Файл: Болатов Алибек Саматович, имр12. Цивилизационная теория Арнольд Тойнби. Постижение истории.docx

ВУЗ: Не указан

Категория: Не указан

Дисциплина: Не указана

Добавлен: 02.12.2023

Просмотров: 28

Скачиваний: 1

ВНИМАНИЕ! Если данный файл нарушает Ваши авторские права, то обязательно сообщите нам.

03.05.2023

Болатов Алибек Саматович , ИМР-12.

Цивилизационная теория Арнольд Тойнби. «Постижение истории»

Введение

“Постижение истории” - это сложная цивилизационная теория, разработанная британским историком Арнольдом Тойнби. Его работа описывает историю человечества как последовательность вызовов, с которыми сталкивались различные цивилизации, и различные способы, которыми они преодолевали эти вызовы. В своей теории Тойнби обращается к идеям о взаимодействии между различными цивилизациями, их влиянии друг на друга, а также о том, как они реагируют на такие вызовы, как изменения окружающей среды, войны и экономические кризисы.

Сам Тойнби разделил мир на 21 цивилизацию – западную, русскую-византийскую, иранскую, сирийскую, индскую, китайскую, минойскую, шумерскую, хеттскую, вавилонскую, андскую, мексиканскую, юкатанскую, майя, египетскую и цивилизации, которые остановились в развитии (эскимосскую, номадическую, оттаманскую и спартанскую).

Основная часть

По Тойнби цивилизации проходят разные стадии развития – рождение, прогресс, надлом и конец. Как развиваются цивилизации согласно теории Арнольда Тойнби? Цивилизации развиваются посредством концепции «вызов – ответ», которую Тойнби индоктринирует в свою цивилизационную концепцию – всякий «вызов» для цивилизации предполагает либо победу цивилизации, а, следовательно, и ее прогресс, либо же цивилизация не справляется с вызовом и начинается точка отсчета падения цивилизации. Тойнби утверждал, что взлет и падение цивилизаций является центральной темой мировой истории. Он считал, что цивилизации создаются, когда группа людей собирается вместе, чтобы решить общую проблему, например, как орошать землю или как защищаться от врагов. Однако цивилизации также уязвимы перед внутренним и внешним давлением, которое может привести к их упадку и краху. Тойнби считал, что крах цивилизации не является неизбежным, а скорее результатом неспособности адаптироваться к меняющимся обстоятельствам . По Тойнби, каждая цивилизация и есть динамическое общество – каждая особая деталь и эволюционные формы отношений развивают цивилизацию. «Вызов – ответ» как форма жизненной борьбы для цивилизаций у Тойнби выбрана неслучайно. Цивилизации помимо борьбы за жизнь
, эволюционируют вследствие вызова, с которыми справились. Так, цивилизация, как и любое динамическое общество приобретает разные развитые формы.

Тойнби не характеризует цивилизацию лишь как государство. По Тойнби, цивилизация есть нечто иное, тянущееся и во времени, и в пространстве, оставляя за собой огромный культурный шлейф – пласт, затрагивающий язык, религию, мифы, обычаи, этнос и другое. Оттого, понятие «цивилизация» шире, чем понятие «национальное государство», «федерация» или другие формы человеческого устройства.

«Постижение истории» Тойнби писалось и под необходимостью: долгое время Тойнби работал в правительстве Великобритании, в сфере международных отношений. Можно ли утверждать, что «Постижение истории» писалось для рационального использования? Да, поэтому многие детали касательно особенностей цивилизации детерминированы и расставлены так, чтобы британский человек мог с легкостью ориентироваться в разных культурах.

Рождение цивилизаций, по Тойнби, примечательно тем, что цивилизация рождается либо в случае прогресса общества с примитивным укладом жизненных отношений, либо рождается на останках предыдущей цивилизации. В качестве примеров приводятся многочисленные цивилизации на территории древней Месопотамии.

В качестве интересного примера Тойнби называет западную христианскую, православную христианскую цивилизации как «сестринские» цивилизации – разделяющие общие ценности, схожесть образа жизни и культурного бытия.

Тойнби предложил теорию «Вызова и реагирования», которая гласит, что цивилизации развиваются в ответ на вызовы, с которыми они сталкиваются. Эти вызовы могут исходить извне цивилизации, такие как вторжения или стихийные бедствия, или изнутри, такие как социальные или экономические изменения. Согласно Тойнби, цивилизация, которая способна противостоять этим вызовам и эффективно реагировать на них, выживет и процветет, в то время как та, которая не в состоянии этого сделать, придет в упадок и в конечном итоге рухнет. Тойнби нередко использовал слово «пролетариат» в качестве обозначения движущей рабочей силы людей «из низов» - так он писал, что некоторые цивилизации возникли вследствие откола пролетариата от правящей верхушки, что порождало в конечном итоге новую цивилизацию, зародившуюся на останках материнской. Также Тойнби отмечал, что перед лицом надлома, цивилизации могут или исчезнуть, или дать жизнь новым цивилизациям, которые возникли на культурных началах оной. Характерно и то, что Тойнби писал о том, что цивилизации, в отличие от Шпенглера – не одно и то же, что цивилизации в понимании Шпенглера. Незамкнутая в себе, эволюционирующее общество. Тойнби утверждал, что цивилизация — это

инструмент для человека, который взаимодействует с обществом. То есть, личности движут историю, а не цивилизации.

Характерны и философские размышления Тойнби, который обращал внимание историков на то, чем вдохновляется историк, чем руководствуется человек при исторических исследованиях и какие мотивы преследуют – от этого и исходит материал, который производится историками. Замысел Тойнби сортировать действительно сложную концептуальную тему – цивилизаций поражает масштабностью. Однако, цивилизационные теории – субъективное видение одного конкретного человека на попытку объяснения устройства больших, глобальных человеческих общежитий – алгоритмы их жизненного производства и попытка выследить определенные закономерности

Заключение

В заключение эссе о теории Тойнби "Постижение истории" можно сделать вывод, что эта теория является важным инструментом для изучения истории человечества. Это помогает лучше понять, как различные цивилизации реагировали на вызовы, с которыми они сталкивались, и как они взаимодействовали друг с другом. Однако, как и у любой теории, у теории Тойнби есть свои недостатки и ограничения. Например, она упускает из виду роль отдельных личностей в истории и сосредоточиваться исключительно на цивилизациях.

Несмотря на это, теория Тойнби по-прежнему является ценным инструментом для изучения человеческой истории, и ее применимость не ограничивается только прошлым. В свете современных вызовов, таких как глобализация, изменение климата и межкультурная напряженность, понимание реакции различных цивилизаций на эти вызовы может быть чрезвычайно важным для формирования будущего.