о богах, касалось именно богов, а затем уже природных вещей. Древнегреческий философ Протагор (ок. 490 – 420 гг. до н.э.) сомневался в существовании богов. Он писал: “О богах я не могу знать, есть они, нет ли их, потому что слишком многое препятствует такому знанию, - и вопрос темен, и людская жизнь коротка”. По отношению природных явлений он обосновывал взгляд, согласно которому “как оно кажется, так оно и есть”. Разным людям свойственны разные понимания и разные оценки явлений, поэтому “человек есть мера всех вещей”. Сущности же самих вещей, сокрытые их проявлениями, человек вообще не способен постичь. Древнегреческий философ Пиррон (360 – 270 гг. до н.э.) считал, что от проникновения в глубь вещей должен воздерживаться. Его обоснование не лишено интереса. Пиррон считал, что человек стремится к счастью. Счастье же, по его мнению, слагается из двух компонентов: 1) отсутствия страдания и 2) невозмутимости. Состояние же невозмутимости, безмятежности достижимо при познании, но не всяком. Чувственные восприятия достоверны. Если нечто кажется мне горьким или сладким, то соответствующее утверждение будет истинным. Заблуждения возникают, когда от явления мы пытаемся перейти к его основе, сущности. Ни о чем нельзя сказать, что он поистине существует, и никакой способ познания не может быть признан истинным или ложным. Сама сущность постоянно изменчива. Всякому утверждению о любом предмете может быть с равным правом противопоставлено противоречащее ему утверждение.
На смену античному агностицизму впоследствии пришли на смену многие другие.
В Новое время, характеризовавшееся быстрым развитием экспериментального естествознания, сложились две наиболее влиятельные агностические разновидности агностицизма – юмизм (Д. Юм 1711 – 1776) и кантианство (И. Кант 1724 – 1804).
Д. Юм обратил внимание на причинность, на ее трактовку учеными; согласно принятому тогда пониманию, в причинно-следственных связях качество следствия должно быть равно качеству причины. Он указывал на то, что в следствии есть немало такого, чего нет в причине. Юм сделал вывод: объективной причины нет, а есть лишь наша привычка, наше ожидание связи данного явления с другими и фиксация этой связи в ощущениях. Мы в принципе не знаем и не можем знать, полагал он, существует или не существует сущность предметов как внешний источник ощущений. Он утверждал: “Природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и представляет нам лишь знание немногих поверхностных качеств”.
И. Кант, как известно, исследовал познавательные способности человека и специфику естественнонаучного познания. Его привлекла активность человека в познавательной деятельности, созидание им форм, отсутствующих в природе, соединение “субъективного” и “объективного” в познании. Материальные объекты, как он считал, воздействуют на человека, вызывают множество разных ощущений, они самим объектом не упорядочиваются, а хаотичны, но приводятся в определенный порядок автоматически, без участия рассудка, посредством априорных (т.е. не выводимых из опыта) форм живого созерцания – “пространства” и “времени”. Обретая пространственные и временные характеристики, представления затем оформляются посредством категорий рассудка и предстают перед субъектом в качестве явлений, соотносимых с воздействовавшими на органы чувств “вещами в себе”.
В дальнейшем наиболее значительной разновидностью агностицизма был конвенциализм А. Пуанкаре (1854 – 1912). Согласно конвенциализму наши теории и гипотезы являются лишь соглашениями между учеными, но эти теории не способны отражать достоверно сущность исследуемых предметов, или предметных областей действительности. В наши дни встречаются многие разновидности агностицизма, в том числе “технический агностицизм” Г. Башляра (1884 – 1962), замыкающий познавательную деятельность преимущественно на созданной человеком технической реальности. Есть квантово-механический, кибернетический, психиатрический, социальный агнностицизм.